- Я сегодня не в спортивной форме, потому что уже сложил ее к вылету на сборы. Пока будем работать без большой нагрузки, собираемся чередовать беговые нагрузки с игровыми упражнениями. Завтра после обеда уже начинаем работать в общей группе.

- Шахтер действительно имел виды на Горана Попова?

- Я не знаю такой фамилии.

- В межсезонье среди всех трансферных слухов Шахтер упоминался в связи с двумя фамилиями – Срна и Кардосо…

- По Срне ничего не знаю – я с ним говорил, но мы не обсуждали какой-то возможный трансфер. Что касается Кардосо… По нему в последнее время мне было задано много вопросов. Мы никогда не говорили о трансфере Кардосо в Шахтер. Я просто давал оценку футболисту – хороший игрок, который в свое время забил нам два гола, если помните. Может быть, после этого разговора журналисты пришли к каким-то выводам, упоминая даже какие-то конкретные суммы… У нас есть Адриано, Гладкий, Фомин – молодые игроки, которые будут расти и со временем играть еще лучше. Могу сказать, что разговора о трансфере Кардосо не возникало. В период трансферов всегда бывает много разговоров о переходах футболистов, агенты даже называют суммы. Но сейчас нас больше интересуют украинские игроки.

- Заканчиваются сроки арендных соглашений Морено и Кастильо. Какая судьба ждет этих футболистов в Шахтере?

- Морено уже в Гоинге, а там уже будем смотреть. Что касается Кастильо – никто не знает, что у него в голове. Он должен сказать, хочет ли играть в футбол, либо же тех денег, которые у него есть, ему достаточно. Мы ждем его на сборах. Считаю, что он должен пересмотреть свое поведение, – у него есть обязанности перед клубом, перед президентом и, прежде всего, перед собой. Своего отношения к футболу он, к сожалению, не показал ни у нас, ни в Манчестер Сити, ни в Днепре, ни в национальной сборной Мексики.

- А что скажете о судьбе других арендованных игроков? Есть Федецкий, есть футболисты в Заре…

- Важно, чтобы наши игроки получали игровую практику и, имея ее, попадали в национальную сборную. Считаю, что им пока лучше остаться в тех клубах и постоянно играть. Они молодые, у них еще все впереди. А пока они должны себя показать в тех командах, в которых выступают сейчас. Если они вернутся и не будут выходить на поле в каждой игре – наверное, не получат ни удовольствия, ни роста мастерства.

- Когда вернутся сборники, и сколько всего игроков будет работать в Австрии?

- Со всеми уже договорились – футболисты будут иметь по две недели отдыха после своей последней игры. Хотя некоторые игроки закончили сезон слишком поздно, поэтому они отдохнут лишь десять дней.

- Скажите, вы будете следить за чемпионатом мира? Какие прогнозы на победителя и лучшего бомбардира?

- Я не делаю прогнозов – тренеры не должны этим заниматься. Не хотелось бы в своих прогнозах ошибиться… Потом это будут анализировать. (Улыбается.) В душе, наверное, есть кое-какие симпатии, но не хочу о них говорить.

- А от Шахтера кто-то будет присутствовать на чемпионате мира?

- Сложно сказать, поскольку это не моя функция. Не думаю, что в этом есть смысл. На сегодняшний день все уже известны хорошо – настолько, чтобы наблюдать за играми чемпионата мира и выбрать кого-то. Может быть, тот анализ, который сделает телевидение, будет достаточным для оценки любого игрока или любой команды.

- Вас не смущает, что до старта сезона – меньше месяца, а решения по легионерам, по их количеству, еще нет?

- Ничего не могу ответить на этот вопрос. Я готовлюсь ко всем ситуациям, которые могут быть.

- Какова сейчас ситуация с Илсиньо? Заинтересован ли в нем клуб?

- Если он не получает удовольствия от нашего клуба, от работы здесь, то лучше, чтобы он ушел. Мы предоставили ему возможность расти, играть в Шахтере и иметь хорошую заработную плату. К сожалению, не все футболисты в таких ситуациях являются профессионалами на сто процентов. Я чувствовал, что нечто подобное может произойти, поэтому присутствие Дугласа и Тейшейры объяснимо. Возможно, Илсиньо думает, что уже готов играть в клубах вроде Реала и Барселоны… Он хороший игрок, но все же ему еще расти и расти.

- Новички в Шахтере еще будут?

- У нас хорошая команда, молодая. Многие хотят трудоустроить игроков в Шахтер, предлагают их нам. Однако нам они сейчас не нужны.

- Вы вообще сожалеете об уходе Илсиньо?

- Конечно. Я вложил в него свою работу и думаю, что он вырос за то время, пока играл в Шахтере. Агенты, которые у него есть, наверняка неверно его направляют своими советами. Доволен тем, что остальные бразильцы вовремя возвращаются, желают выступать в Лиге чемпионов, выигрывать и создавать себе хороший имидж за счет выступлений в составе Шахтера. Это очень важно.

- А есть гарантия, что такая ситуация больше не повторится?

- Нет, конечно. Такое может произойти в любой момент. Никто не может быть застрахован от подобного, ведь мыслями некоторых игроков управляют агенты. Агенты фактически живут, имея доход от трансферов игроков. Поэтому и создаются подобные проблемные ситуации.

- В связи с поступком Илсиньо не собираетесь ли вы возвращать в команду лучшего ассистента чемпионата Украины - Дениса Кожанова, чтобы заменить бразильца на поле?

- У меня встречный вопрос - зачем тогда мы покупали Тейшейру и Дугласа? Кожанова мы просматриваем дальше, он играет постоянно в составе. Придет момент, и, может быть, он окажется в составе нашей команды. Возможно, и в этом году.

- Не планируете ли вы на сборах в Австрии устраивать на теоретических занятиях общекомандные просмотры матчей чемпионата мира?

- Разве что это будет происходить непреднамеренно. Мы не будем собираться всей командой, смотреть игры, ведь мы же не в детском саду! Я уверен, что каждый из них будет в моменты отдыха в своих номерах смотреть матчи первенства… Команда за этот год проиграла только две игры - Фулхэму и Динамо в чемпионате, не считая игры с Партизаном, которая не имела турнирного значения. При этом многие предлагают и говорят, что нужно что-то менять в команде, что-то кому-то не нравится. Обычно всевозможные турниры выигрываются опытными коллективами, возраст же нашей команды в среднем подходит к 25-ти. Шахтер еще вырастет в этом плане. Смотрите - Интер, который выиграл Лигу чемпионов. Какой у них средний возраст? Проще всего взять опытных игроков, которых не нужно проверять, не нужно воспитывать, и у которых за спиной семьи, дети. Мы выбрали другой путь - брали молодых игроков, воспитывали и поднимали их, за счет чего и выигрывали.

- Мистер Луческу, скажите, а Шахтер действительно искал на трансферном рынке форварда? Эта информация соответствует действительности или нет?

- Я не ставил вопрос об этом. Я решаю, но вопрос так не стоял – чтобы укреплять команду нападающими. Сольдадо, еще какие-то игроки мелькали в прессе… Я думаю, что футболисты из таких стран, как Англия, Испания, Франция, могут прийти сюда только для того, чтобы заработать хорошие деньги, а потом, через три месяца, создать проблемы. Мы можем привести негативные примеры – Лукарелли, Кастильо. Поэтому мы пытаемся больше не делать таких ошибок.

- А украинских нападающих вы не видите в этом числе?

- Нет. У нас есть Гладкий, Фомин, которые могут играть на высоком уровне и могут отсюда попасть даже в сборную. Для этого есть все условия. Наша обязанность – помогать им находиться на высоком уровне и поддерживать игроков. Сейчас для них это самое важное. Поэтому и просматриваем всех, ведь вы сами знаете, что наша задача - пройти как можно дальше в Лиге чемпионов, пройти в европейскую весну и выйти из группы. Некоторым игрокам, которые есть у нас в составе, нелегко войти в игру нашей команды, поскольку она специфическая. У нас были футболисты высокого уровня, которые не смогли адаптироваться к условиям, требованиям и нашей игре. И это не потому, что их индивидуальное мастерство было на низком уровне. Независимо от того, где мы играем - в чемпионате или в Европе - мы имеем преимущество со всеми командами. Превосходим соперников и территориально, и по владению мячом. Мы выходим из обороны через пас и строим свою игру на технических способностях наших полузащитников.

- В Шахтере уже появились два новичка – Степаненко и Кривцов. Как вы считаете, они уже сейчас могут побороться за место в основном составе, либо же их удел лишь скамейка запасных?

- Пока неизвестно. Посмотрим. У нас нет такой практики, когда постоянно играют одни и те же одиннадцать игроков, четко основной состав. От матча к матчу проводится ротация, меняется ряд игроков. Нет футболистов, которые не имели бы здесь игровую практику. Мы не делим игроков на основных и запасных. Ракицкий, например, сразу попал в состав и стал постоянно играть. Ему не нужно было постепенно адаптироваться, поскольку он был готов. Уверен, что так произойдет и с другими игроками. Может быть, попробуем отдать куда-то в аренду Чижова. Я хочу, чтобы он играл, поскольку за неимением игровой практики не будет никакого роста мастерства. У него часто случались травмы, которые не позволяли ему стать основным игроком. Но он молод, и у него еще много времени.

- Из молодых игроков вы только этих ребят будете пробовать?

- Считаю, что пока достаточно. Такое практикуют многие клубы, из года в год. В прошлом году на сборах у нас были игроки, которые сейчас являются основными футболистами в своих клубах: Ракицкий, Виценец… Мне бы хотелось, чтобы и из этой группы кто-то к концу лета попал в клуб Премьер-лиги. Находясь здесь, эти футболисты должны иметь будущее и показывать другим игрокам, что благодаря хорошему отношению к делу можно добиться определенных результатов. Мы так и строим свою работу – футболисты у нас находились по два-три года, а затем уходили в другие клубы и становились игроками основного состава. Оттуда они уже попадали в сборную, а это о многом говорит.