Сегодня в ПФЛ было много событий. Во-первых, в День футбола пресс-служба ПФЛ, возглавляемая Викторией Щербак, решила провести семинар для пресс-служб клубов первой и второй лиги. На приглашение откликнулось около 20 клубов, к тому же, посетили мероприятие и представители СМИ. С большим интересом слушали и обсуждали доклады ведущих журналистов присутствующие. Секретами создания современных веб-сайтов футбольных клубов поделились руководитель веб-портала ФК Динамо (Киев) Олег Задерновский, руководитель пресс-службы ФК Шахтер (Донецк) Руслан Мармазов, руководитель пресс-службы ФК Севастополь Максим Каратаев – кстати, сайт севастопольцев, по общему признанию, давно опередил первую лигу и соответствует премьер-лиговым стандартам. Рассказали о мастерстве отчета, интервью и других жанров спортивной журналистики известные мастера пера – Артем Франков, Евгений Карельский, Семен Случевский. Также поручили выступить и автору этого материала… В итоге общение прошло в теплой, конструктивной атмосфере, что, надеемся, поможет всем присутствовавшим радовать читателей еще более интересными творческими достижениями.

А после познавательного семинара президент ПФЛ Милетий Бальчос провел пресс-конференцию по итогам осенней части сезона среди команд первого и второго дивизионов. Как водится, получилась она информативной, и новостей Милетий Владимирович сообщил много. Впрочем, обо всем по порядку.
 
– Милетий Владимирович, в нынешнем сезоне во второй лиге сезон проходит по экспериментальной двухэтапной схеме. По тем отзывам, которые приходилось слышать, оценивают новшество весьма позитивно. Скажите, нет вероятности, что оно найдет свое продолжение и в первой лиге?

– Признаться, сегодня как раз меня посетила подобная идея. Нынешний сезон и вправду можно назвать несколько экспериментальным – ранее в украинском футболе не существовало подобной схемы проведения, так что мы и вправду стали в этом плане первопроходцами. Внедряя двухэтапную схему, мы преследовали главную цель – поднять соревновательный уровень и увеличить количество матчей во второй лиге. На недостаток игровой практики жаловались наши клубы, и я их понимаю – когда я был главным тренером армейской команды Зирка (Бердичев), мои юные футболисты проводили до 72 игр за сезон. До этого сезона клубы набирали по 22-24.

Двухэтапная схема была одобрена клубами, поддержана болельщиками. У каждой группы определилась шестерка клубов, которая весной будет разыгрывать медали, остальные весной будут бороться за выживание. За исключением Десны, существенно оторвавшейся от преследователей, все остальные команды отчаянно боролись за свои позиции и проявили высокий уровень борьбы. Но на недавнем совещании клубов второй лиги, а также на Центральном совете ПФЛ, некоторые клубы заявляли, что нынешний формат требует бОльших средств и трат.

По нынешнему регламенту со следующего сезона планируется одна группа на 20 команд – это решение было одобрено клубами, но теперь вызывает сомнения. Как в связи с успешностью проведения двухэтапного эксперимента, так и в связи с большими тратами на выезды при одной группе – скажем, со Стрыя в Свердловск. К тому же, у нас очень тревожная зима – уже сейчас, буквально днями, снялась плисчанская Еднисть. Не исключены и другие потери. Так что пока непонятно, как будет проходить борьба за выживание. Во всяком случае, мы пока не спешим с решениями и заявлениями – Центральный совет будет определяться с главными вопросами уже весной, когда будет бОльшая ясность.

– Какие еще есть проблемные клубы?

– Едности уже нет, Оболони уже нет. У хмельницкого Динамо проблемы. У Николаева вроде как все решилось, но вызывает подозрения тот факт, что пока не удается связаться с новыми собственниками. По Арсеналу – отдельная ситуация. Как вы знаете, президент клуба Горобец заявил, что в связи с неудовлетворительными турнирными результатами прекращает финансирование белоцерковской команды и сосредоточится на поддержке детского футбола. Команду надо было спасать. После моей встречи с губернатором Киевщины, главой областной федерации футбола Присяжнюком появился вариант – президент клуба-чемпиона области, Колоса из Коваливки, Андрей Засуха согласился помочь команде. А долг на тот момент был только по одним премиальным! Зарплата у команды была одной из лучших в лиге, не считая разве что лидеров, борющихся за выход в премьер-лигу, и долгов по ней не было. И вот накануне очередного матча команда не хотела выходить на поле! Пришлось мне звонить капитану белоцерковцев, чтобы узнать ситуацию. Оказалось – они требовали зарплату за октябрь, иначе, дескать, на очередной матч не выедут. А на календаре было начало октября!

А вот у Николаева полгода зарплаты не было, а команда стала грозой авторитетов, боролась до последнего, отбирала очки у лидеров. И вправду такая ситуация – у кого-то совсем денег нету, проблемы, а кто-то от жиру бесится. Так что теперь со страхом ждем весны.

– А какая ситуация с Оболонью?

– ПАО Оболонь инициирует создание ФК Оболонь-Бровар. Вы обратили внимание – я сегодня подписывал документы. Это как раз по этому делу. Центральный совет принял решение обратиться с письмами в комитет по аттестации, чтобы была рассмотрена ситуация по клубу. Все долги ФК Оболонь – 16 млн. грн., там также и зарплата, и заявочный взнос (199 тысяч). Эту ситуацию можно расценить как форс-мажор – ПАО Оболонь остается платежеспособным, но у него уже полтора года, как не действует спонсорское соглашение с ФК Оболонь. ФК Оболонь – общественная организация, и отсутствие подобного договора может негативно отбиться и на самом спонсоре. Подписать такое соглашение стороны теперь не хотят, на переговоры не идут, с нынешними руководителями ФК связаться не представляется возможным. Ситуация патовая. Но нам что делать? Ведь не могут одни клубы играть за счет других. Поэтому придется инициировать лишение клуба аттестата на участие в профессиональных состязаниях. Общие долги клубов перед ПФЛ – 910 тыс. грн.

– А с кем игроки подписывали контракты? Не могут ли они получить статус свободных агентов в связи с задолженностью перед ними?

– С ФК Оболонь. Да, уже и были подобные заявления, но мы взяли на себя решение не реагировать на это. Долги перед футболистами – 4 млн. грн. за 4 месяца. Минимальный долг перед конкретным, отдельным футболистом – 220 тысяч, у остальных больше.

– А кому принадлежит база в Буче, стадион на Оболони?

– База и стадион – ПАО Оболонь, а вот земля – городу, ее взял в аренду ФК Оболонь.

– Чем закончилось дело по резонансным заявлениям наставника Николаева Забранского относительно представителей Авангарда?

– Я направил в прокуратуру повторное заявление, раньше направлял и в комитет по честной игре федерации, но ответа оттуда так и не последовало. Недавно мы отмечали международный день борьбы с коррупцией. Сегодня по моим подсчетам 100 дней работы нового руководства ФФУ во главе с Анатолием Коньковым. Я верю, что совместными усилиями мы можем сдвинуть дело с мертвой точки. Сейчас ведется работа относительно нового закона по противодействию коррупционным схемам в футболе – прежняя законодательная база не предусматривала полной ответственности коррупционеров. Законопроект сейчас на апробации и обсуждении в вузах МВД. Очень на него надеемся.

– Каков итог заявления наставника Буковины Зайца относительно президента Полтавы Соболева?

– КДК, скажем так, принял информацию к сведению, хотя мы давали доказательную базу с обеих сторон. Жаль, что наш ДК ликвидирован… КДК ФФУ рассматривает на одном своем заседании до 45 вопросов, возможно, сил человеческих просто не хватает, все на автопилоте после 25 вопроса рассматривается…

– Есть некоторые решения по дисквалификациям, которые трудно понять. Скажем, вратарь Зирки за обычный, может, плохо выполненный подкат получил 5 матчей «отсидки». Столько разве что футбольным «боксерам» дают… Как можно было повлиять на такое суровое решение?

– У клуба были сутки после получения решения КДК, чтобы опротестовать его в апелляционном комитете.

– Каковы оценки телевизионщиков телетрансляций матчей первой лиги? Есть ли возможность увеличения их количества?

– Весенняя часть сезона будет транслироваться в том же формате, но заинтересованность нашим телепродуктом есть. Трижды по итогам недели матчи первой лиги были самыми рейтинговыми, 6 раз входили в тройку самых популярных. Если смотреть на последние 8 туров – все графики красные. То есть, наблюдается стабильный рост интереса. Сейчас клубы нас спрашивают – а почему, мол, нас не показывают? Мы тоже хотим! Но для этого нужно, во-первых, обеспечить условия (домашние матчи Авангарда и сейчас нельзя увидеть), а во-вторых, нужно учитывать, что у телевизионщиков – свой подход к делу. Им важен рейтинг, и мы рады, что первая лига, которую раньше не воспринимали, как продукт, сейчас является рейтинговой.

– Как вы относитесь к заявлениям о необходимости сокращения премьер-лиги?

– Это абсурдный вопрос, я этого не понимаю. Мы выступаем не первый год с другой инициативой – введения матча плей-офф между 14-й командой премьер-лиги и 3-й – первой лиги. Увы, наши переговоры с ПЛ пока не увенчались успехом, хотя такой матч пошел бы на пользу интриге.

– Что сейчас с Жемчужиной?

– Это серьезная головная боль. Когда клуб проходил аттестацию, все это тянулось три года, но мы решили пойти на доверии. Ведь амбиции были большие – за два года в премьер-лигу, Марадона в совете директоров. Но, увы, не все получилось. Сейчас появился дополнительный инвестор, который хочет содержать клуб, но ему одному не хватает средств. Есть обещания, но ситуация остается такой, какой и была. Завтра как раз у меня будет встреча по этому клубу.

– А кто хочет взять его под крыло?

– Игорь Ковалевич (бывший президент ФК Борисфен Борисполь, – прим.авт.). Кстати, что-то вы о региональной лиге не спрашиваете… Так вот. В процессе работы над региональной лигой мы получили поддержку многих людей и организаций. Мы объездили много региональных федераций, общались с аматорскими клубами. А днями даже комитет арбитров нас поддержал – Лучано Лучи прямо заявил: «Ваша лига – ВО! Супер!». Дескать, вторая лига жалуется, что ее превратили в полигон испытания молодых арбитров, а региональная лига как раз таким полигоном и могла бы стать.

Плюсы региональной лиги в том, что мы предлагаем достаточно низкие финансовые условия заявки для участников. Все это поддержали. Но вот дальше поднялся вопрос о статусе лиги и ее команд, игроков. За границей есть понятие полупрофессионалов. Но у нас возникли вопросы на совещании с ФФУ, профсоюзом. Вывод – региональной лиге быть, но как аматорской лиге в составе ААФУ. В ФФУ сейчас изучают этот вопрос, чтобы не убить аматорский чемпионат Украины ААФУ, он ведь и так краткий и небольшой.

– Как у вас складываются отношения с новым руководством ФФУ? В Дом футбола, часом, не приглашают перебраться?

– Наше общение носит деловой, конструктивный характер, ведь мы сообща решаем футбольные вопросы. Где нам быть – это решится после работы консалтинговой компании, нанятой ФФУ. Если она примет решение о сокращении штата ФФУ и там освободятся кабинеты – мы туда переедем. Это позволит нам снять часть нагрузки на клубы, ведь аренда нашего офиса обходится 800 тысяч в год. А наша задача – максимально снять с лиг нагрузку. И вместе развивать футбол.

Артур Валерко, Football.ua.