Аббревиатура ТТД или так называемые тактико-технические действия футбольной команды и игроков не давали мне покоя уже не один год. Еще несколько лет назад подобная информация была вне зоны доступа для обычного футбольного болельщика. Сейчас же все изменилось – все больше и больше футбольная статистика становится общедоступной информацией. Существуют сайты, такие как whoscored.comи tacticon.net, тематика которых в большой степени посвящена футбольному анализу. На сайте football.ua публикуется информация из отчетов аналитической футбольной компании InstatFootball.
 
Всегда с огромным интересом перечитывал различные аналитические статьи, где отображались тактико-технические действия футбольных команд. Информации становилось все больше и больше, но никак не получалось найти ответы на следующие вопросы:
 
Сколько нужно выполнять команде тактико-технических действий, чтобы хотя бы не проиграть матч, и существуют ли какие-либо нормативные показатели по ТТД?
 
Какой процент брака при выполнении тактико-технических действий допустим для игроков и команды в целом?
 
Поиски ответов на данные вопросы продолжались на протяжении длительного периода времени и все без значительных успехов. Все изменилось несколько месяцев тому назад, когда появилась возможность просматривать аналитически отчеты футбольных матчей, предоставленные сайту football.ua компанией InstatFootball. Как-то так сложилось, что в сети стали встречаться люди, которые сообщали интереснейшие вещи, касающиеся аналитических футбольных материалов.
 
Данный материал является неким итоговым отчетом собранной информации о ТТД из различных источников. Также будут изложины некоторые размышления автора на этот счет, которые, конечно, не претендуют на истину, а являются лишь неким умозаключением после изучения и анализа полученной информации.
 
Тактико-техническое действие или ТТД – это, собственно, суммарный показатель того, что игроки выполняют на поле: передачи, единоборства, подборы, перехваты, удары, и т.д. При этом большинство тактико-технических действий приходится на передачи и единоборства.

 

 
В качестве примера рассмотрим статистику трех матчей, в которых рисунок игры весьма отличался по содержанию друг от друга.
 
Спартак – Барселона 0:3
 
Игроки Спартака против Барселоны выполнили 700 ТТД из них 396 (56,5%) – это передачи и 172 (24,5%) – единоборства.
 
Барселона 1198 ТТД. Передачи – 911 (76%). Единоборства 172 (14,3%)
 
Шахтер – Челси 2:1
 
Шахтер 807 ТТД. Передачи – 474 (58,7%). Единоборства 152 (18,8%)
 
Челси 813 ТТД. Передачи – 481 (59,1%). Единоборства 152(18,7%)
 
Днепр – ПСВ 2:0
 
Днепр 504 ТТД. Передачи – 234 (46,4%). Единоборства 163 (32,3%)
 
ПСВ 930 ТТД. Передачи – 652 (70,1%). Единоборства 163 (17,5%)
 
Как можно увидеть, передачи и единоборства – это примерно 80% от общих ТТД, причем доля передач имеет преобладающее количество.
 
Определение InstatFootball: Единоборства - все виды борьбы футболистов на поле. Единоборства не регистрируются дополнительно, это сводный (суммарный) показатель, включающий в себя борьбу за нейтральные мячи, борьбу за нейтральные мячи в воздухе, обводки, отборы и потери мяча при отборах соперника.
 
Из вышерассмотренных примеров также видно, что нет четкой взаимосвязи между ТТД и конечным результатом матча. Барселона, конечно, переиграла Спартак по всем показателям. Шахтер одержал победу над Челси при практически равных ТТД, а Днепр и вовсе победил ПСВ, выполнив на 390 тактико-технических действий меньше. Вот еще несколько примеров, где команда, выполнив меньше ТТД, в конечном итоге все равно одерживала победу:
 
Арсенал Киев – Шахтер 2:0. Счет по ТТД: 795-990
 
Боруссия Д – Реал Мадрид 2:1. Счет по ТТД: 917-1053
 
Итак, можно сделать вывод, что определенное количество ТТД не может гарантировать положительный результат.
 
Есть специалисты, которые выводят модельные показатели ТТД, исходя из статистики сильнейших команд. Так, например, поступал Константин Бесков в Спартаке. Вначале анализировались показатели сильнейших игроков мира, а затем относительно их составлялись нормативные модельные показатели для каждой позиции на поле. Если не ошибаюсь, подобной методики придерживается известный российский аналитик Александр Бубнов, которые за основу принимает модельные показатели Барселоны:
 
Минимальный командный уровень каталонского клуба составляет 900 ТТД при допустимом браке 14%.
 
Крайний защитник: 100 ТТД, брак 18%;
Центральный защитник: 90 ТТД, брак 16%;
Опорный полузащитник: 120 ТТД, брак 18%;
Центральный полузащитник: 140 ТТД, брак 14%;
Нападающий: 70 ТТД, брак 25%.
 
Валерий Лобановский совместно с аналитической группой киевского Динамо разработал свою методику подсчета ТТД. Главное отличие от спартаковского метода заключалось в том, что нормативные модельные показатели тактико-технических действий составлялись под определенную модель игры. Например, если команда собиралась использовать модель игры с применением прессинга на половине поля соперника, то модельные показатели ТТД отличались от тех, когда  команда собиралась строить свою игру на контратаках, применяя прессинг только на своей половине поля.
 
Андрей Ещенко, будучи еще когда-то игроком Динамо, поделился некоторой информацией, касающиеся аналитической работы киевского клуба: «После каждого матча на базе вывешивается список, в котором отражены ТТД всех игроков и подсчитана общая оценка. Оценка эта высчитывается по специальной формуле. Говорят, она придумана еще самим Лобановским».
 

 
А1', А2' и так далее — это то количество ТТД, которые данный футболист может физически выполнить. Также в эту формулу входило множество различных дополнительных показателей: показатели метаболизма обеспечения выносливости и скорости, уровень сократительной способности мышц и сопротивляемости их утомляемости, скорость специального игрового мышления и т.д.
 
Эти параметры определялись для каждого игрока заранее и принимались за «желаемую модель».
 
А1", А2" и т. д. — это количество ТТД и прочие данные, который выполнил футболист во время конкретного матча – «фактическая модель». Разделив показатели «фактической модели» на показатели «желаемой модели» и затем сложив результаты между собой, выводилась общая оценка действиям игрока в матче.
 
Величина А измеряется в пределах от 0 до 1. При этом фактическое значение каждого из предлагаемых параметров будет по своей величине меньше моделей и, следовательно, меньше 1.
 
«Специальная работоспособность футболис­та — понятие поликомпонентное, оно складывается, из разных сторон функциональных возможностей», – Валерий Лобановский.
 
Если подумать, то, вероятно, нет никакого смысла требовать, например, от футболистов Динамо, Черноморца или запорожского Металлурга выполнить модельные показатели Барселоны, просто потому, что они физически на это не способны. Игроки Барсы превосходят многих игроков в техническом оснащении, тактической выучке, скорости мышления на поле и т.д. К тому же игровая модель Барселоны тоже имеет свои особенности. Ювентус, Манчестер Юнайтед, Боруссия Дортмунд также имеют свои модели игры, которые отличаются от барселонской, но это не мешает им показывать зрелищный футбол и при этом добиваться высоких результатов.
 
Очевидно, что нет смысла, действия всех команд приводить к какой-то одной «желаемой модели», какой бы она прекрасной ни была. Тренеры обычно составляют план на игру, в котором, вероятно, указывается задание каждой игровой линии и игрокам по отдельности, а уже после анализа матча ставятся оценки игрокам в зависимости от того, выполнили они план на игру или нет. Причем статистика ТТД, на наш взгляд, тут не может служить ключевым критерием для оценки игрока и команды в целом, но об этом немного позже.
 
Еще остался открытым вопрос с процентом допустимого брака при выполнении тактико-технических действий игроков на поле. Выше уже представлялись показатели допустимого процента брака по Александру Бубнову.
 
Владимир Поторочин, футбольный аналитик, который готовил статистические отчеты для Спартака, Слована и Кубани, приводит следующие показатели:
«Для защитника допустимы 10 % брака, для полузащитника — 15—17 %, для нападающего — до 50 % брака».
 
Процент допустимого брака по Поторочину отличается от показателей, которые за «желаемую модель» использует Бубнов. Особенно просматривается разница в нормативных показателях для нападающих: 25% и 50%. Как видим, разница существенная, но все же соблюдается одна тенденция – чем ближе игрок действует к чужим воротам, тем больше он может допустить ошибок при выполнении тактико-технических действий.
 
И этому есть свое объяснение. Уже не раз упоминалось в различных статьях, что футбол строится вокруг таких понятий, как игровое пространство, численное большинство, время и т.д., и эти параметры существенно влияют на чистоту тактического и технического исполнения футболиста.
 
Допустим ситуацию, в которой центральный защитник начинает атаку своей команды.
 
 
У него есть четыре варианта продолжить атаку:
 
1. Выполнить передачу на опорного полузащитника №4;
2. Выполнить диагональную передачу на крайнего защитника №2;
3. Выполнить продольную передачу игроку №7 на фланг;
4. Выполнить длинную верховую передачу на нападающего №9.
 
Итак, защитник имеет несколько вариантов атаки. Даже под прессингом соперника, если его партнеры выдержат структуру игры и смогут оказать ему поддержу, то он будет иметь возможность выполнить точную передачу.
 
Предположим, что защитник выбрал четвертый вариант, выполнив длинную верховую передачу на форварда, который должен будет остановить или сбросить мяч на своих партнеров. Очень часто в таких ситуациях нападающий попадает в ситуацию с ограниченным игровым пространством, когда к тому же ему противостоят два, а то и три противника, да еще и времени совсем мало на чистое техническое исполнение. Полузащитники не всегда успевают перестроиться из обороны в атаку, для оказания поддержки нападающему. Очевидно, что за матч форвард будет допускать больший процент брака ТТД, чем центральный защитник, который при построении атаки обладает большим игровым пространством, имеет численное большинство в лице своих открывающихся партнеров и обладает больше времени на принятие и исполнение технического действия по сравнению с игроками, которые действуют на половине поля противника.

 

 
На этой схеме показаны точки потерь мяча футболистами Шахтера в матче против Челси. Как видно, потерь на чужой половине гораздо больше.

 
 

А вот идентичная статистика для игроков Селтика против Барселоны, в котором Кельты выиграли 2:1. Как видим, представитель Шотландии также терял мяча на чужой половине поля больше, даже несмотря на всем известный прессинг Барселоны.
 
Пусть мы не знаем количественную оценку процента допустимого брака, но очевидно, что этот показатель не может быть идентичен для защитников, полузащитников и нападающих, так как эти игроки по ходу матча действуют в различных условиях, которые в конечном итоге влияют на чистоту технического исполнения футболистов. Закономерность следующая: чем ближе игрок действует к воротам соперника, тем больше он совершает брака при тактико-технических действиях. Хотя, конечно, есть исключения из правил. Такие игроки, как Месси и Хави действуют с минимальным браком. Технический процент брака у Хави в матчах против Спартака и Селтика равнялся 4% при среднем ТТД 166.
 
Команды, атакуя, стараются сохранять численное большинство над нападающими противника, тем самым страхуя себя от попадания в ситуацию, когда при возможной контратаке защитник будет противостоять форварду в ситуации 1 в 1. Допустим, если соперник играет с одним нападающим, то его контролируют два защитника, когда команда атакует на половине поля соперника. Если большинство 2 против 1 выдерживается против нападающего обороняющейся команды, который не принимает активного участия в обороне своих ворот, то остальные игроки атаки в этом случае играют в меньшинстве. В нашем примере 8 против 9. Если повнимательнее посмотреть футбольные матчи, то можно заметить подобную тенденцию.
 
Иногда такие команды, как Барса, постепенно прижимают противника к воротам. Форварды обороняющийся команды садятся глубже к своим воротам для увеличения плотности обороны. В таких ситуациях два центральных защитника Барсы переходят на чужую половину, тем самым достигая равенства 10 против 10 на половине поля соперника. В таких ситуациях игроки Барселоны уже получают некое преимущество из-за того, что они превосходят противника в техническом мастерстве, что позволяет им играть на гораздо меньшем проценте брака. Преимущество может возрасти, если, например, игрокам Барселоны удастся создать для Месси ситуацию 1 в 1 перед воротами противника.
 
Мы уже знаем, что тактико-технические действия в основном составляют единоборства и передачи. Давайте рассмотрим детальней эти модельные показатели.
 
«Команда, выигрывающая большинство единоборств в ключевых для своей игры зонах, выигрывает матч», - это цитата с сайта tacticon.net.
 
Что же такое ключевые зоны? Допустим, команда строит свою игру на контратаках и пытается отобрать мяч в зонах между своей линией полузащиты и защиты, после чего перейти в быструю контратаку через свободные зоны на половине поля соперника. В этом случае нет никакой необходимости выигрывать всю борьбу в опорной зоне противника, а важно не проиграть единоборство в ключевых зонах, из которых может начаться быстрая контратака.
 
Еще пример. Если у вас есть в наличии такой форвард, как Питер Крауч, то появляется возможность строить атаки, используя его антропометрические данные. Например, мы будем постоянно посылать дальние верховые мячи на форварда, где он должен стараться навязать, не обязательно - выиграть, защитникам противника борьбу за мяч.
 
Более важно, чтобы мяч направился после борьбы с защитником в нейтральную зону на половине поля соперника. И вот уже в этих зонах крайне важно выиграть борьбу за мяч, чтобы сохранить владение над мячом ближе к чужим воротам, а сбросит мяч в нейтральную зону Крауч или защитник, выигравший у нашего форварда борьбу, не имеет в данном случае большого значения.
 
И вот тут мы приходим к необходимости видеоанализа для определения модели команды на игру и поиска этих ключевых зон.
 
В материалах, посвященным Боруссии Дортмунд, мы упоминали, что больше всего мячей забивается из штрафной площадки. Исходя из этого, на наш взгляд, очень важно для обороняющейся команды не проиграть борьбу в этой зоне. Но что такое не проиграть борьбу? Команда из 10 единоборств в своей штрафной площади может проиграть только три, из которых два проигранных единоборства приведут к пропущенным мячам. Но идентифицировать это можно только после видеоанализа матча.
 
Если исходить из вероятности и здравого смысла, в обороне не может выигрываться борьба на уровне 50%. Это значит, что каждое второе единоборство будет проигрываться. Это не допустимая роскошь, особенно для защитников. Стало быть, они должны выигрывать борьбу у нападения при обороне своих ворот, скажем, на уровне 70%. Стало быть, форварды должны в атаке выиграть хотя бы 30-40% единоборств. Подобное предположение принимается не только полагаясь на некий «здравый смысл», но и исходя из того же ограничения форвардов в различных игровых ситуациях по сравнению с защитниками. Хотя стоит отметить, что защитник должен еще уметь реализовать это преимущество при вступлении в единоборство: нужно правильно занять позицию и четко просчитать, когда идти в борьбу.
 
Что касается полузащитников, то на наш взгляд, процент выигранных единоборств должен находиться в пределах 45-55%, в зависимости от позиции и выбранной модели игры. Хотя это, конечно, не догма. В любом случае каждое единоборство имеет разную цену, а определить это можно, очевидно, с помощью видеоанализа. Сухие цифры нам конкретно ничего не скажут.
 
Во второй части мы попытаемся проанализировать такой параметр ТТД, как передачи. Как говорят, пас – это язык футбола. К тому же, как мы уже знаем, передачи составляют большую часть в общем объеме тактико-технических действий, так что на этом игровом компоненте стоит уделить особое внимание.
 
Продолжение следует
 
Полиграф, специально для football.ua
http://blog.isport.ua/poligraf/