Многие из них покупают команды, которые поддерживали на протяжении всей жизни. Другие закрывают глаза на свои болельщицкие пристрастия и охотно инвестируют в доступные им клубы. Но в чем схожесть большинства таких вот приобретений, так это в ожидании некоей выгоды, отдачи. Одни успешно реализовывают свои бизнес-проекты непосредственно в спортивной плоскости. Некоторые таким образом налаживают свои бизнес-связи в определённой стране или части мира. Есть и такие, которые с помощью команд «отмывают» деньги.
 
Целесообразность таких инвестиций бывает разной и ее далеко не в каждом отдельном случае можно охарактеризовать словом «рентабельность» - финансовая успешность клуба не всегда ставится во главу угла, а зачастую эффективность покупки команды для инвестора невозможно проследить рядовым болельщикам. Все же разные цели при этом преследуются и их гамма может быть достаточно велика. Так или иначе, покупка клуба в подавляющем большинстве случаев подразумевает желание заполучить доступ к некоей части рынка конструктивным методом и объект инвестиций (клуб) при этом служит инструментом, ключом к нему. И, как показывает пример в мексиканском футболе, избранная для этого тактика может быть самой что ни на есть агрессивной.

Когда самый богатый человек мира Карлос Слим купил 30% акций компании Grupo Pachuca, поклонники принадлежащей ей клубов Пачука и Леон отреагировали на эту новость со смешанными чувствами. Странная реакция, учитывая примеры покупок Челси, Манчестер Сити, ПСЖ и иже с ними, не правда ли? Казалось, вот он – путь к футбольной вершине, который лежит через глубокий карман мексиканского медиа-магната. В то же время несколько настораживал тот факт, что Слим никогда в пристрастии к футболу не был замечен и вместо него отдавал предпочтение таким видам спорта, как бейсбол, бокс и автоспорт. Ответ на вопрос, зачем же миллиардеру доля в футбольных клубах, был дан буквально спустя несколько дней.
 
В мексиканском чемпионате нет общего телевизионного пула. То есть каждый клуб сам заключает сделки по продаже прав на трансляцию матчей с его участием. В то же время между ними существует некая устная договоренность, что они их продают одной из двух крупнейших в Мексике телекомпаний - Televisa  и TV Azteca. Такая ситуация в мексиканском футболе существует уже довольно давно и наверняка одной из причин сему является тот факт, что группы, в которые входят данные компании также владеют долями в некоторых командах! Например, крупнейший в мире масс-медийный испаноязычный конгломерат Televisa владеет клубом Америка, который является одним из наиболее успешных за всю историю мексиканского футбола. Также имеется доля во второлиговом Некакса, а в прошлом году в активах компании значился еще и Сан-Луис. TV Azteca же входит в группу компаний Grupo Salinas, которая владеет Морелией и Ягуарес Чьяпас.

Такая ситуация не совсем правильная сама по себе (клуб продает права на трансляции компании, которой он и принадлежит?), но у других клубов альтернативы не было по причине монополии на рынке – Televisa  и TV Azteca были на нем единственными игроками. Да и предложенные ими суммы, судя по всему, долгое время устраивали других владельцев команд.
 
Карлос Слим давненько борется с этими компаниями. Самый богатый человек мира с 2006 года пытается проникнуть на рынок телевидения в Мексике, но каждый раз получает от ворот поворот за счет сильных позиций там Televisa  и TV Azteca. Те, в свою очередь, совместно инвестировали деньги в компанию Iusacel, которая должна была составить конкуренцию на рынке телефонной связи (компании Слима, а именно Telmex и America Movil занимают 80% рынка стационарной и 70% мобильной связи соответственно) главным активам магната.

Это означало лишь одно – начало войны между Слимом и двумя телевизионными гигантами.Это означало лишь одно – начало войны между Слимом и двумя телевизионными гигантами. На очередную неудачную попытку проникнуть на рынок телевидения, Telmex отказался от рекламы в эфире каналов обеих компаний, что означало недополучение прибыли лишь для Televisa в 75 млн долларов!  Те в свою очередь обвинили компании Слима в том, что они предоставляют услуги по завышенной втрое цене. Ответ Слима не заставил себя ждать – во время Панамериканский Игр был открыт свободный доступ к сайту UnoTV, который специализируется на спортивных трансляциях, что привело в ярость Televisa  и TV Azteca. Однако решающий удар Слимом был нанесен в этом месяце.
 
Леон в этом году завоевал место в высшем мексиканском дивизионе, а его срок соглашения о передаче телевизионных прав как раз закончился. Новое предложение, поступившее от TV Azteca, не устраивала руководство клуба, потому как она была на том же уровне, что и у команд второго дивизиона. Тогда-то, узнав о сложившейся ситуации, вступил в игру Слим, выкупивший треть Grupo Pachuca. И уже через несколько дней право показа матчей Леона в Мексике заполучил американский канал Fox Sports, в то время как в США поединки можно будет посмотреть на канале Telemundo. Сайт UnoTV также будет транслировать поединки с участием данного клуба и, скорее всего, бесплатно.
 
Казалось бы, ничего особенного в этом нет, к тому же Леон далеко не самый популярный клуб в Мексике, и его соглашение с другой телевизионной компанией не должно особо отразиться на заработках Televisa  и TV Azteca. Да и саму сделку можно считать выгодной в первую очередь с коммерческой точки зрения – предложение американцев оказалось более щедрым, чем мексиканских телевизионщиков. Но оно, по замыслу Слима, и должно стать толчком к дальнейшему уходу многих мексиканских клубов от неугодных ему ТВ-компаний.

В выигрыше от этого, конечно же, останется СлимК примеру, у клуба Пачука, доля в котором теперь также принадлежит Слиму, соглашение о передаче прав на показ матчей заканчивается в следующем году. И в том, что клуб отдаст предпочтение любой другой стороне, но не Televisa  или TV Azteca, нет сомнений. И если финансовая составляющая будет для команды более выгодной, что более чем вероятно, учитывая пример аналогичного соглашения Леона, за этими клубами могут потянуться другие –  Чивас и Монтеррей также неудовлетворенно  подписывали предыдущие соглашения с местными телевизионщиками и наверняка последуют примеру Пачуки и Леона. Это, в свою очередь, способно поссорить доселе дружественные Televisa  и TV Azteca в борьбе за получение прав показа других команд. В выигрыше от этого, конечно же, останется Слим, который предпримет  очередную попытку проникновения на телевизионный рынок, воспользовавшись возможной слабостью конкурентов.
 
Если с планами относительно новой попытки оторвать кусок пирога на рынке телевидения в Мексике со стороны Слима все понятно, то какая же ждет участь Леон и Пачуку сложно спрогнозировать. Можно предположить, что зачахнуть Слим им не даст – какая телекомпания согласиться платить хорошие деньги за трансляцию матчей клубов, не привлекающих зрительского интереса? В то же время поклонникам этих клубов явно не стоит рассчитывать на многое от их богатого покровителя – Слим их покупал отнюдь не со спортивного интереса и стоит ему добиться желаемого результата, судьба Леона и Пачуки его вряд ли будет беспокоить. А как же иначе – это просто бизнес, ничего личного.
 
Петр Романив, специально для Football.ua