22 апреля 1990 года тифози Милана, обсуждая последний матч с участием россо-нери, чаще всего употребляли одно слово "мистика". Когда на исходе получаса на стадионе МаркАнтонио Бентегоди молодой Марко Симоне вывел вперед команду из Столицы мод, пожалуй, ни у кого не было сомнений, что гости уедут из Вероны с победой. Милан вел напряженную борьбу с Наполи за чемпионский титул, а Мастиффы к тому времени уже потеряли все шансы сохранить место в элите. Но на 63-й минуте аргентинский защитник Хорхе Сотомайор заставил портьере Андреа Паццальи доставать мяч из сетки ворот, а перед самым финальным свистком Пеллегрини нанес решающий удар по самолюбию россо-нери. "Фатальная Верона", - только и осталось вздохнуть поклонникам команды Арриго Сакки, вспомнив, что 17 лет назад Эллас лишил Милан скудетто, неожиданно обыграв фаворита первенства со счетом 5:3. Ну и помянуть незлым тихим словом арбитра Розарио Де Белло, который удалил трех игроков Милана, среди которых был лучший бомбардир чемпионата Марко ван Бастен.
 
В 1973 году Ювентус сполна воспользовался "веронской "осечкой красно-черных , теперь же дело было за Наполи. В последнем туре Партенопеи принимали Лацио, и даже ничья гарантировала адзурри второй в истории чемпионский титул. Перед последним туром у команды Альберто Бигона было 49 очков - на два больше, чем у Милана, а победа тогда, как известно, оценивалась в два пункта.
 
"У нас отобрали титул", - жаловались Сильвио Берлускони и Адриано Галлиани, акцентируя внимание на победе Наполи над Аталантой в первом круге. Брошенная с трибун монета угодила в Алемао, бразилец оказался на газоне, собирался встать, но массажист Сальваторе Кармандо быстро понял, какую пользу можно извлечь из случившегося. "Лежи!" - крикнул он. В итоге бергамаскам было засчитано техническое поражение - по мнению, представителей россо-нери это решение боссов Федеркальчо сыграло весомую роль в итоговой расстановке команд. "Монета Алемао" вошла в историю, а Кармандо нисколько не жалеет о своем поступке. "Знаете, я вспоминал этот эпизод много раз и могу с уверенностью сказать - будь возможность пережить его снова, я поступил бы так же!"
 
От тренировочной базы в Соккаво до стадиона Сан Паоло было не так далеко, но из-за пробок автобус команды добирался до арены целый час. Тифози шли на матч, уверенными в победе и чемпионстве, а вот в команде атмосфера была очень напряженной. Скрестив пальцы, футболисты слушали речь Диего Армандо Марадоны, призывавшего партнеров собраться с силами и постараться не свести на нет усилия, приложенные по ходу сезона. Тренер Альберто Бигон молчал - он слишком переживал и боялся, что, если заговорит, то его эмоции передадутся подопечным. К счастью, все сложилось хорошо – болельщики шли на игру, как на праздник, не зря.
 
Героем матча стал не "национальный любимец Аргентины" Марадона, не бомбардиры Карека и Карневале, а уроженец Флоренции Марко Барони. Защитник, работяга, далекий от того, чтобы считаться звездой. 27-летний футболист стал автором решающего гола, единственного в матче, того удара, что отправил на седьмое небо от счастья тысячи людей по всей Италии. "Забив в ворота Лацио, я вошел в историю футбола. До сих пор иногда не могу поверить в то, что произошло. Спасибо тебе, Наполи".
 
Как метко заметил освещавший матч на канале RAI3 Сальваторе Бруццо, ни одному комментатору, даже самому лучшему, не было по силам описать словами то, что творилось на стадионе. В этот день футбол был всем, что существовало для поклонников Партенопеи, да и не только для них. Представьте себе – работники телевидения бастовали, но все-таки согласились организовать трансляцию матча, понимая, что в противном случае станут личными врагами каждого итальянца, которому не был безразличен кальчо.
 
Римские Орлы не ставили перед собой никаких задач – бьянко-челести уже обеспечили себе прописку в Серии А на следующий сезон, потому над командой Габриэле Матерацци (отца всем известного Марко) не довлел груз ответственности. Конечно, хотелось внести свой вклад в интригующую развязку первенства – потому в Неаполь Лацио приехал сражаться.  Имелись еще и призрачные шансы попасть в Кубок УЕФА, но даже победа не обеспечивала столичной команде место в еврокубках.                                                                                                                   
 
Чести нанести первый удар в матче  был удостоен Карека. Уже на 3-й минуте бразилец приложился к мячу с левой из-за пределов штрафной после скидки головой Марадоны, но не попал в ворота. Вскоре стрелял издали уже сам Диего, однако с тем же успехом – Валерио Фиори лишь проводил круглого взглядом. Наполи задал очень серьезный темп, и пока соперник пытался хоть как-то наладить игру впереди, робко пытаясь контратаковать, адзурри вышли вперед. Марадона навесил со штрафного, назначенного на левом фланге, Барони перепрыгнул Пишедду и не оставил никаких шансов портьере Лацио, головой отправив мяч в дальний угол.
 
"Я побежал к  трибуне с нашими болельщиками, партнеры набросились на меня с объятиями. Мы еще ничего не выиграли, но стадион выглядел так, словно Наполи уже был чемпионом. Этот гол освободил нас, дал понять, что мы победим".
 
Забив, Партенопеи на некоторое время сбавили обороты, позволив Орлам улучшить показатели владения мячом, но не более. Джулиани скучал, нападающий гостей нервничали.  Рубену Сосе с боями таки удалось отправить мяч в сетку, но засчитан гол не был, потому что выражение "с боями" здесь использовано буквально – уругваец перед тем, как забить, нарушил правила против Чиро Феррары.
 
В числе зрителей на Сан Паоло находилась мать Диего Марадоны Дальма Сальвадора, и любящий сын лез из кожи вон, чтобы порадовать одного из самых дорогих для него людей. Впрочем, Фиори не было никакого не дала до обещаний аргентинца его родне – на 20-й минуте  десятка Наполи ударом головой в упор замыкал навес Кареки слева, но вратарь каким-то чудом все же успел среагировать! Дуэль между будущим стражем ворот Милана и легендой мирового футбола не прекращалась до последней минуты, и Марадона ее проиграл.
 
По сути, Фиори отыграл матч безупречно – удар Барони был неберущимся, а в остальных моментах Валерио действовал очень надежно. В середине первого тайма после углового преимущество хозяев мог увеличивать Франчини, однако вратарь вновь продемонстрировал чудеса реакции и потянул мяч, летевший в ближнюю девятку. А спустя пару минут уроженец Рима снова был в деле – он не дал Кареке реализовать перспективный выход один на один.
 
Еще не раз вратарь заставлял игроков Наполи хвататься за волосы – особенно досталось бурной шевелюре Марадоны. После перерыва у аргентинца было как минимум три шанса забить, однако это был не его день. Зато день Наполи. Пусть Диего и являлся беспрекословным лидером Партенопеи, чаще других мелькал в прессе и на ТВ, был публичной персоной, он никогда не отделял себя от команды. "Мы  были единым целым, думали в одном ритме. Очень много свободного времени проводили вместе. Вспомнить только те вечера дома у Феррары…"
 
После финального свистка арбитра Джузеппе Сгуиццато обычно хладнокровный Бигон, наверное, впервые позволил эмоциям взять верх над самообладанием. Вместе с тысячами тифози алленаторе устремился на зеленый газон Сан Паоло, чтобы разделить с игроками радость от великого успеха. История футбола видела сотни и тысячи подобных сцен, но каждая из них своего рода уникальна и навсегда остается в памяти тех, кто был ее непосредственным участником. А если речь о Наполи, так и подавно – пока другие клубы пополняют коллекции своих трофеев новыми титулами, тифози Партенопеи остается лишь вспоминать триумф более чем двадцатилетней давности и надеяться, что покорение новой вершины не за горами. Благо все предпосылки к этому есть. "Vedi Napoli e poi muori", - говорят неаполитанцы, подразумевая, насколько красив их город. "Увидеть Неаполь и умереть" – в 1990 году эта фраза обрела новый смысл. И в нем ничего негативного – такой победы действительно стоило ждать всю жизнь.
 
 
29 апреля 1990 года, Неаполь, Сан Паоло, 34-й тур Серии А
 
Наполи - Лацио 1:0
Гол: Барони, 7
 
Наполи: Джулиани, Феррара, Франчини, Криппа, Алемао, Барони (Фузи, 66), Коррадини, Де Наполи (Мауро, 85), Карека, Марадона, Карневале
 
Лацио: Фиори, Бергоди, Серджо, Пин, Грегуччи (Солда, 71), Пишедда, Бертони, Ф. Маркеджани, Амарилдо (Трольо, 59), Склоза, Соса
 
Предупреждения: Бегорди, Маркеджани
 
Юрий Шевченко, специально для Calcio dello Stivale

Follow Pleymore on Twitter