Согласно регламенту такие встречи проходят на нейтральном поле. В качестве «нейтрального» был выбран домашний стадион клуба Шеффилд Уэнсдей – Хиллсборо.
 
Игра была остановлена уже на 6-й минуте. Матч впоследствии переиграли на Олд Траффорд. Но 96 человек так никогда и не узнают, что их команда выиграла Кубок Англии 1988-89 года. Потому что 15 апреля 1989 года стало последним днем их жизни, а нейтральное поле Хиллсборо стало «домом» смерти…
 
КАК ЭТО СЛУЧИЛОСЬ?
Согласно заявлению властей, 96 человек были задавлены пьяными фанатами Ливерпуля, прибывшими на матч без билетов. Они прорвали полицейский кордон, и силы, призванные обеспечить порядок, были вынуждены открыть вход на трибуну.
 
С точки зрения родственников погибших на Хиллсборо, за минуты до начала игры многотысячная толпа перед стадионом не таяла, а продолжала увеличиваться. В результате полиция приняла "странное" решение открыть ворота на и без того самый переполненный сектор Леппингс Лэйн. Люди, находившиеся в нижней части трибуны, оказались пойманными в ловушку: перед ними были решетки, огораживающие поле, сзади напирали толпы фанатов. Началась кошмарная давка. Весь мир обошли кадры, запечатлевшие искаженные болью и ужасом лица, в которые впивались прутья решеток. Это была самая страшная трагедия в истории английского футбола.
 
96 человек погибло. Самой молодой жертве Хиллсборо было 10 лет, самой взрослой - 67. Средний возраст погибших составил 24 года. Все без исключения жертвы были посмертно подвергнуты медицинскому тесту на содержание алкоголя в крови. Кто-то очень хотел доказать, что они были сами виноваты в своей ужасной смерти.
 
Только 14 из 96 умерли в больнице. 82 человека погибли именно на Хиллсборо. Официальная версия указывала, что их смерть наступила в 3.15 по местному времени. Проводившие свое собственное расследование семьи жертв Хиллсборо считают, что многие умерли позднее (с 3.30 до 4.00). Однако предложенная полицией версия происшедшего позволяла считать, что после 3.15 было слишком поздно кого-то спасать.
 
Только две из 30 санитарных машин, имевшихся в распоряжении стадиона Хиллсборо, были пропущены на поле. Если бы пострадавшие вовремя получили квалифицированную медицинскую помощь, многие жизни удалось бы спасти.
 
КАК ПРАВДА БЫЛА ПОДВЕРГНУТА ЦЕНЗУРЕ.
Установленный порядок предусматривал, что полицейские, ставшие свидетелями трагедии на Хиллсборо, должны были подать рапорты о происшедшем. Однако их показания были существенно отредактированы вышестоящими офицерами перед тем, как эти свидетельства стали достоянием общественности. Цензуре были подвергнуты как отдельные предложения, так и целые страницы.
 
Так, например, были полностью исключены предложения, в которых полицейские сообщали о своих неоднократных просьбах, передаваемых по рации в центр принятия решений, открыть ворота и выпустить людей на поле. Также были существенно откорректированы все "сильные", "эмоционально окрашенные" выражения: слова "неистово орущий" заменены на просто "кричащий". Кроме того, из рапортов были выброшены любые упоминания о "панике".
 
Еще несколько комментариев, исправленных или полностью вычеркнутых из показаний простых "копов":
 
"…некоторые офицеры отсутствовали на поле"
"…другие офицеры были, но находились в таком же замешательстве, что и все остальные".
"…отсутствовали инструкции"
"…за все время, что я был на поле или около трибуны, я не видел ни одного офицера рангом выше сержанта".
"…Передвигаясь к сектору, я видел, как один полицейский пытался открыть ворота и выпустить людей на поле, но инспектор запрещал ему делать это. Когда он все-таки открыл ворота, фанаты просто повалились на поле".
"…Люди были очень агрессивны, потому что не поступало никакой обнадеживающей информации. Никто, казалось, не знал или не понимал, что там происходило. Все вокруг сектора находились в полном замешательстве". (От этого осталась лишь фраза: "Люди были очень агрессивны").
 
Все эти "коррективы" стали известны общественности во время проходившего впоследствии судебного процесса. Однако судья не увидел ничего криминального в том, что "из заявления свидетелей были исключены эмоции и собственные, субъективные оценки происходящего". Многие младшие офицеры справедливо полагали, что таким образом вышестоящие лица попытались защитить себя и уйти от ответственности. Но они не пожелали высказать это вслух.
 
ГРУППА ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ ХИЛЛСБОРО.
Hillsborough Family Support Group.
В ноябре 1989 года, спустя полгода после трагедии была образована "Группа Поддержки Семей Хиллсборо". Ее руководителем стал Филип Хаммонд, потерявший на Хиллсборо 14-летнего сына. Все, чего хотят эти люди - узнать правду. Они не верят в официальное решение суда: "смерть в результате несчастного случая". Они не реагируют на фразы: "Это не вернет Ваших близких" и "вы никогда не узнаете правды, потому что ее не знает никто". Они уверены, что кто-то знает правду, и кто-то должен заплатить за то, что ее скрывал.
 
СВИДЕТЕЛЬСТВА ОЧЕВИДЦЕВ.
… Одна из школ в Шеффилде была превращена во временный морг. Трупы лежали рядами. Каждое тело было сфотографировано и пронумеровано. Снимки были развешаны на стене. Если родственники узнавали по фотографии любимого человека, им предлагали опознать тело. Испуганные люди, многие из которых еще не знали о смерти близких, мечтали о том, что снимка их сына или дочери не окажется в кошмарной фото-галерее. Они полагали, что имеют право на сочувствие. Но проводившие процедуру полицейские относились к ним с нескрываемым презрением. Хуже всего, что всех родственников подвергали допросу с целью выяснить, пили ли погибшие. Как будто в этом была причина трагедии.
 
ТЕРИ И КОЛИН СЕФТОН. Они потеряли на Хиллсборо сына Эндрю, 23 года.
 
Тери: "Когда мы опознали тело сына, полицейский спросил меня, в каком пабе останавливался Эндрю по дороге в Шеффилд. "Ни в каком, - сказала я, - он не пьет, и, если для вас это важно, даже не курит". Коп повернулся к офицеру, который спросил меня, сколько Эндрю было лет. Я ответила: 23. "Ну да, - сказал офицер, - скажите еще, что он вообще был девственником".
 
ДОРИН И ЛЕС ДЖОНС. Их 25-летний сын Ричард погиб на Хиллсборо.
 
Дорин: "Полицейские были очень агрессивны. Они постоянно подталкивали и пихали родственников погибших. Внутри школы мы видели парня, который монотонно бил кулаком в стену. С его руки капала кровь. Никто не обращал на это внимания. Кто-то громко кричал. Когда мы опознали фотографию, нас подвели к телу. Я не могла поднять одеяло, которым оно было накрыто. Полицейский сказал: "Вы что, не можете держать себя в руках?!" Мы идентифицировали Ричарда. Я хотела дотронуться до него, но полицейские оттолкнули меня, сказав, что тело - собственность коронера. Они сразу начали задавать вопросы: "Пил ли Ричард по дороге на Хиллсборо, пил ли он накануне, имел ли он привычку пить перед матчами и т.д." Когда допрос был закончен, коп дал мне подписать протокол. Невероятно, но возраст Ричарда был указан неправильно, в нем все было неправильно".
 
ЭДДИ СПИРРИТТ, попавший в эпицентр давки на Хиллсборо, боролся за жизнь своего 14-летнего сына Адама, уже теряющего сознание.
 
Эдди: "Справа от меня, буквально в нескольких шагах по ту сторону решетки, находился полицейский. Я кричал, буквально орал: "Мой сын умирает!" Я просил его помочь, но он ничего не сделал. Я пытался поднять Адама вверх, но не мог. Я бил кулаком по решетке, но только поранил руки".
 
В конце концов, Эдди потерял сознание. Он очнулся в больнице, и никогда больше не видел своего сына живым.
 
ХРОНИКА ТРАГЕДИИ:

15 апреля 1989 г.: Ливерпуль и Ноттингем Форест проводят полуфинальный матч на кубок Англии на стадионе Хиллсборо в Шеффилде. Тысячи фанатов Ливерпуля находятся за пределами стадиона. За 15 минут до начала матча полиция открывает ворота на сектор "Леппингс Лэйн" и без ограничений пропускает туда всех. Часть фанатов, находящихся на трибуне, оказывается между решеткой и постоянно прибывающим потоком людей. Возникает страшная давка. Согласно рапорту полиции, уже слишком поздно. Общее количество погибших - 96 человек.
 
1 августа 1989 г.: Первоначальное расследование причин трагедии приводит к тому, что вина возлагается на полицейских, оказавшихся неспособными контролировать ситуацию. Решение пропустить фанатов на трибуну названо "грубейшей ошибкой первой степени". Также заявлено, что ни количество суппортеров, ни степень их опьянения не стали причиной кошмара.
 
1991 год: Самый длинный судебный процесс в истории юриспруденции Британии. Он длится 4 месяца. Вынесенный вердикт: смерть в результате несчастного случая. Оскорбленные родственники погибших клянутся продолжить расследование.
 
1996 год: Телевидение устраивает показ документального фильма "Хиллсборо". У общественности снова возникают вопросы относительно роли полиции в трагедии. Как утверждали создатели фильма, записи так называемых "камер безопасности", установленных на стадионе, были утеряны.
 
1997 год: Министр внутренних дел Великобритании Джек Страу назначает новое судебное разбирательство, в ходе которого рассматриваются обвинения против полицейских и жалобы на медицинские экспертизы.
 
1998 год: Министр объявляет, что расследование не дало никаких новых результатов по сравнению с 1991 годом. Дело объявляется закрытым.
 
1999 год: "Группа Поддержки Семей Хиллсборо" начинает частное судебное преследование двух бывших полицейских, принимавших непосредственное участие в событиях на Хиллсборо. Им предъявлено обвинение в убийстве и отказе от ответственности.
 
Информационные источники: Сайт "Hillsborough Family Support Group"  и статьи из газеты "Daily Mirror", опубликованные на странице футбольного клуба Ливерпуль" - "Mighty Reds".

Источник: Total Reds