Титулованный
Вместе с Верховодом в лучшие годы Сампы выступал за эту команду и киевлянин Михайличенко. Будучи одной из самых желанных трансферных целей наставника генуэзцев Вуядина Бошкова, Алексей перешел в итальянский клуб сразу же после того, как на Аппенинах отгремел чемпионат мира-90 (кстати, там он не играл из-за травмы). Предшествовал переходу выставочный товарищеский матч между Сампдорией и сборной СССР, в котором Михайличенко отлично отыграл, чуть не забив Пальюке с центра поля. Переход решился положительно, в те годы писалось, что советская сторона получила 3,5 млн долларов отступных. Вместе с Бранкой (экс-Удинезе) и Бонетти (экс-Болонья) советский легионер стал частью рекордного трансферного лета Сампы – за эту троицу генуэзцы заплатили почти 14 миллиардов лир. Вложения вылились большой победой – впервые в истории команда выиграла «скудетто», и Алексей, несмотря на присутствие таких звезд, как Манчини, Виалли, Катанец, сумел внести в триумф большой вклад. Особо ярко он выглядел в начале сезона, забив несколько голов и регулярно играя в основе. В середине чемпионата в матче против главного конкурента в борьбе за «золото», Интера, Михайличенко был удален за фол на Бергоми. Трудно сказать, травма колена или именно это удаление уменьшили его шансы в борьбе за место в основе – в заключительных матчах сезона советский легионер часто сидел на скамейке запасных, мог оказаться в Марселе, но в итоге был продан в Рейнджерс. И надо же – с Глазго тоже стал чемпионом! Такая уж «привычка» – выигрывать каждый чемпионат, в котором играешь… Всего в сезоне 1990/91 Алексей отыграл 24 матча, отличился 3 голами.
 
Российский
Уроженец Кировограда Андрей Канчельскис на международном уровне выбрал Россию. Уже будучи опытным сборником, добившимся успеха не в одном клубе Британии, он несколько неожиданно переехал во Флоренцию – Фиорентина предложила отличные финансовые условия как футболисту, так и его клубу, Эвертону. Зимой 1997 года он оказался в команде Раньери, финишировавшей в середине таблицы Серии А, но добравшейся до полуфинала Кубка кубков (бодаться с Барселоной и Роналдо было бесполезно). На следующий сезон Фиалки с Малезани были уже пятыми, а Андрей начинал сезон, будучи более довольным тем, как его используют в команде (раньше его заставляли играть на правом фланге полузащиты «по-итальянски» – с работой в обороне, а вот Альберто давал креативному литовскому россиянину больше свободы творчества). Но уже в сентябре, в самом начале сезона, в столкновении с интеристи Уэстом Андрей повредил голеностоп и долго восстанавливался. Но даже несмотря на некую скомканность флорентийского периода, Канчельскис после 26 матчей и 2 голов за полтора сезона получил возможность остаться в Италии – звала Парма с Малезани. Но Фиорентина предпочла продать полузащитника в Рейнджерс. Для шотландцев то был рекордный по сумме трансфер…
 
Донецкий
25-летний Сергей Ателькин в Украине имел славу сильного форварда – много важных голов забивал (и в финалах – чего уж там…), в еврокубках пробовал силы и в сборную вызывался. Но даже при таком послужном списке у него наверняка не было бы шансов поиграть в Италии, если бы не те матчи Шахтера против Виченцы. Впрочем, переход Ателькина случился благодаря переходу… спортивного директора Виченцы Серджо Виньони. Тот собирался приглашать украинца еще в прежний клуб, а оказавшись в Лечче, решил помочь южанам удачным трансфером. За 1,7 млн долларов Сергей отправился в Лечче и вскоре забил свой дебютный мяч Роме, обыграв самого чемпиона мира Кафу. Впрочем, вскоре хвалебные речи поутихли, а когда Лечче в итоге вылетел в Серию Б, легионера и вовсе спихнули в аренду (благо, еще одна команда – португальская Боавишта – помнила украинца по еврокубкам). За 2,5 года контракта с итальянской командой Ателькин сыграл всего 16 матчей, забил 3 мяча. Да и самый памятный период его был связан, скорее, с арендой форварда в Парму, которой предстояло поучаствовать в товарищеском турнире, а ее звездные легионеры еще были в отпуске после чемпионата мира. Там Сергей даже пользовался служебным мобильным Тюрама… Как бы там ни было, Ателькин стал первым футболистом, перешедшим в Италию из чемпионата Украины. А не заиграл, наверное, из-за разницы в давлении на футболиста между нашим и итальянским футболом, а также из-за типичных проблем легионера – лимит, большие ожидания…
 
Звездный
Андрей Шевченко – человек-Милан. Андрей Шевченко – признанный «царь» Италии. Шева – любимец итальянского бомонда и один из самых великих форвардов Серии А последних десятилетий. Уже этого достаточно для признания. 176 голов за россо-нери, титулы победителя Лиги чемпионов, Суперкубка УЕФА, чемпионата, Кубка и Суперкубка Италии – этого более, чем достаточно за 25 миллионов отступных, заплаченных итальянцами Динамо в 1999 году. Он провел семь великих сезонов за итальянского гранда и навечно остался в истории кумиром Милана. Почему именно Андрей оказался самым удачным из динамовской плеяды-99? Почему именно он добился самого громкого признания в чемпионате, где успех – на вес золота? Наверное, дело в личном профессионализме Шевченко вкупе с фундаментальной динамовской школой и отличными отношениями с руководством Милана. Величие футболиста – в его умении быть нужным и верным команде. Андрей все это умел, равно как и забивать важнейшие мячи, принося титулы и победы.
 
Чужой
Он родился в Волчанске (Харьковская область), но это, пожалуй, и все, что связывает его с Украиной. Его отец, футболист низшелиговых команд мастеров, доигрывал в Старом Осколе, где и начинал играть его сын. Маленький Витя Будянский (речь именно о нем) дальше играл в Белгороде, а затем попал на глаза московскому юношескому клубу Академика, возившему талантливых ребятишек по европейским турнирам, чтобы затем пристроить в больших клубах. Витя, как весьма толковый хавбек, проявил себя очень ярко и уже в 17 лет попал в Ювентус. Правда, за три года его выпустили в составе основной команды лишь дважды, а затем были аренды в Реджину, Авеллино, Асколи, контракт с Удинезе, Лечче, попытка найти счастье в Химках и забвение. Где играет сейчас 28-летний полузащитник, игравший даже в национальной сборной России, не подскажет даже всезнайка-интернет. Быть может, после всех травм и разочарований пропала карьера талантливого игрока? Кто знает. Отметим, что за восемь сезонов в Италии Будянский провел 91 матч, забил 5 мячей.
 
Черниговский
В одном «обозе» с Витей был и его одногодка Сергей Коваленко. Вот только воспитанник черниговского футбола так и не сыграл в составе бьянко-нери, да и аренда была поскромней – 4 матча за Лодиджани в Серии С2. Дальше был бельгийский Стандард, переход куда, кстати, попал в поле зрения полиции в связи с «Моджигейтом». Еще полтора сезона молодой форвард провел в Локерене и Руселаре. Затем вернулся в Украину, пытаясь закрепиться в Волыни Кварцяного, но и это не удалось. Парень дальше играл в высшей лиге Беларуси, а недавно был замечен даже в чемпионате Черниговщины, поддерживая форму в Юности. В которой когда-то он начинал…
 
Эпизодичный
Вратарь Дима Козаченко в юности играл в сборных Украины, да и на просмотры отправлялся регулярно. Осенью 2002 года он, голкипер второлиговой Нафком-Академии, оказался в клубе Серии А – Сиене. Но заиграть в команде не было никакой возможности: здесь уже были опытные Фортин, Тальялателла, Маццантини, и, что даже хуже, местный молодой конкурент – Фарелли (он и недавно еще был в составе Сиены). 20-летний украинец побыл в команде, поднабрался опыта, да и вернулся восвояси, так и не поднявшись выше резервной команды.
 
Венгерский
Его отец подавал большие надежды, был даже в дубле Динамо, но в итоге уехал за границу – благо, от Ужгорода (где и родился Володя Коман) до Венгрии рукою подать. Будущий венгерский сборник рос в городе Сомбатей, тихо и незаметно дебютировал уже в 15 лет во втородивизионном Халадаше, через год оттуда попал в примаверу Сампдории. Лишь когда на молодежном чемпионате мира 2009 года прекрасный полузащитник блистал в составе сборной Венгрии, будучи ее капитаном, на родине вспомнили о нем. Да поздно было – капитан венгерских молодежек быстро влился в национальную команду, а вскоре и за Сампу Металлисту в еврокубках забил. Стремительную карьеру парню подломил вылет генуэзцев в Серию Б – с горя он перешел в невысшелиговый французский Монако, а затем – и в Краснодар. Кто знает, не потерял ли, сменив шило на мыло.
 
Что имеем в итоге?
 
Чемпионами Италии становились Алексей Михайличенко (в 1991-м) и Андрей Шевченко (в 2004-м). Серебро и бронза – тоже в активе Шевы (2-е место в 2005-м, 3-е – в 2000-м, 2003-м, 2006-м, 2009-м). Также формально является обладателем бронзовой медали Виктор Будянский, поучаствовавший в сезоне 2003/04, когда его Юве финишировал третьим. Кубок и Суперкубок Италии выигрывал Шевченко (2003-й и 2004-й – с Миланом). Он же стал обладателем Кубка чемпионов и Суперкубка УЕФА 2003 года, будучи одним из главных творцов этих побед. В сущности, уже этих титулов нам достаточно, чтобы гордиться своим итальянским легионом. И даже «привкус» неудач в карьере в кальчо для многих наших меркнет на этом фоне.
 
Артур Валерко, Football.ua