Сезон 1991/92. Юран против Динамо

1991-й – перекрестный год в истории отечественного футбола, но было то время судьбоносным и для 22-летнего ворошиловградца Сергея Юрана. Форвард, еще только-только «оперившийся» в обновленном Динамо, сначала написал заявление о переходе в Спартак (оно, естественно, вызвало немалое бурление в почти усопшем советском футболе), а когда московский вариант сорвался,  Юран откликнулся на приглашение Бенфики, оказавшись там вместе со своим многолетним другом Василием Кульковым. С первых дней советские футболисты столкнулись с серьезной конкуренцией: на четыре места на поле для легионеров в лиссабонском суперклубе претендовали еще и земляки главного тренера Свена-Ёрана Эрикссона – Шварц, Терн и Магнуссон, а также бразильцы Вильям и Исайяш. И если Кульков завоевал себе место в основе сразу (в конце сезона, правда, сдав из-за травмы), то Юрану довелось серьезно конкурировать с Пашеко, Брито, Агуашем, Магнуссоном и Исайяшем. Вот почему для украинца столь принципиальными становились матчи еврокубков, где он мог ярко проявить себя без оглядки на легионерский статус. В первом же матче Кубка чемпионов – на Мальте против Хамрун Спартанс – Сергей сделал покер, получив комплименты даже от президента Бенфики, сравнившего вдохновленную игру Юрана с лучшими выступлениями театральных актеров. На пути к групповому турниру лиссабонцы без голов советского форварда прошли Арсенал Джорджа Грэма, а в группе Кубка чемпионов оказались вместе с Барсой, Спартой и еще недавно родным для Юрана киевским Динамо.

В матче первого тура в Киеве Юран отыграл все 90 минут, но Динамо при поддержке 41 500 зрителей победило португальцев (единственный гол записал на свой актив Саленко). К сожалению, к повторному противостоянию команд в предпоследнем туре киевляне подошли всего с двумя очками (столько тогда начислялось за победу) и потеряли все шансы на выход в финал. Матч в Португалии оставлял динамовцам шанс подняться с последнего места, но, несмотря на упорную борьбу, закончился для них полным фиаско. В первом тайме существенно ослабленная травмами советско-украинская команда упиралась (лишь на 25 минуте Сезар Бриту смог подкараулить ошибку Бецы), но после перерыва в воротах Мартинкенаса побывало еще четыре безответных мяча. В последней десятиминутке, уже при счете 3:0, слово взял Юран. Сначала Саленко вырвался один на один с Нену, но не реализовал момент, и в ответной контратаке Сергей получил мяч у правого угла штрафной и спокойно обыграл вратаря киевлян, а еще через пять минут Юран с аналогичной позиции катнул мяч в левую «шестерку» – Мартинкенас даже не шелохнулся. Это нынче модно, забив своей бывшей команде, демонстративно не праздновать такой неоднозначный гол, тогда же советско-украинский форвард браво оседлал клеточное ограждение трибун, нырнув в объятия счастливых болельщиков…

«Пошутив» 1 апреля в Лиссабоне, Динамо напоследок хлопнуло дверьми, обыграв дома Спарту (снова для победы хватило одного гола Саленко). Впереди был старт в первом сезоне независимого чемпионата Украины, провал в историческом матче с Таврией и годы метаний до очередного, последнего пришествия Лобановского. А Юран с Бенфикой успеет еще стать чемпионом и обладателем Кубка Португалии, прежде чем повторить пируэт с переходом в стан самого принципиального врага – теперь уже не Спартака, а Порту.

Итог: Юран – 2 матча против Динамо (180 минут), 2 гола.


Benfica-5 Dinamo de Kiev de 1992 по MemoriaGloriosa

Сезон 1992/93. Блохин, Литовченко и Протасов против Черноморца

Обладатели первого в истории независимой Украины Кубка, одесситы начинали свое шествие с двухматчевого противостояния в предварительном этапе с лихтенштейнским Вадуцем. Команда Виктора Прокопенко «не заметила» соперника – 12:1 по итогам двух поединков (больше всего старался Никифоров – покер в Одессе). Но в 1/16 финала украинцев поджидал крайне непростой жребий – Олимпиакос с грозным трио земляков.

Не нужно лишний раз напоминать, что такое матч в Пирее, но одесситы выдержали то испытание с честью. Уже на четвертой минуте Гусев заработал штрафной на правом фланге, последовавший навес Цымбаларя привел к ошибке вратаря (Миртос не удержал мяч), и Юрий Сак не преминул ею воспользоваться. В оставшееся время хозяева тщетно пытались пробить Суслова: Олег потянул удар головой от Литовченко, а с опасного штрафного Геннадий угодил в перекладину. Даже больше – Цымбаларь мог удвоить счет, но и победа с минимальным счетом была воспринята с большой радостью и оптимизмом накануне одесской «ответки».



Вот только вместо академического раскатывания преимущества стадион ЧМП увидел показательную порку хозяев. В начале матча курьезный гол забил Ваицис, еще в первом тайме Литовченко завершил мастерский проход зрячим ударом с правой в уголок ворот Суслова. Греки, у которых солировали украинцы, спокойно вели игру и довели счет до разгромного уже в последние минуты – многоходовку ударом с угла вратарской завершил Протасов, расстреляв без шансов рамку одесситов.

В довершение к неутешительному итогу снова (как и после лиссабонского избиения динамовцев) поползли слухи о сдаче, правда, в те времена информационной вседозволенности говорили много чего, не беспокоясь о доказательствах. Как бы там ни было, Олимпиакос прошел дальше. Черноморец же вскоре растерял лидеров, которые оказались потерянными для всего украинского футбола…

Итог: Литовченко и Протасов – по 2 матча против Черноморца (Геннадий – 180 минут, Олег – 176), по 1 голу. Блохин возглавлял команду-победительницу противостояния. Позже, что примечательно, Литовченко сыграет за одесситов в чемпионате Украины, а Блохин непродолжительное время поработает в Одессе консультантом и спортивным директором.



Сезон 1994/95. Спартаковцы против Динамо

Эпическое лигочемпионовское противостояние Динамо и Спартака в 1994 году еще предстоит по справедливости оценить историкам футбола. С одной стороны, волевая и яркая победа в Киеве стала одной из вех самоутверждения независимого футбола, с другой – за сдобренным ностальгически-соседскими приправами «матчем века» наши функционеры сорвали дебют сборной в первом в ее истории официальном матче с литовцами. Мы уступили на старте отбора к Евро-96, дав начало невзрачному шествию Украины в ее дебютном отборе.

Сами же матчи являются отличной иллюстрацией краха украинского футбола в годы развала-дележа наследия СССР: против нас вышла играть российская команда, задействовавшая в двух матчах пятерых воспитанников украинского футбола, уже не доступных для нашей сборной, и вратаря национальной команды Украины Тяпушкина – воспитанника российского футбола. В Киеве Тяпушкин, Тернавский, Цымбаларь и Надуда по мере сил и возможностей помогали Спартаку. Москвичи после первого тайма вели – 2:0, но после перерыва киевляне забили три мяча, добыв историческую волевую победу. Наиболее существенный вклад в результативные атаки россиян внес Надуда (ассист Писареву), а Тяпушкин отразил пенальти от Михайленко.

В московском матче поздней осенью вместе с Тяпушкиным вышли «новые русские» Онопко с Никифоровым, пропустившие первый матч. Тот матч Спартак выиграл благодаря голу Мухамадиева – одного из самых неординарных игроков группы атаки СНГ тех лет. Даже после этого поражения киевлянам можно было надеяться на успех в случае победы дома над Баварией, но на гол Шевченко педантичные немцы ответили четырьмя, в один момент нащупав чуть ли не все слабые места в команде Сабо. Динамо финишировало на четвертом месте, Спартак – на третьем. В противостоянии с весьма сильными на тот момент Баварией и ПСЖ украинская и российская команда не выглядели статистами, но даже мечтать о большем не смогли – излишний пафос и тонны словесного яда помешали нам увидеть в тех матчах обычную турнирную борьбу и дали о себе знать не только на клубном уровне.

Итог: Тяпушкин (180 минут, 3 пропущенных гола), Надуда (92 минуты) – по 2 матча, Тернавский, Цымбаларь, Онопко, Никифоров – по 1 матчу (90 минут).

Сезон 1995/96. Михальчук против Черноморца

Вице-чемпион Украины стартовал с победы над мальтийским Хайбернианс в квалификационном раунде Кубка УЕФА (5:2, 2:0), а в 1/32 финала Черноморцу выпало сыграть с польским Видзевом, обыгравшим валлийский Бангор Сити. Оба матча прошли в упорной борьбе – в Одессе на 84 минуте победный гол записал на свой актив Козакевич, в Лодзе поляки, как пишет их пресса, все время бились головой об стену, никак не находя ключей к крепкой и хитрой обороне Черноморца. Лишь на 81 минуте Видзев, еще с 32 минуты игравший в большинстве, забил спасительный мяч – после передачи слева мяч попал к украинцу Андрею Михальчуку, тот протащил его в центре штрафной сквозь частокол своих и чужих и четким ударом с правой поразил девятку ворот Суслова. В овертайме одесситы остались вдевятерых (к Саку, ушедшему с поля в первом тайме за фол последней надежды, добавился отхвативший второй «горчичник» Мусолитин), но выстояли и довели дело до серии послематчевых пенальти. Судьбу матча Видзев мог решать в свою пользу (Парфенов пробил мимо ворот), но отлично игравший Конярек не смог переиграть Суслова. После промаха Пайора Букель хладнокровно добил поляков – 6:5 по пенальти. Воспитанник Динамо, 27-летний Андрей Михальчук сделал все возможное для прохода поляков – и спасительный мяч забил, и пенальти в серии реализовал. Но не судьба… Одесситы прошествовали дальше, где их ждали матчи с Лансом. В Одессе была зафиксирована обнадеживающая ничья, но во Франции Рэсинг камня на камене не оставил от команды Буряка – 4:0.

Звезда Черноморца, одной из самых ярких команд Украины первой половины 1990-х, постепенно опускалась за горизонт – через несколько лет одесситы даже опустятся в первую лигу, куда еще будут периодически наведываться. А вот Михальчук вскоре дважды станет чемпионом Польши, сыграет в Лиге чемпионов и побьет рекорд по количеству матчей легионеров в польской Экстраклясе. Андрей станет Анджеем, приняв польское гражданство, и останется жить в Польше, где фаны Видзева и сейчас помнят и уважают украинскую Кольчугу своей команды.

Итог: Михальчук – 2 матча (210 минут), 1 гол



Сезон 1996/97. Горняки бывшие и будущие против Шахтера

1996 год – один из кризисных и, в то же время, судьбоносных для Шахтера. Заняв в предшествующем чемпионате Украины лишь 10-е место, Горняки решили прорваться в Европу посредством Кубка Интертото (такой опыт случился в первый и последний раз в истории Шахтера). Стартовав с обнадеживающей ничьей с Базелем (крепенькие швейцарцы в те годы больно щипали даже Динамо), дончанам выпадало играть с переживавшим новый виток развития горюновским Ротором.

В стартовом составе под руководством будущего наставника Шахтера Виктора Прокопенко за Ротор вышли киевлянин Игорь Жабченко, игрок сборной Украины, и запорожец Максим Тищенко, в тот момент уже ставший россиянином. Тайм отыграл и недавний кумир донецкой публики Геннадий Орбу, вскоре возвратившийся в родную команду. После перерыва вместо Жабченко вышел и Игорь Корниец, ранее поигравший в Динамо и Шахтере (а ведь еще мог бы сыграть Геращенко, но как раз лечился от травмы). Уже в дебюте Орбу опасно пробивал слева после паса Абрамова (позже Геннадий чуть не воспользовался ошибкой Шуткова), но у матча были другие герои: голы у волгоградцев забивали Зернов, Абрамов и Веретенников (дубль в конце). Итоговые 1:4 стали очередной горькой пилюлей для переживающей не лучшее время донецкой команды. Позже, уже после Яремченко, Прокопенко позовет поднимать Шахтер участников этой встречи – Шмарко и Абрамова. После Ротора немного поиграют за дончан и Жабченко с Жуненко. А в том сезоне, проиграв еще и белорусской Атаке-Ауре и турецкому Анталияспору, дончане бесславно закончат выступления в Интертото.

Итог: Тищенко – 90 минут, Орбу и Жабченко – по 45 минут со старта, Корниец – 45 минут со второго тайма. В активе Орбу – пару неточных, но потенциально опасных ударов, Жабченко запомнился желтой карточкой за фол в центре поля, Корниец успел отдать несколько неплохих передач, а Тищенко и вовсе был главным распасовщиком Ротора в том матче.



Артур Валерко, специально для Своей рубашки