Внутри Италии за Ювентус болеет почти 12 миллионов человек (согласно исследованию информационного агентства «Sporteconomy», проведенному в 2010 году: 13,3 миллионов саппортеров) – то есть каждый пятый житель страны. Общепризнанно, что Ювентус является самым популярным клубом Италии, вследствие чего команду иногда называют «общенациональной»: поклонники бьянконери в примерно равных пропорциях распределены по всем регионам Апеннинского полуострова и близлежащих островов. Болельщики Ювентуса неоднородны в своих политических взглядах, среди них имеются как правые, так и левые, причем их количество практически одинаково. 
 
В Турине Юве считался клубом буржуазии – тогда как другая команда из административного центра региона Пьемонт, Торино, изначально представляла интересы пролетариата. В 1923 году Старая синьора перешла в руки Джованни Аньелли, одного из самых богатых и влиятельных людей в первой половине XX века, основателю автомобильного концерна FIAT. Фиатовские рабочие, приезжавшие в Турин на заработки со всей Италии, и разнесли любовь к Юве по всей стране. 
 
 
Таким образом Ювентус никогда не знал дефицита в саппортерах, но первые их организованные группы появились на Стадио Комунале Виторио Поццо в семидесятых годах прошлого века. Они назывались Venceremos и Autonomia Bianconera, и не запомнились ничем, кроме плохой организации и роли первопроходцев в фанатской истории бьянконери. В 1976 году к ним примкнули Fossa dei Campioni и Panthers. 
 
Начало радикального организованного саппорта датировано следующим годом: в 1977-м энтузиаст Беппе Росси, одна из самых уважаемых личностей на Курва Филадельфия, фанатской трибуне Стадио Комунале, создал Black and White Fighters Gruppo Storico, для простоты именуемых просто Fighters. Эта была уже настоящая ультрас-банда, способная собирать под свои знамена большое количества народа, заниматься качественной кореографией и петь так, чтобы заглушать вражеские вокализмы. Fighters просуществовали десять лет, неизменно шагая в авангарде всех ювентини. Группа приняла решение о расформировании после печальных столкновений с фанатами Фиорентины. 
 
Ультрас-группы туринской команды участвовали в боевых акциях против фанатов других клубов, но все-таки для этих целей на Курва Филадельфия больше использовались новообразованные бригады, славившиеся своим бесстрашием – Gioventa Bianconera, Area Bianconera, Indians и Viking, которые входили в т.н. «вооруженное отделение» NAB (Nucleo Armato Bianconero). 
 
Лидеры почившей было в бозе Fighters тоже недолго оставались на вторых ролях. Пригласив боевые составы Gioventa Bianconera и Indians, они создали новое объединение Arrancia Meccanica («Заводной апельсин», буквально «Механический апельсин» — по роману Энтони Берджесса и последующему фильму Стэнли Кубрика), но просуществовало оно недолго. Вскоре в Италии началась война с массовым насилием на футбольных трибунах в преддверии домашнего мундиаля, и банда сменила свое название на Drughi. C 1988-го по 1996 годы эта фирма являлась крупнейшей в структуре организованного саппорта ювентини, создавая корео и запугивая врагов на новом стадионе клуба Делле Альпи, построенном в Турине специально к чемпионату мира–1990. Drughi занимали на стадионе трибуну Курва Ширеа, которая вмещала 15 260 человек, и на которой собирались главные саппорт-силы Старой синьоры. Трибуна получила название в честь Гаэтано Ширеа, бывшего капитаном Ювентуса и Скуадры Адзурры, трагически ушедшего из жизни в 1989 году в Польше в автомобильной катастрофе. В 1993 году несколько «бригадиров» Drughi решили покинуть фирму, чтобы во второй раз основать легендарную Fighters: таким образом, на протяжении нескольких следующих лет Drughi и Fighters версии 2.0. вели между собой борьбу за главенство на Курве Ширеа. Все решилось в 1996 году, когда новообразованные Fighters окончательно заняли центровые места на фанатском секторе. Drughi распались, и большинство их состава пополнили объединение Black and White Fighters Gruppo Storico 1977, снова появившееся на фанатских виражах арены Юве спустя 20 лет. 
 
Кроме того, стоит еще отметить бригаду Irriducibili Vallette (1990–01), игравшую важную роль на Курве Норд, Северной трибуне стадиона Делле Альпи. Это мобильное объединение саппортеров, основанное в пригородном районе Валлетте, раскритиковало однажды команду Марчелло Липпи, причем, критика была столь громкой, а баннеры задевали Липпи и коллектив так сильно, что руководство Ювентуса приняло волевое решение не продавать билеты на стадион представителям Irriducibili Vallette. В конце концов, фанаты помирились с руководством, но это уже было началом конца. Яркие и креативные специалисты по кореографии покинули специализированные сектора Делле Альпи. 
 
Зато в 2005 году состоялось возвращение фирмы Drughi, которая, наряду с Fighters, является теперь крупнейшей в фанатском движении Ювентуса. 
 
Мы уже привыкли к тому, что фирмы Юве, вроде бы уже ушедшие с активной сцены, по каким-то причинам (на самом деле эти причины, конечно, прозрачны и понятны) снова возвращаются в строй. Так произошло и с бригадой Viking, лидеры которой в свое время перессорились между собой, что привело к распаду банды. Представители Viking долго и упорно «крошили батон» на Fighters, считая «Бойцов» своей главной соперничающей группировкой. В 2003 году Viking был восстановлен, но уже без прежних амбиций. Памятуя об историческом прошлом («Викинги» являлись практически хуллз-группировкой) руководство команды запретило им вывешивать свои баннеры на Делле Альпи и занимать места на фанатском секторе: члены формирования должны были проходить на стадион как обычные болельщики. В результате, «Викинги» стали вывешивать баннер только на гостевых играх Ювентуса, но приют на своем секторе они неожиданно получили от… Fighters, тех самых парней, которых привыкли считать первыми врагами. 
 
Теперь же Fighters и Viking вполне комфортно располагаются вместе – и на домашних, и на гостевых играх любимого клуба. 
 
В течение сезона 2002/03 официальное руководство туринцев занималось болельщицким проектом La Curva Nord to the Centro Coordinamento Juventus Club, который бы включал в себя свыше 1000 фирм, мобов и всяческого рода саппорт-объединений бьянконери по всей Италии и за рубежом. Под это дело решили отдать Северную трибуну – пустующую и заброшенную фанатами после ухода парней из Irriducibili Vallette: однако, странная политика руководства, запретившего вывешивать на Севере баннеры и растяги новых мобов, повлияло на проект не самым лучшим образом. 
 
 
Болельщики Ювентуса некоторое время поддерживали дружеские отношения с фанатами Пьяченцы – этот союз просуществовал семь лет. Сейчас саппорт-движение туринцев дружит с болельщиками голландского Ден Хааг, польской Легии из Варшавы, английского Ноттс Каунти (который также выступает в черно-белой полосатой форме) и испанского Эльче. 
 
Наиболее напряженные отношения у ювентини возникли с саппортом Фиорентины (тянется с восьмидесятых годов) и Ромы (по причине спортивного соперничества – «Волки» в нулевых были чудо как хороши и частенько претендовали на скудетто), но, конечно, это не идет ни в какое сравнение с откровенной враждой с фанатами миланского Интера и главного соперника на всем протяжении существования Ювентуса — команды Торино. 
 
 
Юве бьется с Интером в Derby d’Italia: «Всеитальянское дерби» включает в себя матчи двух команд, которые провели между собой больше встреч в Серии А, чем любые другие два коллектива. Само понятие «Итальянское дерби» ввел в 1967 году известный журналист Джанни Брера. Поклонники Интера зачастую обвиняют Юве» в тонком ведении искусства подковерной борьбы, слишком сильном влиянии концерна FIAT на футбольные дела, и, в результате, в нечестно завоеванных скудетто. 
 
Торино считался командой пролетариев, и его отношения со «Старой синьорой» не сложилось изначально, как это всегда бывает с командами, встречающимися между собой в городском дерби. Противостояние двух туринских клубов на Апеннинах часто именуют Дерби делла Моле — в честь одного из самых известных символов Турина, Моле-Антонеллиана, экспериментального здания высотой 167 метров, возведенного в XIX веке архитектором Алессандро Антонелли. До 2011 года башня Моле-Антонеллиана являлась высочайшим зданием Италии. 
 
Во время городского дерби между саппортерами зачастую происходят столкновения и беспорядки. В 1967 году, когда Торино выиграл в Дерби делла Моле со счетом 4:0, разъяренные тиффози Ювентуса в порыве гнева осквернили могилу Джиджи Мерони, знаменитой легенды Быков. Естественно, что такие вопиющие случаи никоим образом не создавали теплый климат между саппорт-объединениями двух враждующих лагерей. 
 
 
В сезоне 2007/08 столкновения между фанатами Ювентуса и Торино привели к настоящему побоищу в главном населенном пункте Пьемонта: враждующие армии тиффози поджигали автомобили и громили витрины. В столкновениях, в которых пострадало двое полицейских, было арестовано свыше сорока человек. 
 
Соперничество осложнялось еще и тем, что после закрытия стадиона Филадельфия футболисты Торино играли домашние матчи там же, где и Ювентус, то есть, на спортивных аренах Стадио Комунале и Делле Альпи (этот стадион Быки терпеть не могли). Болельщики Торино занимали трибуну, которая и на Стадио Комунале, и на Делле Альпи (где она располагалась на Севере) носила название Курва Маратона. Сейчас немного полегче, так как команды, наконец-то, играют каждая на своей арене: Старая синьора на новом спортивном сооружении Ювентус, а Торино – на «Гранде Торино» (экс – Стадио Комунале, экс – стадио Олимпико), который был отретуширован и отремонтирован к Олимпийским Играм 2006 года. 
 
Алекс Маннанов, специально для Football.ua