Этнические конфликты, раздирающие Югославию на части, в конце концов привели к страшной гражданской войне. Спецпроект Третий тайм выясняет, что именно не поделили народы, когда-то вместе строившие социализм, и как все это отразилось на футболе.
Югославия просуществовала на протяжении почти всего XX века, и в ее состав входило шесть ныне независимых государств: Сербия, Черногория, Хорватия, Словения, Македония и Босния и Герцеговина.
Боснийский регион являлся одним из самых проблемных: на его территории вели военные действия сербы, хорваты и бошняки.
Боснийцы
Кто такие: южнославянский народ, возникший в качестве самостоятельной этнической группы после обращения в ислам сербов и хорватов во время завоевательных походов Османской империи; на зарождающийся этногенез боснийцев на начальном этапе повлияли и турки-османы
Численность народа: 3,2 млн
Численность в составе СФРЮ: 2,1 млн
Численность на территории БиГ: 2,2 млн
Религия: мусульмане – 40%, православные – 31%, католики – 15%
Где играют: Премьер лига Босне и Херцеговине (Босния и Герцеговина)
Сборная: Босния и Герцеговина, 26 место в рейтинге ФИФА
Национальные дерби:
Сараево дерби — (Сараево – Железничар)
Мостарски градски дерби (Зриньски – Вележ)
Босна-Хрватска дерби — (Сараево – Зриньски, Железничар – Зриньски, Сараево – Широки Бриег и Железничар – Широки Бриег)
Лучшие фирмы:
Horde Zla (Сараево)
Manijaci (Железничар)
Fukare (Слобода Тузла)
Джейла Главович – единственная победительница от Боснии в конкурсе красоты первой категории. "Мисс Земля – 2002": впрочем, впоследствии у нее отобрали корону за несоблюдение условий контракта.
Боснийская война продолжалась с 1992 по 1995 г.г., став одной из самых трагических компонентов в распаде Югославии. Несмотря на то, что этот регион считался одним из наименее развитых с индустриальной точки зрения в Югославии (хотя всю каменную руду и каменноугольный кокс в СФРЮ добывали именно здесь) и традиционно тяготел к сельскому хозяйству, именно Босния и Герцеговина являлась центром острейшего этнического кризиса, в котором оказались задействованы целых три народа.
Когда боснийцы заявили о своем выходе из состава СФРЮ, то сербы, жившие в Боснии, провозгласили независимость Республики Сербской (это не Сербия, а север и восток Боснии и Герцеговины, где компактно проживало сербское население), которая теперь имеет статус государственного образования на землях бошняков. В то же время хорваты, жившие на юго-западе БиГ, стремились выйти из состава Боснии и присоединиться, собственно, к Хорватии.
В результате, в начале девяностых все три народа разрывали боснийские земли на части: как бошняки (Армия республики Босния и Герцеговина) и сербы (Вооруженные силы Республики Сербской), так и хорваты (Хорватский совет обороны). В начале боснийского конфликта в замесе участвовала Югославская Народная Армия, а потом присоединились и силы НАТО. Решающим стало объединение боснийцев и хорватов, которые изначально осуществляли друг против друга этнические чистки, против лучше вооруженных сербов. Четырехлетняя осада Сараево и кровавая резня в Сребренице навсегда останутся черными страницами в истории Балкан. В Боснийской войне погибло свыше 100 тысяч человек, а число беженцев составило свыше 2 миллионов человек – таким образом, этот вооруженный конфликт стал самым разрушительным в Европе со времен Второй мировой войны.
И после всего этого им предстояло играть между собой в футбол в чемпионате Боснии и Герцеговины. Первое совместное первенство было организовано лишь в сезоне 2002/03: до этого в стране существовали Мусульманская лига, Хорватская лига, Премьер-лига (Мусульманский и Хорватский дивизионы вместе) и отдельный чемпионат Республики Сербской. Естественно, что футбол продолжает оставаться противостоянием между народами, населяющими Боснию и Герцеговину – у каждой команды не просто свой движ, а свой определенный этнический состав болельщиков.
Обычно, сербы поддерживают команды из Республики Сербской (на гербах и эмблемах этих клубов часто можно увидеть сербский триколор), тогда как хорваты болеют за коллективы из хорватского анклава Боснии и Герцеговины (эти клубы можно узнать по хорватским "шашечкам", которыми они часто украшают свои бренды).
Но бывают и исключения.
Например, Мостар разделен мостом на две части – западную хорватскую и восточную боснийскую. Хорваты поддерживают Зриньски, тогда как бошняки саппортят Вележу. Из-за этого этнического разделения, получившего в итоге и четкие географические границы, Вележ был вынужден отдать свой 25-тысячный стадион Под Белым Бригом, расположенный в хорватской части города, своему непримиримому сопернику. Сам же Вележ теперь выступает на семитысячнике Врапчичи, но, по крайней мере, эта арена окружена родными боснийскими саппортерами, а не воинствующими хорватами.
Естественно, что многочисленные столкновения на межнациональной почве, которых в Боснии и Герцеговине всегда было пруд пруди, нашли отражение и в футбольном хулиганизме – той области, на которую всегда очень сильно воздействует любая конфликтная ситуация. Две главные фирмы страны поддерживают сараевские клубы – это банды Horde Zla (Сараево) и Manijaci (Железничар). Многие генералы данных саппорт-объединений (оба они появились на свет в 1987 году) прошли Боснийскую войну, поэтому легко передавали следующим поколениям клубных траблмейкеров ненависть ко всему хорватскому и сербскому.
Horde Zla дружит с самым мощным фестлайном Германии – зондеркомандой Hooligans Elbflorenz, олицетворяющей в "третьих таймах" мускулы дрезденского Динамо. Несмотря на то, что Horde Zla поддерживает саппорт-культуру ультра, болельщики Сараево никогда не гнушались нападать на противников. Особенной нелюбовью у них пользуются команды из хорватской части Боснии и Герцеговины, особенно это касается клубов Широки Бриег и Зриньски. "Орда Зла" частенько приезжает на Мостарски градски дерби, чтобы поддержать парней из Red Army, банды Вележа, в их этническом противостоянии с командой Зриньски. Как и многие балканские хулиганские фирмы, сараевская банда не любит использовать fair play по составам (как это принято в России и Польше, например, когда встречаются в определенном месте строго обговоренным составом и без "аргументов"), стиль этих саппортеров заключается в олдскульной хулиганской школе, когда одна фирма накрывает другую без всяких предварительных условностей и соглашений.
Хрустальная мечта "Орды Зла" заключается в том, чтобы потрясти накаченным бицепсом в Европе, но это сложно: полицейские, имеющие реестр данных на местных футбольных хулиганов, стараются не выпускать фестлайн бригады из страны, поэтому бошняки не смогли привезти свой основной состав ни в 2007 году в Киев, ни в 2009 в Клуж, когда Сараево пытался пройти квалификационные раунды Лиги чемпионов – оба раза, кстати, неудачно.
Наконец, в июле 2009 года основной состав Horde Zla покинул-таки страну и приехал в болгарскую Софию, где немедленно организовал массовые беспорядки, схлестнувшись с "общаком" софийского Левски, известного под названием Sector B.
Если на внутренней арене фанаты Сараево сосредоточены выяснением отношений с хорватскими командами, то Manijaci, главная фирма Железничара, специализируется на сербских соперниках. Настоящим проклятием для "Маньяков" стала маленькая, но гордая банда Lesinari ("Коршуны"), дислоцированная в Республике Сербской и поддерживающая клуб Борац из города Баня-Лука. Все началось в 2009 году, когда сборной Боснии и Герцеговины предстояли "стыки" против Португалии за право выступать на ЧМ-2010. Накануне матча против Леотара, Lesinari вывесили баннер "Вперед, Португалия!": сербы по национальности, они на уровне национальных команд всегда поддерживают сборную Сербии, тогда как сборную БиГ на дух не переносят.
Возмущенные этим поступком, фанаты Железничара объявили "Коршунам" войну, но, как говорится, массой задавить не получилось. В матче чемпионата Боснии и Герцеговины 2011/12 Lesinari, пригласив на всякий случай дружественных фанатов сербской Войводины из очень старой шайки Firma, прямо во время матча против Железничара высыпали на поле и стали забрасывать гостевой сектор своего домашнего стадиона Градски камнями и файерами.
"Маньяки" ответили тем, что в сезоне 2012/13 в игре Железничар – Борац обстреляли гостевой сектор из нескольких ракетниц.
Железничар против Сараево: главный футбольный поединок Боснии и Герцеговины
На внешней же арене главным врагом саппортеров Железничара выступила самая первая организованная фирма Европы – хорватская Torcida, важнейший боевой компонент футбольного клуба Хайдук Сплит. Эта вражда началась совсем недавно. В 2011 году, перед "товаром" Железничар – Хайдук, представители "Торсиды" сполна оторвались в "нулевом тайме", атаковав близ стадиона Грбавица два хозяйских моба, которые около спортивной арены ожидали прибытия остальных "Маньяков". В итоге, футбольный поединок вообще никто не смотрел (и из-за беспорядков на трибунах он так и не был доигран до конца), поскольку самое интересное происходило на секторах Грбавицы, где собравшая состав фирма Manijaci всеми силами пыталась атаковать место локации хорватских траблмейкеров. Местный движ с трудом сдерживала полиция, но выяснение отношений плавно перетекло в "третий тайм" и ознаменовалось настоящей герильей на улицах Сараево.
Horde Zla оказалась вовремя извещена о конфликте между "Маньяками" и "Торсидой", но наблюдала за уличными боями на некотором отдалении, поскольку так и не решила, чью же сторону принять: Manijaci – враги, Torcida – хорваты, а значит, тоже враги, а "прыгнуть" сразу на всех не хватило бы состава. Поэтому саппорт Сараево ограничился сторонним наблюдением и скабрезными комментариями.
Продолжение следует…
Алекс Маннанов, Football.ua