Югославия просуществовала на протяжении почти всего XX века, и в ее состав входило шесть ныне независимых государств: Сербия, Черногория, Хорватия, Словения, Македония и Босния и Герцеговина.

Македония относительно безболезненно покинула СФРЮ, но этнические конфликты на ее территории полыхают до сих пор.  

Македонцы 

Кто такие: южнославянский народ, имеющий лишь 15,2% гаплогруппы R1a (типичной для славян) и 29% гаплогруппы Ib, характерной для дославянского населения Балканского полуострова   
Численность народа: 2,5 млн
Численность в составе СФРЮ: 1,8 млн  
Численность на территории Македонии: 1,3 млн  
Религия: православные – 67% (принадлежат к неканонической Македонской православной церкви, автокефалия которой не признана), мусульмане – 30%
Где играют: Македонска Прва Лига (Македония)
Сборная: Македония, 99 место в рейтинге ФИФА
Национальные дерби:
Вечное дерби (Вардар – Пелистер)
Дерби Скопье (Вардар – Работнички)
Этническое дерби (Шкендия – Тетекс и Шкендия – Вардар)
Лучшие фирмы:
Комити Скопje (Вардар)
Чкембари (Пелистер)
Ballistet Tetove (Шкендия)


Македонско-албанский конфликт: битва за Тетово

Македония получила независимость в 1991 году, а двумя годами позже, под напором Греции, страна официально стала именоваться следующим образом: "Бывшая югославская республика Македония". ООН начала использовать именно это наименование, чтобы не запутаться среди многочисленных исторических и географических аналогов: ведь существует или существовали и историческая европейская область Македония, и государство Древняя Македония, и область Эгейская Македония в Греции, и Пиринская Македония в Болгарии. Бывшая же югославская республика Македония известна еще и в качестве Вардарской Македонии с крайне неоднородным этническим составом: эти земли в разные времена курировали и Рим, и Византия, и Болгарское царство, и Сербское царство, и Османская империя. С точки зрения этногенеза македонцы ближе всего к болгарам.

Самая длинная река страны называется Вардар – точно так же, как и главный футбольный клуб Македонии. Вардар играет против Пелистера в Вечном македонском дерби, которое, конечно, не совсем вечное, потому, что ухудшение отношений между сторонниками клубов произошло только в 1989 году.

Тогда "Црвено-Црни" ("красно-черные", прозвище Вардара) принимали сербскую Црвену Звезду, а из города Битола, где базируется Пелистер, приехали болельщики для того, чтобы поддержать Вардар – самый популярный футбольный клуб македонского региона. Однако фанаты Вардара приняли болельщиков из Битолы не совсем радушно: заявив что-то вроде "Где родился, там и пригодился", они атаковали македонских саппортеров, хотевших разделить с ними сектор. В Битоле этого не забыли, и когда в сезоне 1989/90 Пелистер принимал Вардар в рамках турнира Друга Лига (второй дивизион чемпионата Югославии), то приезжий саппорт ждал самый радушный прием.

Главное македонское дерби это еще и противостояние двух самых больших фирм страны – фанатов Вардара, известных как Комити Скопjе, и организованной банды Чкембари, представляющих интересы Пелистера.

В 1985 году саппортеры Вардара, собирающиеся на Западной трибуне арены Филиппа II Македонского, начали образовывать между собой союзы, которые двумя годами позже вылились в большую фирму "Комити" — именно так называли молодых македонцев, отправляющихся воевать против османских захватчиков. Комити Скопjе состоит из нескольких мобильных отрядов, руководство которыми осуществляют "генералы", входящие в моб Stara Garda.

КС – промакедонская националистическая фирма, на трибунах использующая девиз "Одна жизнь! Одна любовь! Вардар Скопье!", а в "третьих таймах" выкрикивающая лозунг: "Мы против всех!" И действительно, на македонской околофутбольной сцене у траблмейкеров "Црвено-Црни" нет друзей за одним исключением – но о нем несколько позже.

Болельщики Вардара не зря считаются двенадцатым игроком команды: они получили заслуженное уважение в европейском саппорт-движении за перманентное использование практики выездов. В какой бы точке мира не играл Вардар, футболисты всегда будут слышать с трибун привычное "Одна жизнь! Одна любовь!", потому что фирма Комити Скопjе поедет за любимым клубом куда угодно.  

Бригада Чкембари была создана в 1985 году, когда колонна, состоящая из 21 автобуса, отправилась из македонской Битолы в хорватский Бьеловар, чтобы поддержать Пелистер в национальном плей-офф на… гандбольном поединке. Как это и принято среди фирм полиспортивных клубов, Чкембари саппортили "Зелено-Бели" (прозвище Пелистера) не только в футболе, но и в других видах спорта. Следует сказать, что европейские выезды Чкембари осуществляли, в основном, с гандбольным филиалом, пугая цивилизованную Европу такими вещами, как корео, пиро и тифо. Для банды из Битолы чрезвычайно важна практика выездов, и в своем философском отношении к гостевым поединкам фанаты Вардара и Пелистера очень схожи. Девиз Чкембари звучит следующим образом: "Пелистер – наше имя! Пелистер – наша жизнь!"   

Комити и Чкембари делают упор не только на трибунную поддержку – это большие саппорт-объединения, не чурающиеся футбольного хулиганизма. Практически все поединки между Вардаром и Пелистером включают в себя и бонусный трек под названием "третий тайм".

В 1993 году затяжной "нулевой тайм" между фестлайнами клубов привел к тому, что македонское Вечно дерби так вообще и не началось. Матч проходил в Битоле, на стадионе Тумбе Кафе, и Чкембари отправились завоевывать окруженный полицией гостевой сектор. Дабы осуществить свой коварный план, фанаты "Зелено-Били" подожгли деревянные скамьи и перекрытия собственной арены, и в инфернальных облаках загустевшего дыма атаковали полицейских, отделявших их от ненавистных поклонников Вардара. В свою очередь, представители Комити Скопjе тоже пытались вырваться из сектора, и, захлебываясь в дыму, гасили полисов со свой стороны. В этом побоище решающую роль сыграл македонский спецназ, разруливший ситуацию, но в итоге с десяток стражей правопорядка оказались в больнице с травмами различной степени тяжести.    

Албанцы проживали на территории современной Македонии со времен Османской империи. Когда Македония получила независимость, то в страну хлынул поток албанцев из Косово, в результате чего на севере страны (там, где Македония и граничит, собственно, с Косово) образовался мощнейший албанский анклав. Македонские албанцы создавали такую же ситуацию, как и косовары – то есть, ратовали за отделение от страны тех областей, где проживало этническое меньшинство. В 2001 году албанские боевики создали на севере Македонии Армию национального освобождения, начавшую нападения на местную полицию и военных. Правительство предложило АНО расширить права македонских албанцев, после чего вооруженный конфликт прекратился, а вот этнический – нет.

Каждый пятый житель Македонии – албанец. Албанцы по-прежнему сосредоточены на севере страны, а городом, раз за разом терпящим этническую катастрофу, стал Тетово, откуда албанцы постепенно вытеснили сербов, а теперь вытесняют македонцев.

Всех, кроме торбешей – македонского субэтноса, принявшего ислам.  

В 1979 году албанское население создало в Тетово футбольный клуб Шкендия, ориентированный на албанцев и торбешей. Шкендия продвигалась все выше и выше по системе футбольных лиг СФРЮ, но вскоре была расформирована, так как югославские чиновники боялись проявлений албанского национализма: Шкендия, окутанная в шкиперийские красно-черные колоры, быстро набирала популярность среди югославских албанцев. Надо отметить, что в Тетово к тому времени уже существовала футбольная команда Тетекс: после того, как Шкендия сформировалась по второму разу, матч двух главных футбольных коллективов города стали называть Этническим дерби, поскольку за Шкендию болеют албанцы, а за Тетекс – македонцы.

Ballistet Tetove, ведущая фирма Шкендии, перед началом каждого поединка поет гимн Албании. Это крайне националистическая фирма, которая проявляет себя не только на ниве футбольного хулиганизма: например, представители Ballistet осквернили памятник павшим македонским партизанам накануне Дня независимости Македонии, и нанесли ножевое ранение полицейскому в качестве мести за убийство двух этнических албанцев в Гостиваре.

С сектора Ballistet довольно часто раздается речевка "Ubi, ubi, srbina!" ("Убей серба!"), а в 2008 году, когда Шкендии в случае поражения в игре против клуба Работнички грозил вылет во второй дивизион, албанская фирма просто-напросто ворвалась в раздевалку клуба из Скопье, избив футболистов и тренерский состав соперника.

Невероятная агрессивность фирмы Шкендии имела далеко идущие последствия. На Тетовском дерби Ballistet распевали: "Тирана – наша, Косово – уже наше, Тетово – скоро тоже будет нашим, да здравствует Великая Албания!", на что Vojvodi, бригада Тетекса, отвечала: "Албанцы – гоу хоум!" и "Македония для македонцев!" Сразу же после игры, на городской площади Тетово, Ballistet и Vojvodi развернули грандиозную потасовку, в которой впоследствии поучаствовали не только футбольные фанаты, но и обыкновенные городские жители, выбиравшие одну из противоборствующих сторон согласно своей собственной этнической принадлежности. В Тетово вообще происходит очень много мелких и крупных конфликтов на национальной почве, в которых постоянно принимают участие как Ballistet, так и Vojvodi. Естественно, по разную сторону баррикад.


Комити Скопjе распевает известную в узких кругах "Сюзанну" — если вслушаться в слова, то сразу же становится понятно, почему эту песню так ненавидят поклонники Пелистера.  

 

Борьба фирмы Vojvodi против албанцев сразу же привлекал внимание Комити Скопje, позиционирующих себя в качестве македонских националистов. Комити предложила парням из Vojvodi поддержку, заключив, таким образом, свой единственный дружеский союз на территории Македонии. Футбольные власти попросту не знали, что им делать – ладно еще, в Тетово албанцам противостоят Vojvodi – фирма небольшая, но тут речь уже шла о Комити Скопje, которые на внутренний выезд могут привезти три тысячи саппортеров. Выход скоро был найден: фанатам из Скопье не продаются билеты на матч Шкендия – Вардар, тогда как болельщики из Тетово не могут посещать встречу Вардар – Шкендия. Тем не менее, фирма Ballistet дважды все же выбиралась в Скопье: первый выезд прошел под массированной охраной полиции и был обделен инцидентами, но вторая поездка на гостевой матч с Вардаром вышла поистине страшной. Ballistet на подходе к стадиону оказались накрыты Комити Скопje, усиленными фестлайнерами из Vojvodi. Принимающая сторона совершила всего лишь один сход, но месиво продолжалось почти две минуты – огромное время по меркам околофутбольной бойцовой культуры, в практике которой более привычна молниеносная атака и быстрый отход. Албанская диаспора из Тетово обвинила затем полицию Скопье в том, что македонские стражи правопорядка не особенно спешили на место инцидента, и ни одному из задержанных фанатов Комити не было предъявлено какого-либо серьезного обвинения, несмотря на то, что многие болельщики Ballistet действительно серьезно пострадали.

В Македонии достаточно ровно относятся к жителям бывших югославских республик. Любви особенной ни к кому нет, ненависть только к албанцам, матчи с экс-"югами" всегда имеют статус дерби, но, опять же, это не зашкаливающие противостояния. В 2006 году болельщики сборной России, прибывшие в Скопье, оказались атакованы несколькими македонскими мобами, выкрикивающими антироссийские лозунги. Травля россиян продолжалась и на трибунах: соседние сектора не смолкали ни на секунду, третируя московский саппорт. В конце концов, российские болельщики схватились с полицией, стремясь добраться до обидчиков. Не добрались.    

Македония такая маленькая, что многие к ней не относятся всерьез. А надо бы. Именно македонский "общак", стал первым, кто официально сумел погнать "бульдогов", фанатский движ сборной Англии. Это историческое околофутбольное событие произошло 6 сентября 2003 года, в "нулевом тайме" встречи Македония – Англия, когда после третьей сходки хозяйские хуллз прорвали английский фестлайн. Легендарные фирмачи с Туманного Альбиона, многим из которых уже стукнуло сорок, оказались втоптанными в землю, но находили в себе силы кричать: "Стоять! Стоять!", командуя более молодым флангам держать оборону до конца. Но все было бесполезно: фланги дрогнули и побежали.Закат английского хулиганизма к тому времени уже настойчиво стучался в двери с изображением креста Святого Георгия, вот только сами "бульдоги" узнали об этом последними. В Македонии – стране, которую они никогда бы не нашли на карте.     

Продолжение следует…

Алекс Маннанов, Football.ua