Этнические конфликты, раздирающие Югославию на части, в конце концов привели к страшной гражданской войне. Спецпроект Третий тайм выясняет, что именно не поделили народы, когда-то вместе строившие социализм, и как все это отразилось на футболе.
Югославия просуществовала почти на протяжении всего XX века, и в ее состав входило шесть ныне независимых государств: Сербия, Черногория, Хорватия, Словения, Македония и Босния и Герцеговина. Кроме всего прочего, вследствие албанизации региона Косово и Метохия, на территории СФРЮ появилось и большое количество албанцев – их численность и ментальность в итоге привели к приштинскому коллапсу.
Албанцы
Кто такие: балканский народ, прямые потомки пеласгов, населявших территорию современной Греции до эллинизации; состоят из 4 сильно отличающихся друг от друга в этническом компоненте групп – гегов, тосков, арнаутов и арберешей
Численность населения: 8,3 млн
Численность в составе СФРЮ: 1 млн
Численность на территории Албании: 3,1 млн
Религия: мусульмане – 70%, православные – 20%, католики – 10%
Где играют: Албанская Суперлига (Албания), Косовская Суперлига (Косово)
Сборная: Албания, 48 место в рейтинге ФИФА
Национальные дерби:
Старое албанское дерби (Тирана – Влазния)
Первое тиранское дерби (Тирана – Партизани)
Второе тиранское дерби (Тирана – Динамо)
Лучшие фирмы:
Tirona Fanatics (Тирана)
Ultras Guerrils (Партизани)
Blue Boys (Динамо)
Голос Дивы Плавалагуны из "Пятого элемента" принадлежит албанской оперной певице Инве Мула.
Среднестатистический албанский мигрант прибывал в сербский автономный край Косово и Метохия в середине или конце XX века. Он селился на окраине Приштины в албанском анклаве, находил себе женщину (косоварские албанки всегда пользовались повышенной популярностью), делал пятерых детей и начинал саппортить за футбольный клуб Приштина, который исторически делал ставку на албанских игроков. В 1983 году Приштина, чьи успехи обеспечивало т.н. "золотое поколение", шагнула вверх из второго дивизиона, став частью югославянского "вышака", известного под названием Прва Лига.
Большие сербские команды, приезжавшие в Приштину, встречала такая невероятная волна албанской ненависти, что поклонники Црвены Звезды и Партизана всерьез беспокоились за здоровье и жизнь игроков любимой команды. В конце восьмидесятых Белград дал полноценный ответ албанскому футбольному террору: в Приштину на нескольких автобусах приехали мобы Red Devils и Ultras – одни из тех, которые в 1989 году сольются, образовав мощнейший фестлайн с мировым именем – Делиjе Север.
Траблмейкеры Црвены Звезды ураганом прошлись по городу, а на стадионе атаковали хозяйский сектор. Полицейские Приштины, относящиеся, в основном, к титульному югославскому этносу, коим всегда являлись сербы, не особенно препятствовали беспорядкам. Югославские средства массовой информации умолчали о случившемся в Приштине – как молчали всегда, если дело касалось этнических разборок или проблем с футбольными хулиганами: такова была политика партии.
Конфликт между сербами и албанцами начался в XIV веке и связан непосредственно с Косовым полем – территорией близ Приштины, которую исторически заселяли сербы. В 1389 году на Косовым поле состоялась легендарная битва, в которой Османская империя одержала неубедительную победу над сербскими и боснийскими князьями. Сербы потеряли в битве своего правителя Лазаря Хребеляновича, вместе с которым сложил головы и весь цвет сербского дворянства. Несмотря на итоговое поражение, Косовская битва является точкой отсчета для консолидации сербского этноса и считается героической страницей в сербской историографии.
Третируемые победителями, сербы бежали с территории современного Косова, а эти земли заселялись мусульманами. В основном – албанцами. В XVII веке, во время Австро-турецкой войны сербы вернулись обратно, но были вновь вытеснены албанцами. В Первую мировую сербы и албанцы бились по разную сторону баррикад; во Вторую мировую, во время итальянской оккупации, албанцы устроили жестокую резню, уничтожая сербское население.
В девяностых и нулевых конфликт достиг эскалации: с обеих сторон применялись этнические чистки, из Косова бежали до полумиллиона сербов и цыган, а в 2008 году, под мощнейшим лоббированием мирового сообщества, Косово получило независимость.
ФК Приштина – самый популярный албанский клуб за пределами Албании, вступил в Суперлигу Косова. При этом, среди албанцев весьма распространена идея паналбанизма и создания государства Великая Албания, куда бы вошли Косово, сербская Прешевская долина, северо-запад Македонии, юг Черногории и некоторые северные районы Греции (Эллада не всегда включается в гипотетическую территорию Великой Албании – это, скорее, довесок к классической версии). Зверские политические и территориальные амбиции самой бедной европейской страны в какой-то степени уже были удовлетворены ООН, но аппетит, как известно, приходит во время еды. Многие футбольные болельщики Албании мечтают о создании Суперлиги Шкиперия Этнике, высшего дивизиона чемпионата Великой Албании по футболу.
В актуальном первенстве Албании, как, впрочем, и в Суперлиге Косова, болельщики клубов, переживая процесс национального подъема и национальной же идентификации, практически не бьются между собой. Такие фирмы, как Tirona Fanatics или Ultras Guerrils на внутренней арене делают ставку на ультра-движ, а не на футбольный хулиганизм. Приштине, которая сейчас превратилась в крупнейший в Европе центр отмывания героиновых денег албанской мафии, курирующей наркотрафик Старого континента, стало вообще не до футбола.
Ultras Guerrils считается фирмой, имеющей наиболее тесные связи с албанскими героиновыми королями. Многие парни из этой националистической банды участвовали и в Косовской войне, и в Македонском конфликте (межэтнические столкновения между македонцами и албанскими сепаратистскими группировками в 2001 году), вступая в ряды как небольших военных мобов, так и в скандальную Армию освобождения Косова – организацию, получившую статус террористической.
Албанский движ стремится не конфликтовать между собой, зато с упоением вступает в бои, если дело касается какого-либо международного поединка. При этом основной причиной конфликтов албанских саппортеров за пределами страны выступают именно политические мотивы. Поэтому, если, например, Tirona Fanatics считается ультрас-группой внутри своей страны, то это не значит, что данное объединение будет спокойно сидеть на секторе в матче против македонской, греческой, или, тем более, сербской команды.
Сборную Албании поддерживает "общак", официально появившийся на свет в 2003 году при посредничестве FSHF (Ассоциация футбола Албании). Он называется Tifozat Kuq e Zi ("Красно-черный движ"), и большинство в нем составляют представители уже упоминавшийся Ultras Guerrils. Девиз Kuq e Zi звучит как "Одна нация, одна команда!" и считается крайне опасным с политической точки зрения, поскольку его можно интерпретировать как проявление идей паналбанизма. Впрочем, их никто и не скрывает: албанский "общак" выступает за единение всех европейских регионов, в которых проживают этнические албанцы, под эгидой одной футбольной команды – албанской национальной сборной.
Призыв из Тираны эхом отдался в Европе и был услышан: о присоединении к Tifozat Kuq e Zi вскоре объявили фирмы, территориально находящиеся за пределами страны. Это Plisat, поддерживающий Приштину из Косово; Kuqezinjet e Jakovec – бригада клуба Велазними из Косово; Torcida – саппорт Трепчи из Косово; албанская этническая группа Ballistet, атакующая соперников македонской Шкендии; Iliret, болеющие из Башкими из Македонии; Shvercerat – фанаты Шкупи из Македонии.
Распределяя состав отборочных групп к Евро-2016, УЕФА не позаботился подогреть шары с противными друг другу надписями "Serbia" и "Albania" (как, например, было сделано с Арменией и Азербайджаном), в результате чего случилось страшное: эти националы угодили в один квинтет, имеющий литеру "I".
Сербия и Албания должны были встретиться на футбольном поле впервые с 1967 года.
Ассоциация футбола Албании и Футбольный союз Сербии сразу же после окончания жеребьевки просили УЕФА развести национальные сборные по разным группам, так как футбольные поединки могли вызвать обострение затянувшегося этнического конфликта. УЕФА не пошел навстречу, в результате чего первый матч между националами сразу же ознаменовался целым рядом неприятных инцидентов.
Футбольный союз Сербии решил провести встречу на Стадионе Партизана (который в Автокоманде по-прежнему называют "ЮНА", Югославская народная армия), где было легче обеспечить безопасность. Сербы старались максимально сократить количество проданных билетов для приезжающей стороны, но УЕФА вновь остался глух к просьбам Футбольного союза Сербии. 14 октября, в день поединка, сербские столичные хулиганские группировки полностью перекрыли Железнице Београд и аэропорт Николы Теслы, стремясь атаковать албанских саппортеров сразу же на месте прибытия. Но поезда и самолеты из Тираны оказались полностью оцепленными полицией – более того, в аэропорту под тиранские рейсы выдали отдельный терминал.
Большинство представителей Tifozat Kuq e Zi въезжали в Сербию на микроавтобусах из Косово: еще в Приштине к ним присоединился косоварский и македонский саппорт. Белградский микрорайон Автокоманда, имеющий на своей территории сразу два потрясающих футбольных строения (красно-белая Маракана и черная ЮНА находятся тут же, в некотором отдалении друг от друга), с самого утра стоял на ушах: пока ждали албанцев, несколько раз успели прыгнуть на полисов, а сербский "общак" на время забыл цвета своих клубов. Для ненависти теперь существовал только один символ: черный шкиперийский двуглавый орел под нашлемником Скандербега в виде козлиной головы на красном щите.
Албанский гимн предсказуемо заглушили сербским свистом, ситуация на поле накалялась все сильнее и сильнее, пока, наконец, над газоном не показался дрон со стягом Шкиперии, на коем были выведены границы Великой Албании. Родившийся в Белграде, но никогда не выступавший за Црвену Звезду или Партизан, защитник Стефан Митрович в прыжке поймал полотнище, после чего сразу же вспыхнула драка, в которой поучаствовали футболисты обеих команд, включая официальных лиц и игроков, находившихся на скамейке запасных.
Белградская битва
Вторая серия культового побоища намечена на 8 октября 2015 года: Tifozat Kuq e Zi готовит сербам горячий прием в Тиране, тогда как Футбольный союз Сербии намерен взвинтить цены на билеты до максимума, чтобы в Албанию поехало как можно меньшее количество футбольных болельщиков.
Почти тут же стало известно, что для защиты сербского "общака" в Тирану намерены отправиться две крупнейшие группировки страны: Делие Север и Гробари. Уж кого-кого, а этих-то трудно будет остановить.
Продолжение следует…
Алекс Маннанов, Football.ua