Когда мы приглашали из Днепропетровска, а было это в конце 1978 года, довольно хлипкого на вид полузащитника Анатолия Демьяненко, многие в Киеве пожимали плечами: "Еще один дублер приехал, промурыжат его годик-другой, помыкается сам среди именитых, да и вернется восвояси". Первое время я замечал, что Толе было несколько неуютно у нас, но постепенно он влился  в коллектив, стал в нем своим, приняли его безоговорочно. Демьяненко покорил всех работоспособностью на тренировках Он без устали "перепахивал" широкими шагами зону длиной 60–70 метров вдоль боковой линии и выглядел после матча так, будто этот адский труд доставляет ему огромное удовольствие. Я знаю характер этого парня, его натуру, знаю об умении постоять за честь коллектива, видел, как он за коллектив переживает. 

Валерий Лобановский.

23-е июня 1985 года. Финал Кубка СССР между киевским Динамо и донецким Шахтером. Главным фаворитом противостояния были бело-синие, но горняки всегда славились своим неуступчивым характером и очевидно, что дончане не собирались сдаваться на милость гранду советского футбола. На первых секундах поединка Шахтер показал зубы – Виктор Грачев ворвался в штрафную Динамо и уже казалось, ничто не сможет ему помешать расписаться в воротах соперника… В критический момент на помощь Чанову пришел Анатолий Демьяненко, который в последнее мгновение сумел выбить мяч из-под ноги лидера горняков.

Первая половина игры осталась за Шахтером, а у киевлян игра не клеилась. Только чудом Динамо сумело уберечь свои ворота в неприкосновенности. В перерыве Лобановский внес коррективы, и с бело-синими произошла метаморфоза. Команда начала играть в свой футбол. Одним из моторов динамовцев, как и всегда, был Демьяненко, который без устали бороздил свою левую бровку. В одном из эпизодов был назначен опасный штрафной около шахтеровских ворот. К мячу подошли мастера стандартов – Яковенко, Блохин, Бессонов. И тут неожиданно инициативу в свои руки взял Демьяненко. Вот как вспоминает ту ситуацию Анатолий: "Я бил не наугад. Я заметил, что вратарь Шахтера сместился несколько вправо, и потому направил мяч в левую от него "девятку". И тут же попал в объятия партнеров"

Потом Блохин сделал перевес киевлян еще более весомым. Под занавес поединка горняки пошли на штурм, но сумели лишь подсластить горькую пилюлю. Благодаря победе в этом матче динамовцы получили право сыграть в КОК 1985-86. Тот еврокубковый поход увенчался вишенкой на киевском торте. История не терпит сослагательного наклонения. Правда, трудно устоять от соблазна поставить вопрос, как бы завершилось то памятное противостояние с Шахтером, если бы не удачные действия Демьяненко сначала в защите, а потом в нападении?

Анатолий всего добился сам, в первую очередь, благодаря своей необыкновенной работоспособности. В начале своей карьеры его девизом стал: терпение и труд все перетрут. И он был верен ему на протяжении своего длинного игроцкого пути.

60-е годы ХХ века.  Демьяненко шел записываться в футбольную секцию при команде Днепр. Он не мог дождаться этого волнующего момента – и уже в 6 утра был на стадионе. Чем вызвал неудовольствие сторожа, которому прервал просмотр очередного сна, на его трудной и ответственной работе. К восьми часам появились другие кандидаты на то, чтобы попасть в школу Днепра. После экзаменов тренер Николай Коломиец назвал приглянувшихся ему игроков. Несмотря на то, что Анатолий был на седьмом небе от счастья, услышав свою фамилию, он подошел к наставнику и спросил: "Когда первая тренировка?"

Поначалу Демьяненко играл в нападении и много забивал. Он очень любил тренировки и каждый поход в школу был для него, как праздник. Его не по годам рассудительная игра не могла долго оставаться незамеченной, и вскоре на него обратили внимание в легендарной футбольной школе "Днепр-75". На прощание Николай Коломиец напутствовал его такими словами: "Человек должен постоянно стремиться к большему. Ты можешь добиться многого в футболе, если только не разменяешь свои способности на мелкие житейские соблазны. Большой спорт требует полной самоотдачи…" И Демьяненко всегда знал, чего он хочет, упорно работал над собой и всегда выкладывался по полной. Иногда действительно казалось, что у него два сердца.

Анатолий был пахарем не только в футболе, но и в повседневной жизни. Да он и не мог расслабиться, так как его первым и самым требовательным тренером стал брат – Владимир. (Он занимался воспитанием младшенького из-за того, что родители не могли полноценно этого делать, потому что были глухонемыми). Чрезмерная увлеченность футболом вылезла боком в школе. Тут же вмешался брат: "Больше на футбол ходить не будешь! Думаю, тренеру двоечники не нужны…". Пришлось более усердно грызть гранит науки. Закончив 8-й класс, Анатолий начал работать слесарем-инструментальщиком на Днепропетровском металлургическим заводе. Ну и, конечно же, играл в футбол, а также продолжал учебу в вечерней школе. Вот примерное расписание дня Анатолия: утром на работу, после смены на стадион, вечером – школа. Часто он засыпал, уткнувшись в книгу. Родители жалели сына, но брат был неумолим: "Вот и отлично! Надо привыкать к большим нагрузкам, если хочешь стать настоящим футболистом". Такая школа жизни закалила Демьяненко и потом он с легкостью справился даже с одним из главных испытаний в карьере многих советских футболистов – нагрузками Лобановского. 18 мая 1978 года Анатолий дебютировал в основе Днепра, сыграв в центре защиты. Юноша каши не испортил и до конца сезона застолбил за собой место в старте, перейдя на свою любимую позицию – на левом фланге обороны. Тот чемпионат сложился для днепропетровской команды неудачно, и она погрузилась в пучину первой лиги. Для сохранения прописки в вышке Днепру не хватило одного очка. 

По завершению сезона Демьяненко был вызван в сборную Украины для участия в турнире "Переправа". В этих соревнованиях Анатолий сыграл хорошо и понравился тренеру киевского Динамо Анатолию Сучкову, который предложил Демьяненко переправиться в стан бело-голубых. Молодой игрок был шокирован возможностью играть за лучшую команду Украины и быстро согласился написать заявление о переходе.

То, что происходило после этого, достойно пера одного из любимых писателей Демьяненко – Джеймса Хедли Чейза. Через некоторое время Анатолий понял, что он делает неправильно, покидая команду в трудную минуту. Ведь Днепр дал ему все, а он бежит с тонущего корабля. Игрок нашел Сучкова и просил того вернуть ему заявление. Тренер ответил, что заявления  у него уже нет, а бумага отправлена в Москву для утверждения. По возвращении в Днепропетровск по совету руководства Днепра Анатолий отправил телеграмму в Федерацию футбола СССР с просьбой считать недействительным его заявление. Но Киев тоже действовал. К родителям Демьяненка постоянно приезжали люди в полицейской форме и спрашивали о сыне. Но конечно ничего не смогли от  них узнать. Анатолий скрывался в убежище у игрока Днепра – Сергея Мотуза. В январе 1979 года Демьяненко получил приглашение в сборную Украины, а по завершении сборов Анатолия отправили в одну из воинских частей Киева. Там его сразу спросили, согласен ли он на переход в Динамо и после отказа заявили: "Тогда будешь служить". Он прослужил 18 дней, пока не приехал Михаил Коман и не забрал его в Киев. Демьяненко резонно решил, что там все-таки лучше, чем в армии. 

Перейдя в Динамо, он неожиданно для себя пробился в основной состав. Лобановский отметил хорошую игру новичка в контрольных матчах и поверил в его силы.  И никогда об этом не жалел. Первый свой киевский сезон Анатолий завершил с бронзой. Чему был несказанно рад. После вылета из высшей лиги, третье место в чемпионате страны казалось фантастическим достижением. Но для бело-синих существовало только одно место – первое. Несмотря на хорошую игру в составе киевлян, Демьяненко отмечает, что он продолжал следить за бывшим клубом, и его иногда посещала шальная мысль: "Вот бы разрешили играть за две команды". И можно не сомневаться, что он бы сдюжил. Какой новичок мог без проблем переносить тренировки Лобановского, которые по своей насыщенности и интенсивности были сравнимы с легендарными хоккейными тренировками Тарасова? Таких дебютантов не было. Только за одним исключением – человека с двумя сердцами.

В 1981 году киевляне вернули свое законное место, а Демьяненко стал лучшим игроком страны на своей позиции. Следующий сезон – еще один триумф Динамо и лично Анатолия. Он стал одним из лучших в его карьере, о чем свидетельствует признание Демьяненко лучшим футболистом СССР, после Рината Дасаева. Последовал дебют во второй сборной страны, а за ним сразу же матч за главную команду Союза. Это был товарищеский матч против Атлетико. После первого тайма сборная СССР горела 0:1. В перерыве Бесков обратился к Демьяненко: "Чаще подключайтесь к нападению, эффективнее используйте свой фланг. Так, как вы делаете это в клубе". Анатолий послушал тренера и был неудержим на своем фланге, отдав две голевые передачи. Во многом благодаря его игре советской сборной удалось перевернуть ход неудачно складывающегося поединка. Потом была поездка на испанский мундиаль, после которого у киевлян уже просто не осталось сил для борьбы на внутренней арене. Как итог – только второе место.

После сезона 1982 года Лобановский ушел из Динамо, единолично приняв сборную. Как отмечает Демьяненко, игроки не особо горевали из-за ухода Мэтра. Многие хотели отдохнуть. К тому же после Лобановского, который держал команду в ежовых рукавицах пришел "пряник" – Морозов. Игроки этим воспользовались и сели на голову новому тренеру. Это еще раз подтвердило слова Анатолия Тарасова о том, что у нас нельзя без кнута. Такая расслабленность киевлян в итоге обернулась кошмарным 7-м местом.                  

Одной радостью для Демьяненко в том сезоне был триумф в чемпионате Днепра. У Лобановского в сборной тоже не пошло. Ему не простили пролет мимо Евро-1984. И теперь Валерий Васильевич причалил к родным днепровским берегам. Поначалу казалось, что очередной приход великого тренера ничего не даст Динамо. 10-е место в чемпионате –  это явно не то, на что рассчитывали киевляне. Но Лобановский строил команду на перспективу. Иногда для того, чтобы сделать два шага вперед, нужно сделать шаг назад. В голове наставника уже складывался пазл будущей великой команды. Все больше игрового времени начали получать Яковенко, Кузнецов, Рац, Заваров, Михайличенко. Также коллектив пополнился Белановым и Яремчуком. (Ивану удался впечатляющий скачок – за полтора года он из игрока команды второй лиги стал заслуженным мастером спорта).  И в 1985 году те, кто поставил крест на Динамо, вынуждены были взять свои слова обратно – чемпионский дубль показывал, что эксперты явно поспешили, списав бело-синих. 

Демьяненко в том сезоне был так же неудержим, как  и вся команда. Он провел все игры в чемпионате и по праву был назван лучшим футболистом страны. Осенью 1985 года обновленное Динамо начинало свой путь в Кубке кубков. И сразу же в соперники они получили крепкий орешек в лице Утрехта. В первом тайме голландцы открыли счет, а в начале второго удвоили преимущество. Когда ситуация была близка к катастрофической, динамовцы наконец собрались и Демьяненко удалось отквитать один мяч.  Этот гол дарил надежду, в свете ответной игры в Киеве. И дома бело-синие не оставили сопернику шансов, победив со счетом 4:1. Потом киевляне буквально сметали всех соперников на пути к финалу.

Перед решающим матчем 2 мая 1986 года настроение динамовцев было не из лучших. Ведь за несколько дней до этого произошла катастрофа на Чернобыльской АЭС. И Анатолию Демьяненко предстояло очень непростая задача – вывести команду из подавленного психологического состояния, настроить ее на борьбу. И ему это прекрасно удалось. После матча Кубок оказался в руках настоящего Капитана, который пришел на помощь в Нидерландах тогда, когда уже казалось, что вылет близок, как никогда.

Динамо-1986 журнал "World Soccer" назвал лучшей командой года, после победителей чемпионата мира – сборной Аргентины. Тогда же в народе появилась шутка о том, что "Сборная СССР – это киевское Динамо, ослабленное игроками других клубов". И трудно преувеличить заслугу капитана команды – Анатолия Демьяненка в тех успехах бело-синих.  Потом было еще много триумфов и разочарований, но одно оставалось неизменным: повязку носил тот человек, который был выразителем динамовских традиций, тот, в груди которого билось два сердца, окрашенные в динамовские цвета. 

Анатолий отличался прекрасным здоровьем, и травмы практически не преследовали его. С 1979 по 1989 годы он отыграл в составе киевлян 333 матча в чемпионатах СССР. Свой последний игроцкий сезон Анатолий провел в составе ставшего родным Динамо уже в чемпионате независимой Украины. О стабильности Демьяненко говорит статистика – восемь лет подряд он входил в список 33 лучших игроков СССР. В декабре 2000 года по результатам всенародного опроса еженедельника Украинский футбол Анатолий вошел в символическую сборную Украины ХХ века, заняв по количеству голосов третье место, после Блохина и Шевченко. Только те команды, у которых есть такие игроки, как Демьяненко, понимают их настоящую ценность. Они –  бесценны.


Знаете ли Вы, что?

- Мать Анатолия была призером чемпионатов СССР по легкой атлетике среди глухонемых. 

- Демьяненко и Протасов жили в Днепропетровске в соседних домах.

- Одним из первых тренеров Анатолия была женщина. Однажды во дворе, в котором играл Демьяненко с друзьями, появилась Галина Гордеева – физкультурный организатор ЖЭКа и рассказала о том, что она набирает команду для участия в соревнованиях на приз клуба "Кожаный мяч". Ребятам очень хотелось сыграть, но они поначалу опасались, что другие дети, узнав о том, что их тренером является женщина –  поднимут такую команду на смех. Спустя многие годы Демьяненко вспоминал о том, что он многому обязан Галине Гордеевой.

- Поначалу Анатолий долго не мог определиться, кем он хочет стать: футболистом или хоккеистом?

- Когда в 1985 году Демьяненко приехал в Днепропетровск в статусе лучшего футболиста Союза, ему устроили приятный сюрприз. В квартиру Анатолия приехала съемочная группа. Прозвучала команда "Мотор!" и тут с букетом алых гвоздик входит женщина. Это была Галина Гордеева, которая первая обучала его азам футбола и хоккея.

- Прозвище "Муля" приклеилось к Демьяненко с раннего детства. К старшему брату Анатолия приходил сосед по фамилии Муравский. Друзья, как правило, называли его Мурик. А младший Демьяненко не выговаривал букву "р" и потому у него выходило Мулик или Муля.

- В Днепропетровске Демьяненко по бумагам "служил" в армии, якобы охраняя тюрьму.

- После перехода в Динамо Анатолий получил Волгу, которую потом продал по двойной цене в одну из республик Закавказья.

- Настоящая фамилия Демьяненко – Демяненко. Однажды из-за этого мягкого знака у него были серьезные неприятности. В составе сборной СССР он из Москвы летел куда-то за границу, и из-за неразберихи с фамилией рейс задержали на целых два часа. Пришлось даже звонить в МИД.

- Поначалу Игорь Беланов подумывал вернуться из Киева обратно в Одессу. Он не мог справится с нагрузками Лобановского.  Демьяненко на правах капитана переговорил с форвардом: "Давай еще на год останься, потерпи, а потом увидишь – все будет хорошо". И он послушался. А потом была победа в КОК и Золотой мяч.

- Первый космонавт в истории независимой Украины Леонид Каденюк вспоминает такой случай. Однажды космонавты играли  в футбол с ветеранами киевского Динамо. Слово Леониду: "Я был с мячом в нападении, и в штрафной площадке кто-то из динамовцев меня случай¬но ударил сзади по ногам. Демьяненко, стоявший ря¬дом со мной, полушепотом посоветовал: "Падай, падай, пенальти дадут!". И дали. С этой точки космонавты провели свой единственный гол.

- То, что травмы обходили его стороной, Демьяненко объясняет хорошими физическими качествами от природы. К которым относит, кроме выносливости и силы, еще и умение ничего не бояться.  

- В коллекции Демьяненко есть футболки Руди Феллера и Джорджа Веа.

- Хобби Анатолия – горные лыжи. Причем для того, чтобы научиться кататься, ему понадобился всего один день. Произошло это на отдыхе в Андорре, где классные горнолыжные курорты. С тех пор Демьяненко старается хоть раз в год поехать в горы.

- Когда Демьяненко был наставником Динамо, то почти после каждого домашнего матча киевлян подвозил на своем шикарном Мерседесе одного журналиста преклонного возраста. 

Владимир Войтюк, Football.ua