Алексей Спирин, бывший арбитр ФИФА, председатель инспекторского комитета Российского футбольного союза, прокомментировал эпизод с удалением Дениса Гармаша в матче Шахтер - Динамо.
Алексей Спирин, фото sportsdaily.ru
08 квітня 2012, 21:19
"Матча я не видел, но сегодня посмотрел видеонарезку фрагментов поединке на Youtube. Конечно это не то, что смотреть игру на стадионе или полностью по телевизору, но некоторые вещи там увидеть можно", - говорит Спирин.
"Что касается второй желтой карточки Гармашу, то на лицо не методическая ошибка арбитра, а административная. Если взять правило № 5, то там сказано, что судья обязан следить за выполнением нескольких вещей в рамках административных обязанностей - контролировать время, присутствие на поле только нужных людей и так далее.
Я думаю, что главный арбитр увлекся важностью этого матча, энергетикой игры, ведь судьи также являются участниками поединка. Вакс немного расслабился и на фоне эмоциональной заряженности допустил административную ошибку", - считает Алексей Николаевич.
"На видеозаписи видно, что при подаче углового Гармаш получил какую-то травму. Я умышленно говорю "какую-то", ведь сегодня определить степень травмы прежде всего должен судья, а потом врачи команд, которых он вызывает. Первый диагноз дает арбитр. На Youtube я увидел, что арбитр пригласил врачей на поле. Значит он почувствовал определенную степень опасности для состояния здоровья футболиста. Когда первая помощь была оказана, судья должен проследить, чтобы все люди не причастны к игре покинули поле. Это его административный долг, но спешить не стоит.
Мне кажется, в этой ситуации арбитр немного поспешил. На видео хорошо не видно, но чувствуется, что не все врачи покинули поле.
Сам футболист имеет право покинуть поле в том месте, где захочет. Не обязательно выходить за линию ворот. Более того футболисты, которые знают правила игры, всегда стремятся совершенно обоснованно покинуть поле через боковую линию. Почему так?
Через линию ворот он имеет права вернуться в игру только тогда, когда в матче есть остановка. Иногда ее нужно очень долго ждать. А с боковой линии он входит в игру с разрешения главного арбитра. Судья дает футболисту сигнал, когда видит, что его выход не мешает развитию игровой ситуации и когда сам игрок полностью готов.
Гармаш выбрал разумное и правильное решение. Он покинул поле через боковую линию, чтобы потом быстрее вернуться в игру. Это его право. В правилах не сказано, что он должен покинуть поле, выбрав кратчайший путь.
Арбитр должен дождаться пока он покинет поле и только тогда возобновлять игру. Некоторая спешка и невнимательность к административным обязанностям привело к тому, что игра возобновилась чуть раньше. После этого действия судьи мне не совсем понятны.
Я все так подробно рассказываю, ведь это учебный материал. В России есть программа Свисток, в которой мы рассказываем об особенностях функциональных обязанностей арбитра. Я думаю, это хороший учебный материал. Если его детально разобрать, то можно выделить поспешность арбитра, не до конца выполнени административные обязанности. Также арбитр мог быть невнимательным к тому, что у игрока уже есть одна желтая карточка. Я сказал "не внимательный", потому что не могу применить какие-то жесткие термины. В результате игрок был удален и, вероятно, мне трудно утверждать однозначно, ведь весь матч я не видел, был испорченный хороший футбольный спектакль.
Функции арбитра сейчас очень расширены. Он четко должен выполнять методические рекомендации и следить за административными функциями, которые, на первый взгляд, кажутся простыми. Хочется думать, что за счет эмоций произошла такая неприятная накладка.
Для меня это учебный материал. На этом негативном примере я буду объяснять российским судьям, как действовать в таких ситуациях. Прежде всего нужно быть собранным и сконцентрированным.
Повторюсь, я не видел полностью матч и может упустил какие-то детали, но я считаю, что Гармаш знает правила игры. Он сделал так как, с точки зрения правил игры, удобно для него. С его стороны я не увидел действий, которые заслужили предупреждение. К таким действиям относятся сознательное затягивание времени, желание провоцировать, симуляция травмы и так далее.
Вакс поторопился с возобновлением игры. Его действия можно понять. На стадионе была хорошая атмосфера и эмоциональный фон. Даже когда я еще работал на матчах Шахтера и Динамо в советские времена, то всегда знал, какая замечательная спортивная атмосфера царит на этих играх.
Ни в коем случае нельзя списывать ошибки арбитра на молодой возраст. Другое дело количество матчей и судейская практика. Сегодня мы хотим видеть судей, которые работают на матчах национального чемпионата в возрасте - 30-33 лет. 35-летний судья - это уже почти старик".