Его имя в Украине прогремело дважды. Пять лет назад, в январе 2009-го, наша страна узнала, что ее юный уроженец Владимир Коман назван УЕФА в числе самых перспективных в Европе после выступлений за сборную Венгрии на чемпионате мира U-20.
А чуть позже он, уже как игрок Сампдории, забивал Металлисту в еврокубковом матче. Тот гол в Харькове стал особенным для молодого полузащитника – он остался для него единственным, забитым в еврокубках. А сам перспективный венгерский сборник дальше выступал во французском Монако и российском Краснодаре. Сейчас он играет в составе Урала в российской Премьер-лиге. Мы поговорили с Владимиром о его корнях, карьере и дальнейших перспективах. Вот что рассказал нашему сайту уроженец Ужгорода, сейчас представляющий на международном уровне Венгрию.
 
– Владимир, в прошлом году вы перешли на правах аренды в Урал. Почему приняли решение уехать из Краснодара? Уже освоились в команде?
– Да, освоился вполне. Я переехал в Урал потому, что в Краснодаре у меня было мало возможностей играть. В той команде есть очень много легионеров, и мне сложно было попасть в состав. О переходе в Урал не пришлось жалеть. Здесь интересный коллектив, а Екатеринбург – красивый город. Правда, для меня здесь очень холодно:) Зато коллектив меня принял тепло. Думаю, это всегда зависит от твоей игры – если ты хорошо тренируешься и играешь, тогда и коллектив тебя быстрее воспринимает.
– Ваш контракт все еще принадлежит Краснодару, а срок арендного соглашения с Уралом истек в конце года. Где собираетесь продолжить свою карьеру?
– На этот вопрос я сейчас вам не могу дать ответ. Я готовлюсь с Уралом, но, может быть, вернусь в Краснодар. Все выяснится в течение 3-4 дней.
– Этой осенью впервые за долгое время сборная Венгрии была близка к тому, чтобы выйти из отборочной группы. Благодаря чему получился такой качественный рывок в развитии сборной? Это новое талантливое поколение пришло?:)
– Нам и вправду совсем чуть-чуть не хватило, чтобы выйти на чемпионат мира (Венгрия всего на два очка отстала от Румынии, занявшей второе место в группе, – прим.Football.ua). Мое мнение – нужно было новое поколение вызывать постепенно, еще раньше вместе со старым «смешивать». Так бы смена поколений получилась более плавной. Но я надеюсь, что на следующий большой турнир – чемпионат Европы – у нашей сборной получится попасть.
– С Нидерландами понятно – а вот с Румынией был шанс сыграть удачнее и ее опередить? Какой матч, по вашему мнению, лишил вашу сборную шанса выйти в плей-офф? Где не взяли те очки, которые могли?
– Мы не взяли, во-первых, очко с Румынией дома, когда получили из-за глупости гол на последних минутах. К сожалению, вторая игра в Румынии не получилась такой, как мы ожидали. Было очень много ошибок и слишком мало выигранных единоборств. Я бы не сказал, что с Голландией были наши самые неудачные игры. Венгрия сейчас серьезный соперник для всех.
– В свое время в Украине известие о перспективном уроженце Ужгорода, играющем за сборную другой страны, вызвало немалый резонанс. Для вас существовал все-таки вариант сыграть за Украину, или вы, как воспитанник уже венгерского футбола, для себя другого варианта даже не рассматривали?
– Вариант перейти играть за сборную Украины был, но отец воспитал меня в Венгрии, поэтому мне сложно было взять и бросить все, за спиной Венгрии перейти в Украину. К сожалению, в тот момент в Венгрии газет поступили очень некрасиво… Писали всякие гадости обо мне и моей семье.
– Давайте вспомним, как в вашей судьбе случился большой поворот. Сколько вам было лет, когда ваша семья уехала из Украины?
– Моя семья уехала из Украины в 1991 году, мне тогда только два года было. Так что не так уж и долго я жил в Ужгороде:) Но, представьте себе, я помню, что мы жили в районе аэропорта. И что когда мы выходили с подъезда, то рядом была небольшая горка, а за горкой – площадка для детей. Пожалуй, вот столько я помню о городе, в котором я родился.
– Давно приезжали в Ужгород? На матчах Говерлы как-то приходилось бывать?
– Бывает, что когда мы едем в гости к бабушке, которая живет в Великом Березном Закарпатской области, то заезжаем и в Ужгород. Там приятно посидеть, кофе попить. На играх Говерлы, к сожалению, не был никогда. Кстати, пользуясь случаем, всем моим закарпатским родственникам и друзьям хочу передать большой привет!:)
– Чемпионат Венгрии сейчас не очень высоко котируется в Европе. Как вы считаете, в чем причины – деньги, или что-то еще?
– Увы, венгерский чемпионат сейчас находится на не очень высоком уровне. Есть много причин этого, но какую-то одну, самую главную, я вам не могу назвать, потому что сам там уже не живу и не вижу лигу собственными глазами. О чем могу говорить – есть проблема с молодежью. Результатов нету, хотя до этого всегда были, и венгерская сборная всегда была известна на мировом уровне.
– Играть за Халадаш еще в возрасте школьника – это было что-то особенное для вас? Какие варианты развития карьеры были у вас в детстве?
– О, в Халадаше я был в самых лучших руках:) Моим тренером был отец (Владимир Коман-старший выступал в составе Закарпатья и даже киевского Динамо, – прим.Football.ua), и моя семья во всем меня поддерживала. Я с ранних лет играл за молодежную команду клуба, и как-то раз меня позвали один день потренироваться с первой командой, потому что мало людей было. И тренировка получилась насколько удачной, что главный тренер сказал, что дальше я буду играть за первую команду. Конечно, я мечтал об этом всегда, но попасть в профессиональный футбол в 15 лет – это было просто что-то невероятное! Моя карьера шагнула сразу на несколько шагов вперед.
– Конечно, дебютировать в родной стране еще школьником – это круто. Но еще круче попасть в Сампдорию тинэйджером. Кто заметил вас и пригласил в Италию? В каком турнире скауты вас увидели?
– Так случилось, что я был капитаном сборной Венгрии U-15. Моя команда играла товарищеский матч против сверстников в Италии. В матче со сборной Италии я удачно сыграл, и меня сразу заметил помощник агента, с которым я сотрудничаю по сегодняшний день. Не прошло и месяца, как он приехал за мной в Сомбатхей.
– В Сампдории вас бережно подводили к основному составу, вы отбыли аренды в Авеллино и Бари. Что вообще дал вам итальянский период? И почему не остались там?
– Я бы не сказал, что слишком берегли… Вообще, первые игры за генуэзский клуб я провел в 18 лет. После этого тренер поменялся, и пришел Маццарри, который не любит работать с молодыми игроками. И мне пришлось только тренироваться с Сампдорией, а играть за Примаверу. Год у меня был очень удачный, мы все выиграли, что возможно, в турнире Примаверы (в финале, кстати, играли с Интером, где еще выступал Балотелли и был одним из лидеров миланцев). Но после этого шансов в первой команде мне не дали, и я пошел в аренду в Авеллино, а потом и в Бари в Серии А. И только после этого я вернулся в Сампдорию, где тренером был уже Ди Карло. В итоге я ушел из клуба после восьми лет в его обойме. Уже надо было искать новую мотивацию…
– Помню ваш переход в Монако. Не боялись, принимая решение перейти в клуб, не выступающий в Лиге 1?
– Ну, единственный риск там был – не выпасть в 3 дивизион:) Но команду в Монако сделали очень хорошую, и наша задача была сохранить клубу прописку в Лиге 2. Задачу мы выполнили, и даже больше, я бы сказал (команда заняла в итоге 8 место в сезоне 2011/2012, – прим.Football.ua). За полгода с 20 места мы с командой поднялись наверх, в итоге финишировав намного выше, чем ожидалось. Мне очень понравилось в Монако.
– Чему научила вас жизнь во Франции? По сравнению с Италией, это специфический футбол?
– Вообще ничему. Я ведь провел не так много времени во Франции. Но футбол там совершенно иной, нежели в Италии. Мне он даже больше понравился. В Италии все слишком фокусируется на обороне. А во Франции можно творить.
– Для многих футболистов, которые переходят в Россию, самым главным фактором становятся деньги. Для вас тоже? Или же у клуба Краснодар, которому вы дали согласие, были сугубо футбольные аргументы?
– Конечно, глупо было бы сказать, что деньги – не важные, но не это мотивировало меня. Я бы не сказал, что самым важным для меня были деньги… Я хотел и хочу до сих пор найти мою команду, где я мог бы хорошо себя чувствовать, где была бы возможность играть. Мне всегда нравилось пробовать свои силы везде, в самых разных странах и на самых разных уровнях. В Краснодар меня позвал Муслин. Я решил откликнуться на это приглашение и попробовать что-то новое в моей карьере.
– Чемпионат России как соревнование можно сравнивать с Италией и Францией? Что далось вам труднее всего в России – язык, климат, дальние выезды?
– Чемпионат России специфический. Его нельзя сравнивать с другими чемпионатами. Уровень хороший, но еще много надо работать, чтобы можно было его назвать топ-чемпионатом. Выезды – вообще не проблема. С языком проблема была только в начале. Я быстро подтянул свой русский до того уровня, чтобы можно было на нем нормально разговаривать.
– Сейчас Россия готовится к чемпионату мира. Ездя по стране со своими командами, видите прогресс в подготовке страны в этому турниру?
– Прогресс есть, но еще надо работать. Хочу пожелать России удачи на ближайшем чемпионате мира, надеюсь, будет не так, как на чемпионате Европы, когда все ждали сюрприза от России.
– Перед вами стоит цель – возвратиться в Европу? Или же российский, восточноевропейский футбол, по вашему мнению, тоже достаточно привлекателен?
– Да, у меня есть цель возвратиться в Европу. Если честно, мне до сих пор не дали времени, чтобы почувствовать – как это, когда ты стабильно играешь.
– Чем занимается ваш отец? Он занят в футболе? В детстве вам приходилось слышать о его выступлениях в Украине, видеть фото?
– Да, мой отец остался в футболе и занимается сейчас детьми. Может, его подопечные станут в будущем чемпионами:) В детстве, конечно, я видел фотографии моего отца в игре. Слышал истории из его футбольной жизни.
– Есть ли у вас знакомые в украинском футболе? Что скажете о его развитии?
– Конечно, есть знакомые, и очень даже много. Но, если честно, я не так много следил за украинским чемпионатом, поэтому не могу судить о его развитии.
– За Сампдорию вы забили свой единственный, если не ошибаюсь, гол именно украинской команде – Металлисту в Харькове. На тот матч вы выходили с особенным настроем?
– Да, этот гол был особенным… Играть на родине – это было странное чувство. Слишком много эмоций.
Артур Валерко, Football.ua