Ноябрь 2002 года. Базель только что разделался в выездном матче с московским Спартаком, сделав серьезную заявку на проход первого группового этапа Лиги чемпионов. В прессе активно обсуждается новый выскочка и его главные действующие лица, как, например, Кристиан Хименес, Хулио Росси или, конечно же, Хакан Якин. Однако, помимо игроков атаки, отмечают организованность задней линии, которой командует старший Якин, Мурат, которого называют настоящим вожаком команды, даже футбольной звездой.
 
На следующий день после возвращения из Москвы Мурат - единственный из игроков, кто паркуется возле здания клубного офиса рядом с машиной главного тренера команды Кристиана Гросса, а не в подземном гараже. Издание Blick присваивает Якину-старшему звание Игрок месяца (позже будет назван игроком 2002 года в Швейцарии), о чем ему спешит сообщить известный швейцарский журналист, автор биографии Алекса Фрая Марсель Рор. «Кому бы вы посвятили это достижение?» - спрашивает Рор. «Себе самому. Это же я нахожусь на поле и даю результат». Когда Кристиан Гросс на следующее утро прочитает об этом в газете, то поперхнется своим кофе, а встретив журналиста спустя несколько дней, сразу же спросит у него: «Неужели Мури и вправду так сказал?»
 
Эта история, наверное, лучше всего дает понятие о том, каким футболистом был Мурат Якин. Гордый и самоуверенный, не знающий жалости к сопернику, прозванный болельщиками «Стеной», он имел ряд спортивных качеств, необходимых для классного защитника. Пушечный удар, хорошее видение поля, приличная техника. В то же время он был довольно медлителен, но каким-то образом это не делало его неуклюжим, а лишь придавало движениям солидности.
 
Вне игры он всегда ведет себя вежливо и дружелюбно, но на поле защитник вполне оправдывал свое прозвище. Можно найти множество комментариев, в которых игроки, тренеры или функционеры утверждают, что Якин – личность сложная. Вероятно, это связано с тем, что Мурат был одним из немногих швейцарских футболистов, которые позволяли себе говорить то, что думают. Эта черта, возможно, обусловленная происхождением Якина, не вызывала особого одобрения в стране, где такт ценится выше искренности.
 
Как это часто случается с игроками, которые хоть немного вышли за рамки привычного пресного образа, из него сделали едва ли не поп-звезду, и даже ввели в употребление прозвище «гламурный Мури». Этому в некоторой степени поспособствовал сам футболист. Мурат Якин всегда следит за своей внешностью, ходит на показы мод, иногда даже принимает в них участие. Также за ним в свое время были замечены актерские амбиции. Популярностью пользовался рекламный ролик с участием Мурата, в котором он садится в такси, где его ожидает очаровательная молодая женщина. Якин, ослепляя мадемуазель белоснежной улыбкой, предлагает: «Почему бы нам не поехать ко мне чего-нибудь выпить? Чаю, например?» В этот момент самым наглым образом вмешивается водитель такси: «Нет, мужик, так не пойдет. Завтра игра, и я на вас поставил».

 
Однако весь этот лоск, как ни странно, не навредил его репутации тафгая. Мурат Якин на поле полагался в первую очередь на себя и был одним из тех игроков, которые играют тем лучше, чем больше на кону и выше давление. И в Швейцарии его, как и брата, всегда уважали, скорее всего, небезосновательно. Якин-старший завершил карьеру в 2006 году из-за болезненной травмы спины, и когда его спустя несколько месяцев пригласили на вечеринку-празднование чемпионства, которое Базель завоевал по итогам сезона, он ответил: «Что мне там делать? Я и так почти не играл, это праздник для других». И пошел в казино.
 
Еще в игровые годы в Мурате были заметны задатки будущего тренера. Он на поле руководил игроками (в первую очередь защитниками, конечно), да и Хакан признавался, что старший брат всегда руководил им и был едва ли не его первым тренером. И сразу же после окончания карьеры игрока он принял предложение поработать в базельской Конкордии, клубе, который его вырастил. Здесь он задержался всего на год – в Конкордии было слишком уж тесно для такого амбициозного человека. Тем более что ему предложили место помощника главного тренера в Грассхоппере, с которым он прославился в середине девяностых, дважды кряду выигрывал чемпионат Швейцарии и играл в Лиге чемпионов. Поработав два года в подмастерьях у Ханспетера Лятура и потренировав дубль клуба из Цюриха, Якин подписал контракт с небезызвестным украинскому болельщику Туном.
 
(Как видите, Якин не стал пользоваться своим именем и статусом, чтобы заполучить пост тренера в одном из тех клубов высшей швейцарской лиги, которые были на виду, а начал с самых низов, и впоследствии шел к своей цели шаг за шагом.)
 
Гроза Динамо переживал тогда не лучшие времена. В 2005 году Тун играл в групповом этапе Лиги чемпионов, а спустя два с половиной года вылетел из швейцарской «вышки», успев пережить за это время несколько громких скандалов (извращение 15-летней девушки игроками команды, подозрение в сдаче матчей). Но клуб, чей годовой бюджет составлял 3,9 млн швейцарских франков, с надеждой смотрел в будущее. Новый стадион на 10 тысяч человек должен был быть готовым через два года, к весне 2011-го. К этому времени и планировалось возвращение команды в высший дивизион. Якин перевыполнил план, выведя Тун в высшую лигу уже по итогам своего первого сезона.
 
Работу Мурата в провинциальном клубе оценили еще по ходу чемпионата. Якин увеличил нагрузки, однако никто из игроков не жаловался. Отнюдь, многие молодые футболисты радостно рассказывали журналистам о том, что их тренер еще мыслит во многом как игрок, и очень хорошо их понимает. Кроме того, он воспользовался своими связями в Базеле, чтобы пригласить в Тун нескольких молодых футболистов, невостребованных в гранде. С Якином эти ребята начали стремительно прогрессировать. Наверное, самыми заметными игроками той команды Якина стали центрбек Тимм Клозе, выступающий ныне (и небезуспешно) за Нюрнберг и нападающий Ник Прошвиц, лучший бомбардир второй Бундеслиги прошлого сезона (ныне выступает за Халл Сити). Как раз за отличную организацию защиты бывшего игрока национальной сборной хвалили больше всего, однако дела в нападении также шли неплохо – Тун стал самой результативной командой Челлендж-лиги (второго дивизиона). Команда заняла первое место, опередив Лугано в последнем туре, а Мурат Якин стал желанным тренером для многих швейцарских клубов.
 
Если где-либо начинали говорить об отставке тренера, первой возможной кандидатурой на замену был Якин. Были ли конкретные предложения от каких-либо клубов – неизвестно. Летом 2010 года Мурат продлил контракт с Туном. Конечно, Якин говорил о потенциале команды и о том, что хотел бы сначала чего-нибудь с ней добиться. Однако, вероятнее всего, особо не страдающий сантиментами тренер не сменил клуб еще летом только потому, что у него не было лицензии категории ПРО, а футбольный союз позволил ему продолжать работу в Туне только потому, что Якин поднялся в «вышку» вместе с ними.
 
Здесь его команда продолжала удивлять. Например, после четвертого тура Тун оставался единственным коллективом, не знавшим горечи поражения, а в 15-м туре обыграл на выезде сам Базель, причем эта победа стала первой за пять лет (учитывайте, что в Швейцарии команды успевают сыграть друг с другом по четыре раза за сезон). Посреди сезона, однако, у команды наметились проблемы с нападением. Молодые форварды, приглашенные Якином, были настоящими транжирами, и Тун недосчитался многих очков. Именно этим в первую очередь объясняется большое количество ничьих (16 в 36-ти матчах). Как бы там ни было, сезон однозначно был сверхуспешным. Новичок с ходу занял пятое место, позволяющее принимать участие в квалификации ЛЕ.
 
Как и за год до этого, с наступлением весны пришло время увольнений и отставок, и опять в центре всяческих слухов оказался Мурат Якин. В Берне говорили о возможном уходе Владимира Пековича с поста главного тренера Янг Бойз, у Люцерна дела тоже шли не так, как хотелось, Кёльн предпринял попытку переманить из Базеля Торстена Финка и там также заговорили о возможном преемнике. Якин отказывался от каких-либо комментариев по поводу возможного перехода, занимаясь более полезными вещами. Например, Мурат съездил в Барселону понаблюдать за тренировками блаугранас, а также навещал в Мёнхенгладбахе Люсьена Фавре. В это время Люцерн, клуб, в котором играл брат Мурата, Хакан, уволили наставника Ральфа Фрингера. Они тут же сделали предложение Якину, и тот согласился.
 
Естественно, пресса не могла обойти вниманием тему сотрудничества двух братьев: не помешает ли это работе тренера? Уже во время предсезонной подготовки некоторые особо «внимательные» журналисты отмечали, что Хакан на тренировках «больше смеется, ведет себя расслабленно и недорабатывает». Мурат пообещал, что поблажек не будет делать никому. Наверняка он сдержал слово, ведь Хакан перешел в Беллинцону уже по ход сезона. Еще летом Якин понял, что ему попался не очень качественный коллектив. Например, в Люцерне проблемы с нападающими были еще больше, чем в Туне, и тренеру приходилось ставить на позицию форварда брата Хакана, пока тот был в его распоряжении.
 В итоге Якин избавился практически от всех форвардов. Во время зимнего перерыва все предрекали Люцерну провал и отсутствие еврокубковых перспектив, но Мурат не обращает на это никакого внимания и работает дальше. Как итог – его Люцерн занимает второе место в чемпионате после Базеля и доходит до финала кубка, где проигрывает новоиспеченному чемпиону. Неудачный сезон? Второй самый успешный в истории клуба после 1988/89, когда команда брала свое единственное чемпионство!

 
Позапрошлой осенью, когда Торстен Финк покинул Базель в разгар сенсационного евросезона, именно Мурат Якин был самым желанным тренером для чемпиона, по крайней мере, именно его хотели болельщики. Однако руководство клуба предпочло доверить тренерский пост помощнику Финка, Хайко Фогелю, и не ошиблось. Фогель смог вывести команду в плей-офф ЛЧ, сделал золотой «дубль». Якин же готовил Люцерн к новому сезону. Учитывая все перипетии прошлого чемпионата, тренер потребовал денег на усиление команды, однако руководство ответило отказом. Когда Люцерн катастрофически стартовал в чемпионате, набрав три очка в шести матчах, Якин напомнил о своей просьбе и… был уволен. «За аппетиты, несоразмерные возможностям клуба». Таким образом, клуб избавился от тренера, с которым только что пережил самый успешный сезон за последние двадцать лет!
 
Однако прошлой осенью не один Якин испытал на себе бескомпромиссность футбольного бизнеса. Хайко Фогель был уволен с поста Базеля после того, как команда после 12-го тура чемпионата занимала всего лишь четвертое место, отставая от лидера на восемь очков. Руководство напугала перспектива остаться без Лиги чемпионов на следующий сезон и на прошлогодние заслуги Фогеля смотреть не стали. А сменил его на посту самый заметный швейцарский тренер последних лет – Мурат Якин.
 
После первой же тренировки он вечером встретился с нападающими Марко Штреллером и Алексом Фрайем. «Марко, ты будешь полезен в этом сезоне, ты, Алекс - не очень», - сообщает игрокам бывший партнер по сборной, не считая нужным быть излишне деликатным. На пресс-конференции Якин заявляет: «Я знаю, что нужно изменить. В качестве тренера команды противника мне всегда было легко подготовиться к мачту с Базелем». Камень в огород Финка или Фогеля? Возможно, но последнему он не забывает вечером отослать утешительную смс-ку.
 
Новый клуб и игроки были хорошо знакомы Якину и на притирку много времени не ушло. Другое дело, что Мурат полностью поменял стиль игры команды, привитый еще Финком буквально за три недели. От акцента на контроле мяча и классических 4-4-2, Якин перешел к ставке на жесткий прессинг и стремительные атаки. Желая «удивить соперника», тренер экспериментирует со схемами 3-5-2 и 4-1-4-1, заставив «короля штрафной площадки» Алекса Фрая играть на левом фланге.
 
Как и в каждом предыдущем клубе Якина-старшего, скоро последовал и результат. Базель идет вторым, отставая от Грассхоппера всего на четыре очка и имея лучшую разницу забитых и пропущенных. Улучшив организацию, взаимопонимание, общение (вернул обязательные курсы немецкого), а также вернув команде уверенность в своих силах, Мурат Якин снова подтверждает реноме самого успешного тренера страны последних лет.
 
Андрей Курдаев, Football.ua