Тема молодежных составов в контексте «правила местных воспитанников» как никогда актуальна. Football.ua продолжает серию материалов о турнире в котором принимают участие футболисты до 21-го года. В свое время мы общались с директором Академии Металлиста Игорем Кутеповым. Теперь же пришел черед главного тренера молодежного состава Андрея Анищенко, команда которого является одной из самых молодых в молодежном первенстве.
 
«Мы заранее учитываем, что один-два футболиста из первой команды могут прибыть нам на помощь»
 
- Андрей Анатольевич, несмотря на текущее (шестое) место Вашей команды в турнирной таблице вы довольны самым главным в работе тренера молодежной команды — развитием своих подопечных?
 
- Если честно, не все идет так, как хотелось бы в идеале. Кто-то быстрее, а кто-то медленнее впитывает те требования, которые предъявляются не только нами, но и клубом в целом. Если брать именно молодежный состав, то у нас нет конкретного разграничения на основных и запасных, и постоянно происходит своеобразная ротация между «дублем» и командой U-19, в которой ребята находят недостающую игровую практику. Например, среди недели они выступают за девятнадцатилетних, и если хорошо себя проявляют, то уже на выходных могут выйти на замену или появится в основе нашей команды.
 
 
- U-19 дает «дублю» каждый год желаемое подкрепление?
 
- Сейчас тяжело подводить какие-то итоги, ведь в Украине только второй раз проводится чемпионат среди девятнадцатилетних, а первый раз для наших ребят получился довольно скомканным. Сейчас мы видим более стабильную картину, плюс сегодня у нас налажено хорошее взаимодействие. Надеемся, что в будущем нам не придется искать футболистов на стороне, и по истечении какого-то времени (возможно, даже зимой) нас в любом случае усилит пара человек из U-19. В любом случае несколько исполнителей поедут с нами на сборы, а то и перейдут в «дубль» на постоянной основе. Если же человек из молодежного состава снижает к себе требования, то, как по мне, самое страшное наказание для игрока — непопадание в основной состав. Человек перестает играть, и сразу все чувствует. Иногда исполнителя могут перевести и в U-19. Но это не ссылка! Мы хотим дать парню понять, что на данный момент он снизил требования к себе, к тренировочному процессу, к играм. Так что надо немного пересмотреть свое отношение. В общем, повторюсь, никакого разграничения между U-19 и «дублем» у нас нет, постоянно происходит совместная комплектация.
 
Отдельно в этом плане можно говорить о первой команде, хотя с ней у нас тоже постоянное взаимодействие. Футболисты с недостатком игровой практики могут получить ее у нас, однако, все происходит только по решению главного тренера. Только Мирон Маркевич определяет, кому, сколько времени, и на какой позиции играть в конкретном поединке.
 
- Вам комфортно работать в таких условиях, когда все расклады определяются не в вашем тренерском штабе? Это не ломает какие-то планы?
 
- Нет, где-то за день-два мы можем узнать у Маркевича, кого планируется привлечь в ближайшей игре за молодежный состав. Я думаю, что этого времени вполне достаточно для нужных действий.
 
- Бывает, что в последний момент вам звонят и говорят: «Сейчас к вам едут два игрока первой команды, и надо дать им по 90 минут»?
 
- Ничего страшного, это рабочий процесс. Тем более, что мы не получаем игроков слабее. Мы только усиливаем команду.
 
- Многие считают, что опытные игроки с первой команды — это, конечно, хорошо, но ведь они могут занимать место какого-то перспективного паренька из академии или U-19?
 
- Я бы не совсем согласился с этим мнением. Все-таки одна из функций молодежного состава состоит в том, чтобы игроки первой команды восстанавливались после травм и получали игровую практику. Что же касается планов, то мы заранее учитываем, что один-два футболиста из первой команды могут прибыть нам на помощь. Ребята тоже прекрасно об этом знают, и в какой-то степени это придает стимул и способствует конкуренции. А ее мы пытаемся создавать всегда.
 
- Все ли футболисты считают для себя наказанием непопадание в основной состав? Или многим это лишь облегчает жизнь?
 
- Думаю, если подобные исполнители и существуют, то мне кажется, что их карьера продлится недолго. Такого игрока профессиональный футбол раскусит очень быстро. Нам для этого не надо особо что-то предпринимать. Ведь для нормального человека, как мне кажется, уже хорошо, когда он проявляет какие-то эмоции из-за непопадания в состав.
 
 
- Не случалось такого, что из-за плохого настроя человек из первой команды играет в полноги?
 
- Иногда мы сталкиваемся с тем, что даже легионеры, которым недостает игровой практики, сами просились выйти в матче за «дубль». Ведь они чувствуют, что это им необходимо. Так что если человек хочет играть, то сложно говорить о понятии «в полноги». Они все взрослые люди, им, прежде всего, надо доказать самим себе, что футболисту всегда нужно выходить на поле и держать себя в тонусе. Ведь в любой момент ты можешь оказаться востребованным, и если в этот день ты будешь не готов, то зачем команде такой исполнитель?
 
«Радченко немного отвлекся от футбола, что было очень заметно»
 
- Почему ранее выходившие на поле Барвинко и Радченко в составе первой команды в этом сезоне упорно остаются за ее бортом? Можно предположить, что эти игроки остановились в своем  развитии?
 
- Что касается Барвинко, то здесь причиной всему — тяжелая травма, а именно разрыв крестообразных связок. У него только полгода ушло на восстановление, и сейчас он лишь набирает свои кондиции. И тренеры первой команды надеются на него, верят и ждут Дениса. Но ему еще придется выполнить немало работы, чтобы вернуть оптимальное функциональное состояние и игровую форму. Сейчас он в подсознании держит воспоминания о тяжелой травме, но я думаю, в скором времени это пройдет. Так что будем верить, что до конца сезона он вернется в строй.
 
Теперь о Радченко. В определенный период, на наш взгляд, у Артема произошел какой-то застой в развитии. Это вызвано очень резким скачком из детского в молодежный и взрослый футбол. Радченко намного опережал своих сверстников, что позволяло ему выделяться из массы. Даже здесь некоторый период времени ему делали какую-то скидку, так как он был совсем молоденький. Так он потихоньку прибавлял, но затем многие его партнеры начали прогрессировать, а Артем продолжал двигаться на старом багаже. Вот это его и притормозило, прежде всего, в психологическом плане. Вы же сами понимаете, они — молодые люди, имеющие много соблазнов... Получилось, что он отвлекся от футбола. Возможно, на какой-то короткий период, но это было очень заметно... Однако мы всегда поддерживаем его, помогаем, и бывают матчи, когда Радченко выглядит очень прилично. А бывают и перепады: взрыв, а потом — раз, и растворился на футбольном поле.
 
- В целом он выделяется среди партнеров?
 
- Можно сказать, что Артем в обойме тех игроков, которые определяют игру команды.
 
 
- Как-то Игорь Кутепов рассказывал, что после попадания в первую команду Артем имел проблемы с мотивацией, и даже разговоры с Маркевичем и Красниковым не помогли талантливому футболисту. Это сопровождалось какими-то нарушениями дисциплины?
 
- Нет, дисциплина здесь не при чем. Здесь всему виной психологический аспект. Это раньше футболисты (нашего поколения и старше) имели всего лишь телевизор с несколькими каналами, ну еще кино. А сейчас что? Интернет под рукой, все нужное всегда доступно. Здесь стоит отметить, что каждый любит почитать про себя. Также не стоит забывать и о вызове в сборные Украины — немаловажном факторе. Сборная есть сборная, но это зачастую очень сильно отвлекает. Футболист начинает думать, что он уже игрок сборной. Вот только какой сборной? Это все-таки юниоры и юноши. А ведь есть и более масштабные вершины — молодежная и главная национальная команды страны. Вот туда стремись, а не останавливайся на достигнутом! Раз на тебя возлагаются какие-то надежды, значит, надо их оправдывать. Понятно, что на все дается время, но хотелось бы, чтобы Радченко понимал ситуацию и, прежде всего, спрашивал с себя. Ведь природой ему дан талант, но сколько раз уже говорилось — голый талант ничего не стоит без кропотливой работы.
 
- Вы, как тренер молодых игроков, имеете какое-то оружие, чтобы уберечь молодежь от подобных вещей?
 
- В первую очередь мы стараемся заинтересовать ребят самим футболом. То есть стараемся каждому индивидуально поставить цель. Пускай, даже маленькую, но все же, чтобы игрок получил мотивационный толчок. Также, думаю, лучшая цель для молодых футболистов — корпус, который находится рядом (Анищенко кивает головой в направлении корпуса на базе Металлиста, где базируется первая команда. Это здание расположено рядом с корпусом для дублеров, где и проводилось интервью. — прим. М.С., А.В.). Он как бы рядом, на расстоянии в 30 метров, но до него шагать и шагать. Этот путь очень интересен, и чем не мотивация?
 
Также стараемся делать так, чтобы тренировочный процесс был интересен каждому из них. Чтобы каждый из ребят понимал и чувствовал, что это все только для них. Хочется, чтобы на тренировках постоянно царила приятная атмосфера. Да, есть занятия, где надо пахать и пахать, окунувшись в трудоемкий процесс. Но иногда нужно где-то и разрядить атмосферу, пошутить. Для этого есть паузы, и смех должен присутствовать — он помогает раскрепоститься. Однако работа есть работа, и всегда нужно уметь разграничивать понятия. Но зачастую футболисты, особенно очень юные, не всегда умеют это делать. Тогда появляется «хи-хи, ха-ха», но мы стараемся это быстро пресекать. Иногда ребята обижаются, но здесь уж извините.
 
«Наверное, вызов в «молодежку» Нойка и Денчука — это объективный взгляд на ситуацию»
 
- Что можете сказать о Барилко и Андриевском, в прошлом сезоне тоже попробовавших порох в первой команде? Вы и тренерский штаб Металлиста в целом довольны их развитием?
 
- От Андриевского тоже ждут большего. Хотя его и вызвали в сборную, и можно сказать, что он неплохо выглядел на протяжении определенного цикла матчей. Но все-таки ждем большего, в первую очередь в плане проявления лидерских качеств. Иногда хотелось бы видеть, чтобы кто-то из молодых ребят взял на себя роль лидера, когда многое не получается у всей команды. Вот этого не хватает. Понятно, это все приходит с возрастом и опытом. Но сейчас у нас есть несколько человек, в которых мы надеемся выделить лидерские качества.
 
 
- Каково было состояние Александра Нойка, когда он пришел из Шахтера? Многие говорили, что останься он в Донецке, Украины бы потеряла талантливого футболиста...
 
- Сложно сказать, ведь сначала он все время тренировался с первой командой. А так, смотря со стороны, было видно, что недостаток игровой практики сказывается. Все-таки без игры тяжело. Но все восполняется с помощью тренировочного процесса и матчей, чего ему очень не хватало. Однако, пройдя сборы, Саша стал уже совсем другим человеком.
 
- Вас не смущает, что в молодежную сборную из Металлиста вызываются лишь Нойок и Денчук? Или это объективная оценка реальности?
 
- Наверное, сейчас это объективный взгляд.
 
- А кого бы Вы сами вызвали, будь на месте главного тренера?
 
- Сейчас я не хотел бы себя ставить на чье-то место, ведь у каждого своя работа, и тренера сборной имеют свой взгляд на этот счет. Тем более стоит учесть, что наш состав укомплектован совсем молодыми футболистами, 1996-го и 1995 г.р., есть также люди с 1994-го. Все они вызываются по сборным Украины своих возрастов. А из ребят постарше у нас как раз только Денчук и Нойок. Есть еще Шопин, но...
 
- Хотели мы и о нем поговорить. Ему уже 22, дело идет к 23-м, и тут возникает два вопроса: «Не пересидел ли?» и «Почему вместо него не заявить какого-то перспективного паренька?»
 
- Летом этот вопрос поднимался, он сам просился в аренду, хотел найти игровую практику. Руководство пыталось помочь в этом вопросе, но почему-то не срослось. Что ж, оставили его еще на полгода. Но где-то еще осталась вера в него. Однако что тут скажешь — молодежи всегда не хватает стабильности. Если бы Шопин был стабильным, вырос бы в футболиста высокого уровня. Возможно, это выступает главной причиной в ситуации с ним.
 
«Переход из детского во взрослый футбол — это сложный «саперный процесс», во время которого очень многие ребята сами себя гасят»
 
- Мирон Маркевич или Евгений Красников частенько захаживают на матчи молодежного состава?
 
- Да, по возможности стараются не пропускать наши поединки.
 
- Расскажите, пожалуйста, детальнее о взаимосвязи и работе с Маркевичем? У него есть конкретные требования к тактике вашего коллектива или что-то подобное?
 
- Есть единая клубная философия и постоянные тактические наработки, которые использует первая команда. То же самое, в принципе, стараемся выполнять и мы. Даже в тренировочном процессе используем упражнения, по которым работает первая команда. Ведь если кто-то из ребят попадет к Маркевичу, надо чтобы игрок был знаком со всем этим и не терялся в разных ситуациях.
 
- Вы часто наблюдаете, когда ваши подопечные добровольно идут на тренировки первой команды, смотрят, чему-то учатся? Или, возможно, специально отводите их туда?
 
- Нет, они очень часто сами проявляют желание. Бывает такое, что до тренировки первая команда занимается в тренажерном зале, и наши ребята идут туда вместе с ними, что-то спрашивают у старших, смотрят на них. Да, может быть, хотелось бы видеть такую картину чаще, но это уже чисто человеческий фактор. Кто-то может стесняться, у кого-то еще какая-то причина. Ну, а что касается матчей подопечных Мирона Маркевича, то это как само собой разумеющееся. Когда ты приходишь на трибуны, то не только заряжаешься эмоциями от атмосферы. Молодой игрок, можно сказать, видит лучший пример, когда фамилию футболиста произносят на весь стадион и ему аплодируют зрители. Да, бывают и неудачные матчи, но пускай ребята тоже учатся это проходить. Поединки первой команды выступают в роли лучшего учебника, который показывает, к чему молодежь должна стремиться, чтобы получать желанное. Так что, пожалуйста, сначала начните с чего-то более приземленного, а уже потом будут фанфары.
 
Читайте также: Увлекательнейшие интервью с директорами ДЮФШ киевского Динамо, запорожского Металлурга  и львовских Карпат Александром Ищенко (часть 1 и часть 2), Леонидом Ключиком (часть 1 и часть 2) и Юрием Дячуком-Ставицким.
 
- Сейчас Металлист идет на первом месте в Премьер-лиге, а его молодежная команда — только на шестом. Такой контраст не вызывает вопросов у руководства клуба?
 
- Пока не вызывает. Мы вообще не совсем удачно начали чемпионат — с четырех поражений. Но на это есть веские причины. Мы готовили команду таким образом, чтобы через первые матчи чемпионата «дублеров» ребята вкатились в сезон. Да и немножко нам не повезло, ведь по игре мы не заслуживали этих поражений. Но сказывалась нехватка нужных кондиций. Теперь же с каждым поединком ребята все больше и больше подходят к оптимальной форме, плюс нам нужен был какой-то толчок. И мы его получили с помощью футболистов первой команды, которых решили задействовать в одном из наших матчей. Их удачные действия вселили в ребят уверенность, а также добавили какой-то ответственности. В итоге мы выиграли игру, и все пошло. И уже потом, когда никто из подопечных Маркевича нам не помогал, наши ребята не опустили планку.
 
Что же касается конкретно результата, то Мирон Богданович не требует от нас очков. Его главная задача — чтобы футболисты росли и становились исполнителями, на которых можно надеяться, чтобы они соответствовали уровню первой команды. Да, это тяжело для молодых ребят, так как этот уровень уж очень высок. В коллективе играют сборники своих стран, классные исполнители, и порой с молодежью в некоторых моментах случается растерянность. Те, кто в первой команде находится подольше, уже окрепли в этом плане. Но все равно надо очень много над собой работать в этом направлении. Да, нам бы очень хотелось, чтобы один-два человека из молодежного состава влились в первую команду и могли на что-то претендовать. Однако на данный момент у нас идет какое-то омоложение, смена поколений, когда ребята 1994 г.р. уже считаются стариками (смеется).
 
- Если посмотреть на период работы Мирона Маркевича в Металлисте, то четко видно, что при нем в Харькове не вырос ни один украинский игрок высокого уровня. Как думаете, почему так случилось?
 
- Сложно найти ответ на такой глобальный вопрос... Мне кажется, здесь не стоит забывать о пробелах в детском футболе. Много времени было упущено, и Академия лишь несколько лет назад начала работать на полую мощность. Ведь что ни говори, а без надлежащих условий детским тренерам было очень тяжело готовить ребят и растить из них игроков высокого уровня. Возможно, это очень сказалось на том, что в сборной Украины нет воспитанников из Металлиста. Что ж, может быть, со временем в Харькове появятся такие исполнители. И Мирон Богданович очень хочет, чтобы местные воспитанники выступали в его команде. Мы же постараемся достичь этого побыстрее.
 
 
- Вы для себя отведите реальный срок, за который Академия должна дать результат?
 
- Вот мы сейчас и надеемся на наших сегодняшних воспитанников, что они в скором времени достигнут успеха. Это касается и Радченко, и Денчука. Ну, и не будем сбрасывать со счетов остальных. Но, повторюсь, на все нужно время! К тому же есть случаи, когда ребенок сначала ничего не показывает, однако дальше он развивается, работает над собой, крепнет физически и уже показывает себя изменившимся в лучшую сторону человеком. А тот мальчик, который сначала выделялся, в итоге может затеряться в массе. Опять же многое зависит от самого интереса к футболу, который мы постоянно стараемся подогревать. Думаю, детские тренеры тоже так делают, чтобы ребенок не наелся футболом к тому важному моменту, когда ему предстоит сделать несколько важных шагов из детского во взрослый футбол. Это такой сложный «саперный процесс», во время которого очень многие ребята сами себя гасят. В общем, возможности развивать детей у клуба есть, и мы верим, что в скором времени кто-то из деток вырастет в футболиста уровня этой команды. В Харькове очень этого хотят, поверьте.
 
Максим Сухенко, Анатолий Волков, Football.ua