"Великий Стратег"
 
В 2008 году он стал "почетным доктором" университета Эльче им. Мигеля Эрнандеса за свои "заслуги в профессиональной карьере и признания, которого он добился в мире спорта и физической активности". Эту награду он получил благодаря применению научного подхода для физической активности и футбола.
 
Еще будучи мальчиком, Бенитес увлекался игрой в шахматы и "Stratego" - игре, основанной на военной стратегии. В результате это вылилось в то, что некоторые концепции из этих игр начали применяться им в тренерской карьере. Он взял два чемпионских титула и Кубок УЕФА с Валенсией, вернул Ливерпулю европейское признание победой в Лиге чемпионов.
 
Если верить иконе Ливерпуля последних лет Стивену Джеррарду, Рафа работает 24 часа в сутки на протяжении всей недели. Торрес добавляет: "Он анализирует все, включая забегания и длинные передачи, изучая их на компьютере. Если он говорит тебе сохранять позицию в паре метров от одиннадцатиметровой отметки, ты внимательно прислушаешься к его словам, потому что он объяснит тебе, что это лишнее расстояние может стать разницей между голом и упущенным моментом".
 
Сейчас, под конец 2011 года (тогда и состоялся разговор с Бенитесом - прим. М.В), после победы в клубном чемпионате мира, Рафа живет в Англии.
 
- Кого вы можете назвать своим идеалом в тренерской профессии, от кого научились большему?
 
- Я всегда старался перенимать по чуть-чуть от разных людей, мне было очень интересно анализировать, вникать и искать объяснения работы множества специалистов. Примером для подражания для меня является Арриго Сакки, так как его Милан был просто невероятным. Но я также старался учиться у всех. К примеру, у Матураны (известный колумбийский специалист, наделавший в свое время шуму в южноамериканском футболе - прим. М.В) было много великолепных идей, я многое перенимал у Круиффа, как и у Бьянки с Купером. Всегда можно использовать такие знания. В Академии Реала есть малоизвестный тренера Фелипе Гайосо, он тоже меня научил кое-чему. Он предпочитал аналитический подход, это повлияло на мою работу.
 
- Считали ли вы возможной победу над Миланом в финале Лиги чемпионов в тот момент, когда вы проигрывали в три мяча? Или просто надеялись забить?
 
- Вокруг этого поединка уже возникло столько мифов, и причин для этого действительно было достаточно, но лишь одно точно - отплатить чем-то особенным нашим болельщикам и было нашей единственной целью. Нам нужно было изменить темп игры. Мы провели тактические перестановки, перешли на игру в три защитника вместо четырех, и я сказал игрокам, что им нечего терять. Нам нужно было попытаться отквитать один мяч, чтобы вернуть себя в игру и продемонстрировать, что мы этого заслуживаем. К тому же фаны, несмотря на счет, нас поддерживали, желая увидеть ответную реакцию их команды. Заверяю вас, они продолжали это делать на протяжении всей игры.
 
- Может ли тренер повлиять на ход игры в перерыве?
 
- Я уверен, что с точки зрения морали и профессионализма как минимум нужно попробовать, хотя достичь этой задачи непросто. Это твоя обязанность, за это тебе платят. Конечно, твоя речь, твой стиль общения могут сыграть роль в подходе игроков к делу и тактически. Но это нелегко. Есть определенные ограничения, частично связанные с недостатком времени. Указания, которые даются игрокам, должны быть понятны и конкретны, чтобы к ним могли прислушаться.
 
- Можно ли сказать, что значение тренера в наши времена переоценено?
 
- Сложно судить об этом с уверенностью, но они определенно имеют значение и очень серьезное. Правда, следует добавить, что это может идти как на пользу, так и во вред в определенных обстоятельствах.
 
- Должен ли тренер быть замечательно осведомлен в тактических вопросах и руководстве командой?
 
- В обеих этих областях, но в правильном балансе и ограничении. Ход некоторых поединков можно изменить только за счет тактических изменений, некоторые - за счет влияния на моральную сторону футболистов.
 
- Кнут или пряник?
 
- В зависимости от ситуации, иногда нужно быть жестким к одним, а другим нужно дать поблажку. Но всегда все зависит от профессионализма игрока. Удовлетворить желания всех, когда в составе двадцать пять человек, очень тяжело. Игрок, который мало играет, всегда воспринимает ситуацию не так, как постоянно выходящий на поле. К тому же есть общепринятые правила и исключения  из правил, все зависит от обстоятельств.
 
- Перенимали ли вы что-то из других видов спорта?
 
- Да, конечно. Когда я был маленьким, меня многое увлекало, я играл в футбол, баскетбол, занимался дзюдо и играл в шахматы. Из всего этого я кое-что почерпнул, и это помогало мне в некоторых случаях. Баскетбол был интересен из-за своего постоянного совершенствования, он полон различных полезных идей. Каждый, кто со мной знаком, может сказать, что я несомненно пользуюсь познаниями в области шахмат. В футболе, как и в шахматах, нужно продумывать и анализировать то, что может произойти, иметь план А, план Б, а иногда и план В. Чтобы спокойно оценивать происходящее перед тем, как использовать это на практике, быть подготовленным, способным предвидеть разные варианты действий соперника. Все это нужно в современном футболе.
 
- Какими качествами должен обладать хороший тренер?
 
- Есть разные типы тренеров и разные пути достижения цели, потому сложно говорить однозначно. Игроки всегда уважительно относятся к тренерским знаниям, это основополагающе. Уже потом следует говорить о личностных характеристиках, профессионализме, руководящим способностям, эти характеристики должны дополнять друг друга. Но я считаю, что важнее всего для завоевания доверия у игроков, - знания.
 
- Как много упражнений вы используете?
 
- За многие годы работы, учитывая мое желание развиваться и познавать новые теории и тренды, я использовал множество разнообразных упражнений. Но отдавать должное нужно не только мне - сейчас принято работать сообща, как единая команда, и это выгоднее для всех. Плюс футбола в том, что он становится более специализированным, увеличивается профессионализм. На протяжении многих лет я использовал компьютеры для хранения записей тренировочных занятий и их дальнейшей каталогизации, этим же занимались и мои помощники. Потому могу с уверенностью сказать, что важно не количество, а умение их использовать. От этого и зависит, будут ли эти упражнения успешными или нет.
 
- В чем следует ожидать улучшения?
 
- Тренировочные занятия, как основная часть подготовительного процесса, всегда могут улучшать показатели отдельных игроков и команды в целом. Но могут быть оборонительные аспекты, склонность к концентрации, давлению и каким-либо базовым ходам в атаке - именно эти подходы наиболее важны во время хорошего занятия.
 
- Какие технологические системы вы используете?
 
- У нас есть специальные программы, которые помогают контролировать ситуацию во время тренировок, матчей, разборов соперников, нагрузок. Они предоставляют нам огромную базу по разным аспектам, но ее следует использовать только для профессионального роста футболиста, ведь именно он является тем, кто решает ситуацию на поле. Сейчас главное - правильно проанализировать информацию, которая есть в твоем распоряжении.
 
- Каким образом вы держите себя в курсе происходящего?
 
- Делаю то же, что и каждый профессионал делал бы на своей работе. Я читаю все возможное, чтобы быть осведомленным, говорю с коллегами по цеху, обмениваюсь с ними мнениями и опытом, слушаю все, что возможно, смотрю максимум игр. В общем, стараюсь быть в курсе всего, этим же занимаются мои помощники, которые потом делятся со мной своими впечатлениями.
 
- Вы действительно работаете 24 часа в сутки, как говорил Джеррард?
 
- Мы возвращаемся к мифам. Будучи менеджером в Англии, я реально часто работал 12-14 часов в сутки. К сожалению, сложно переключаться, даже находясь дома, в ущерб семейной жизни. Так не должно быть, но этого невозможно избежать, хотя я определенно не планирую подобное. Если ты любишь какую-то профессию, ты живешь ради нее. К тому же в Ливерпуле я был менеджером, а в английской футбольной культуре эта личность имеет большее влияние и большую ответственность. Там менеджер знает, что будущее зависит от него, а не от технического директора, как это заведено в Испании.
 
- Над чем вам нравится работать больше всего, на что вы можете серьезнее повлиять?
 
- Общая организация процесса. Я большой поклонник порядка. На втором месте идет работа над тактическими вопросами. Мне также нравится прививать молодым игрокам техническое мастерство. Это всегда зависит от времени, которое у тебя имеется, и от типа игроков, с которыми имеешь дело. Если ты располагаешь знаниями - они это ценят, а если они еще и достаточно умны, то будут следовать твоим указаниям, так как будут понимать, что в таком случае могут достичь успеха.
 
- Когда вы понимаете, что относительно этого могут возникнуть проблемы?
 
- Откровенно говоря, у меня не было подобного ощущения. С одной стороны, я уверен в себе, а с другой - поражение является частью этой игры. Точно также как и оставшиеся три варианта - победа, ничья или перенос поединка из-за дождя или снега. Что-то одно из этого списка точно произойдет вне зависимости от того, чего ты пытаешься добиться. Когда ты проигрываешь, чувства разочарования и злости доминируют, но также есть и ощущение мотивации и желания доказать что-то в следующем матче.
 
- Каков ключ к победам? Вы обращаете внимание на те же вещи в каждом матче или готовитесь к каждому сопернику по-особенному?
 
- В этом есть свои философские предпосылки. Всегда присутствует желание навязать свою игру, но это не всегда получается. Но если ты знаешь слабые места у оппонентов, ты можешь использовать их по возможности и снискать в этом удачу. А если тебе это удается и без изменения собственного стиля, или лишь частичного изменения, тогда ты оказываешься практически в идеальной ситуации. Но никто не знает всех ключевых принципов, концепций, которые могли бы стопроцентно дать результат.
 
- Влияние каких тренеров можно назвать революционным в футболе за последние 50 лет?
 
- Арриго Сакки изменил многое своей работой в Милане. Для меня это пример для подражания.
 
- Кого можно назвать лучшим тренером на сегодняшний день?
 
- Я никогда не любил этот вопрос, потому что ответ не может быть честным. Кто лучший? И в каких условиях? Есть великолепные наставники, которые делают впечатляющую работу в сравнительно маленьких клубах, которые не ведут борьбу за титулы, так как у клуба нет возможностей. Но они могут быть более способными тренерами, чем те, которые работают в больших клубах и имеют всевозможные ресурсы под рукой, которые постоянно и на автоматизме добиваются побед, во многом благодаря игрокам и их потенциалу. Как вы считаете, кто лучший в мире? Тот, которому приходится преодолевать препятствия ежедневно, зная, что они никогда не попадут на передовицы, или тот, у кого в распоряжении имеется команда миллионеров?
 
- Моуриньо, Гвардиола или Фергюсон?
 
- Сложно ответить, но если не увиливать, я скажу, что мне всегда нравился один определенный подход к футболу, футбольное окружение и стиль Пепа Гвардиолы.
 
- Можно ли благодарить Гвардиолу за эту Барселону или подобного мог бы достигнуть каждый?
 
- Определенно ему следует отдать должное. Я думаю, его главный вклад в эту команду состоит в осознании будущего этого проекта. Подняться на вершину не так сложно, как остаться на ней. Ты можешь победить однажды, но продолжать побеждать дальше и дальше, выиграть практически все... Это все благодаря его усилиям, целеустремленности. Он - отец этого, создатель проекта.
 
- Сложно ли перенимать команду у Моуриньо - физически и морально опустошенную?
 
- Нет, нет. Проблемой в Интере была нехватка ресурсов. Несмотря на обещания, они не подписали одного игрока, к тому же в составе было пятнадцать человек, которым уже за 30. Несмотря на это, мы взяли два трофея. Было сложно и практически невозможно выиграть больше без должной поддержки от вышестоящих работников клуба.
 
- Вы тренировали в Испании, Англии и Италии. Какие различия между этими чемпионатами?
 
- Каждая футбольная культура имеет свою смесь характеристик, которая и составляет свою собственную структуру. Если говорить в общем, то испанский чемпионат более техничен, итальянский - более разнообразен тактически, а английский - наиболее силен физически. Хотя сейчас уже замечается меньшее различие между англичанами и испанцами.
 
- Следите ли вы за аргентинским чемпионатом?
 
- Меньше, чем прежде. Ранее, когда я искал там талантов, смотрел часто. Но теперь, при наличии скаутов, ты можешь закрывать практически все регионы. А когда нужно посмотреть какого-то игрока, тогда я смотрю несколько матчей его команды. Аргентинский футбол очень страстный.
 
- Каких аргентинских тренеров вы могли бы выделить?
 
- В Испании мне довелось видеть нескольких, но в основном в роли соперников. Также я изучал различия в работе Менотти и Билардо, оба привлекли мое внимание, они великие специалисты с собственным игровым стилем. Я к тому же читал Данте Пансери (аргентинский журналист, работающий в El Grafico - прим. М.В), чтобы понять их работу более глубоко.
 
- Почему вы выбрали Пеллегрино своим ассистентом?
 
- За время работы с ним в Валенсии и Ливерпуле я понял, что он - личность, желающая постоянно преуспевать и обладающая хорошими футбольными знаниями. У Маурисио есть много положительных качеств, одним из которых является способность анализировать. Мне нравится, как он работает, его ждет хорошее будущее.
 
- Как испанцам удалось стать лучшими в мире?
 
- В моем понимании - для этого совпало несколько интересных обстоятельств. Подобралась группа игроков с исключительными способностями, они в большей части играют в двух сильнейших клубах планеты (в Барселоне и Реале), плюс с ними рядом еще есть и другие взаимодополняющие таланты с международным опытом. Это игроки с характером и высоким уровнем игры, которые знают друг друга на протяжении какого-то времени. Арагонес и Дель Боске должны были слепить из них единое целое, привить определенную философию и обозначить цели. Я знаю Висенте долгое время и знаю, как он работает и на что способен. Я очень рад за него и за ту команду, с которой он работает.
 
- Почему Месси блистает в клубе, но не в сборной?
 
- Сейчас я скажу то, в чем я совершенно уверен. Окружение в Барселоне ему отлично подходит, он доволен этой обстановкой. Люди ожидают от него настолько многого, эти требования и это давление очень велики, это и может влиять на его выступления. В Барселоне он знает, что важен для них и все ему доверяют. Он чувствует эту любовь и играет без особого давления. Он - великолепный игрок, это знают все, кто смотрит футбол. Его скромность, помимо других достоинств, может позволить ему остаться на топ-уровне на многие годы. Он уже является исключительным игроком, а больше всего завораживает то, что его еще также ждет хорошее будущее.
 
Материал журнала Especial Tecnicos,
Перевод и адаптация Марка Венгерова,  Football.ua