Предыдущая часть

Как и любой другой революционер, Роберто Мартинес ценит информацию превыше всего. Ни один уважающий себя повстанец не будет планировать бунт, как следует не осведомившись о силе собственных солдат и о слабых местах правящего режима. Те же принципы применяются и в футболе.

Прежде всего, необходимо собрать информацию. Менеджеры всегда делали это традиционным путем – через скаутов, разговаривая с тренерами, наблюдая за игроками на тренировках, читая новости – все это неотъемлемая часть их работы.

Но большая часть информации субъективна: чтобы принять как можно более верные решения, менеджер также обязан обращаться и к объективным источникам знаний, которые ему доступны. Вот здесь-то числа и выходят на первый план. Нет ничего более объективного, чем собранные цифровые данные. Теперь у каждого менеджера, знает он что с ними делать или нет, есть как минимум один клубный аналитик, с которым они изучают предыдущие матчи и готовятся к предстоящих сражениям.

Есть и более "запущенные" случаи: Роберто Мартинес наверняка не единственный тренер, у которого домашний телевизор подключен к пакету программного обеспечения для анализа футбольных матчей. Мартинес и его коллеги  теперь имеют возможность одним нажатием кнопки вывести на экран всю необходимую информацию об угловых, передачах, ударах по воротам своей команды и т.п. Менеджеры просто завалены числами. Но иметь факты в распоряжении и знать, как ими пользоваться – это не одно и то же.

Источник фото: https://f.ua/

Компании, занимающиеся сбором данных, работают над тем, чтобы факты приносили пользу. "Многие инновации призваны помочь понять: что же все-таки нужно измерять, – говорит Джейсон Розенфельд, основатель StatDNA. – Проблема заключается в том, что необходимо определить набор информации, достаточно сложный, чтобы отображать происходящее на поле, и достаточно простой, чтобы эту информацию реально было собрать и проанализировать".

"Несложно придумать модель, отображающую действия игрока в матче, например, процент точных передач на последней трети поля. В добавок можно привести сотню аргументов, зачем такая модель нужна. Но этого все равно недостаточно. Действительно важные детали находятся на несколько уровней глубже. Информации уже и так предостаточно. Куда реже можно встретить правильный анализ".

Менеджеры знают практически все о собственных командах и о соперниках. Но что из этого имеет значение? Вот где на сцену выходит вторая составляющая футбольного ума: дедукция.

Футбол долгое время упорно отказывался принимать аналитику, но теперь она постепенно просачивается в каждый уголок нашей игры. Менеджеры и их работодатели желают иметь перевес над противником, дополнительные пару процентов, обеспечивающие успех. Полностью игнорировать числа, когда на кон поставлено так много, – в наши дни это было бы просто непрофессионально.

Аналитиков пока что используют далеко не на 100%, но их влияние уже чувствуется на тренировках, в работе скаутов и планировании матчей. "Статистика встречает ожесточенное сопротивление даже в современном футболе. Тренеры по большей части работают у кромки поля, они привыкли полагаться на интуицию и собственный опыт, – говорит Джон Коулсон из Opta. – Естественно, роль статистики заключается не в том, чтобы полностью заменить эти вещи, но она может чудесно их дополнять".

"Изначально было очень распространено мнение, что статистика не скажет тренерам ничего нового, того, чего они еще не знают. Следующим шагом станет использование продвинутых аналитических данных, которые будут реально влиять на тактические решения и подписание новых игроков – но это еще впереди".

Главный аргумент против футбольных чисел звучит так: "Футбол слишком непостоянен, разнообразен, динамичен и изменчив для такого анализа. Но если проблему все еще не решили, это еще не значит, что еще нельзя решить вовсе. Да, футбол изменчив и разнообразен, но почему бы не рассмотреть каждую "ипостась" отдельно? Вариантов бесконечное множество: открытая игра против "автобуса", разные типы ударов, пенальти, время забитых мячей, тактические схемы, домашние матчи против выездных, расположение на футбольном поле; игра при равном счете, лидерстве и т.п. Задача состоит в том, чтобы разобрать игру на такие составляющие, которые лучше всего помогут разобраться, как нужно играть и как оценивать действия игроков. Ведь даже физики, исследующие межзвездные туманности, подтвердят: динамические объекты могут быть проанализированы очень даже подробно.

Как исходную предпосылку следует принять один простой, но очень важный факт: никто не знает и никогда не узнает, как лучше всего играть в футбол. Больше забивать – несомненно, лучше, чем забивать меньше; меньше пропускать – лучше, чем пропускать больше. Но в остальном остается слишком много открытых вопросов.

Успешные тренеры, вроде Мартинеса, понимают это как само собой разумеющееся и используют доступную информацию, чтобы разработать стратегию, которая работает в какой-то конкретный момент. Это может быть игра лонг-боллами, молниеносные контратаки, изнурение соперника контролем мяча. Партизаны должны адаптироваться и менять тактику. Как говорят Джанлука Виалли и Габриэле Маркотти: "Тактика – это, по сути, способ минимизировать слабые места и максимально усилить сильные стороны своей команды. Вот и все. Ничего сложного: нужно просто получить преимущество над оппонентом – эти истины известны уже не одну тысячу лет".

Тактика – не стратегия. Ваша стратегия – это то, что вы планируете сделать за целый сезон. Ваша тактика – это то, что вы делаете для этого в каждом отдельном матче. Чтобы достичь стратегических целей, нужно правильно разработать тактический аспект. А тактика всегда должна подходить именно вашей команде в игре с конкретным оппонентом.

Странно, неправда ли, что две самые конкурентные арены в жизни – война и спорт – должны подчиняться так называемым нормам поведения. В своем очерке Малкольм Гледуэлл привел в пример всем известную историю о Давиде и Голиафе: "Сперва Давид надел шлем, вооружился мечом. Он готовился к привычной битве на мечах. Но потом Давид задумался. "Я не могу так выйти на бой. Я же не умею так драться". Тогда он взял с собой пять гладких камней. Что случается, когда аутсайдер признает свою слабость и выбирает непривычную стратегию? Когда аутсайдер решает не играть по правилам Голиафа, он побеждает". Самый лучший способ победить для Давида – это делать что-то новое и неожиданное. Его преимущество в том, что он делает что-то, по словам Гледуэлла, "социально ужасающее" – бросает вызов социальным нормам и общепринятым представлениям о том, как нужно сражаться. Для победы Давиду приходится трудиться куда больше, чем Голиафу. Как Уигану в сезоне 2010-2011.

Несмотря на то, что Мартинес – один из героев этой книги, он далеко не уникален. Он лишь один из многих умных тренеров, которым в свое время удавалось использовать все сильные стороны не самой сильной команды. Такие люди бросали вызов общественному мнению и развивали инновационные подходы, тем самым изменяя облик футбола навсегда.

Чаще всего подобные инновации разрабатывают команды, которые побеждают реже, чем хотелось бы, или вообще не побеждают. У сильных нет надобности внедрять новшества; это слабаки должны либо адаптироваться, либо умереть. И ответственность за это ложится на плечи тренеров. Если у них ничего не получается, они, как правило, покидают свое рабочее место.

Именно такие тренеры и подарили нам все чудесные футбольные новшества: катеначчо, зональную опеку, лонг-болл. Все это – попытки пойти против течения и удивить соперника. Знать больше, знать лучше, знать что-то новое, что-то особенное – все это помогает добиться победы и избежать поражения. Значение имеют не только талант, тяжелый труд и легкие ноги – но также и ум, готовность к инновациям.

Естественно, роль Давида еще не гарантирует положительный результат. "Это Голиафы выдумывают правила, которым бросают вызов бунтари. А почему они их придумали именно такими? Потому что если мир будет играть по этим правилам, Голиафы будут побеждать". Если Давид попытается обыграть Голиафа в его же стиле, он проиграет. Его не будут за это ругать, наоборот: будут жалеть, сочувствовать и даже восхвалять. А представьте, что камни Давида пролетели мимо цели: мало того, что на похороны никто бы не пришел, так еще и память о нем осталась бы не самая лучшая.

Играть в нетрадиционный футбол могут все, не только слабые команды. Но принять неодобрение обычного мира бывает очень и очень трудно.

Нетрадиционные методы непросто оправдать в случае неудачи. Поражение могут простить, если ты проигрываешь полагаясь на привычные, общепринятые методы. В свое время тренера, защитники которого опекают противников индивидуально, за поражение ругали бы куда меньше, чем любителя зональной опеки. Если тренер угождает вкусам публики, это помогает ему сохранить работу. Но числа могут помочь принимать правильные решения тому, чьи амбиции и цели хотя бы немного превосходят желание не быть уволенным.

Прогрессивные тренеры понимают, что сбор и обработка данных играют все более важную роль в футболе – за ними будущее. В футболе не бывает универсальных победных формул. Каждая команда должна менять свой подход каждую неделю перед каждым матчем. А тренер обязан хорошо знать своих игроков, свою команду и своего противника. Он обязан по максимуму использовать все доступные ресурсы, которые могут обеспечить преимущество над соперником. Числа могут помочь тренерам-новаторам оттачивать свои методы и ускорять игру – игру чисел.

В футболе все знают, что необходимо знать своего врага – не даром так много тренеров интересуются китайской философией. Луис Фелипе Сколари и многие другие являются поклонниками "Искусства войны" Сунь-Цзы. Перед началом чемпионата мира 2002 года Сколари дал каждому своему подопечному по экземпляру. Кто знает, насколько досконально изучил книгу Роналдиньо, но все же тренер считал, что в ней заключена глубокая мудрость, и не в последнюю очередь во фразе: "Так вот, было сказано, что если ты знаешь своих врагов и знаешь себя, ты можешь победить в сотнях сражений без единого поражения".

Те, кто желает победить в сотнях сражений на футбольном поле, обязательно спросят совета у чисел. Главное только уметь с ними обращаться.