Football.ua пытается объяснить возрождение бременского Вердера под руководством Виктора Скрипника.
После девяти туров все говорило о том, что в этом сезоне Вердер попрощается с Бундеслигой. Бременцы под руководством Робина Дутта смогли взять только четыре очка из возможных двадцати семи, не победив ни разу. К тому времени команда успела пропустить 23 мяча и забить всего десять. Само собой, в такой ситуации изменения на тренерском мостике выглядели вполне ожидаемо.
Как это часто случается посреди сезона, искать менеджера на стороне в Вердере не стали, решив сперва обратить внимание на внутренние резервы. Оттуда, из молодежной команды, и был переведен к работе с основным составом Виктор Скрипник. Украинец, пахавший левую бровку Везерштадиона на протяжении девяти сезонов, взял себе в помощники Торстена Фрингса, закатил рукава и принялся за работу.
Результаты деятельности дуэта Скрипник-Фрингс сейчас налицо: всего за 11 матчей бременцы с 18-го места поднялись на восьмую строчку в турнирной таблице, взяв 22 очка из 33-х возможных. Начни они сезон со старта да в таком же темпе — боролись бы сейчас с Баварией за чемпионский титул. Сильно, правда?
Но чем же так примечательна эта команда? Чем объяснить столь резкий скачок вверх? И что вообще такое — этот Вердер Виктора Скрипника?
Вердер Скрипника — это, во-первых, компактность в обороне. Ни один из центрбеков, имевшихся в наличии украинского наставника, не мог похвастаться взрывной скоростью, да и пришедшего зимой из Хоффенхайма Янника Вестергора нельзя назвать приличным спринтером. Именно поэтому в Бремене и было принято решение отталкиваться от сильных качеств защитников и максимально нивелировать их недостатки. В такой ситуации "ромб" в центре поля казался и по-прежнему кажется идеальным решением.
В позиционных атаках на ворота Вольфа линия обороны Вердера старается действовать максимально узко, обеспечивая друг другу подстраховку и уменьшая риски проникающей передачи себе за спину. Учитывая вышеупомянутый "ромб" в середине поля, очевидно, что фланги в определенных ситуациях остаются неприкрытыми, но как раз на подобные риски в Вердере были готовы идти. С такими гренадерами в центре обороны (рост Вестергора — 199 см, Предля — 194 см, Гальвеса — 190 см, Лукимьи-Мулонготи и Кальдиролы — 189 см) это вполне допустимо.
И совершенно неудивительно, что по многим ключевым защитным действиям игроки Вердера входят в различные "топы" Бундеслиги. Сантьяго Гарсия — лучший в чемпионате по перехватам (4,2 за матч в среднем), Себастьян Предль входит в пятерку лучших по выносам из штрафной (6,4 за матч в среднем), а Лукимья-Мулонготи — в пятерку лучших по заблокированным ударам (1,1 за матч в среднем).
Филипп Баргфреде, действующий в основании "ромба", обеспечивает протекцию в зоне подбора, тогда как действующие ближе к бровкам Юнузович, Фритц или Кроос ситуативно либо помогают в середине, либо смещаются к бровкам, чтобы нейтрализовать возможное создание большинства на определенном участке поля. График усредненных позиций игроков Вердера в матче с Байером, приведенный на скрине рядом, вполне показателен.
Пройти столь эшелонированную оборону многим соперникам Бремена не под силу — уж слишком мало свободного пространства у чужой штрафной, зазор между линиями уменьшается до минимума, поэтому нередко единственным выходом остается передача во фланг. Подавайте, пожалуйста! Аугсбург, к примеру, при позиционных атаках выполнил одиннадцать кроссов в штрафную Вердера, Байер — семнадцать, Шальке — пятнадцать. И ни один из них не привел к взятию ворот Вольфа.
Если же говорить о том, как Вердер действует, оказываясь с мячом, здесь наиболее показателен индекс атакующей ментальности этой команды. К примеру, как показано на скрине рядом, в матчах с Аугсбургом и Байером.
Примечание: индекс атакующей ментальности — соотношение активных атакующих действий команды и действий, направленных на сохранение и контроль мяча (подготовительные передачи). Более высокая цифра данного индекса свидетельствует о более остроатакующем, вертикальном стиле игры команды.
Учитывая плотность игроков, участвующих в отборе у своей штрафной, порой слишком рискованно "обстукиваться" короткими передачами, поэтому в большинстве ситуаций бременцы стараются либо переводить мяч на один из флангов, либо выходить за счет длинной передачи вперед. И вот здесь у Вердера начинается самое интересное, так как позиционно впереди у этой команды порядка фактически нет. Вне зависимости от того, кто играет впереди (ди Санто, Зельке и Бартельс под ними, или же один из форвардов в компании с Бартельсом и Юнузовичем), им предоставлена почти полная свободна перемещений.
Да, для того, чтобы растянуть защитные порядки соперника и найти какое-никакое свободное пространство, как минимум одному из игроков желательно уходить ближе к боковой линии. Факт в том, что в одной атаке условный ди Санто может оказаться справа, в следующей — слева, а еще через одну — в подыгрыше у центрального круга. У всей этой атакующей группы есть практически полный карт-бланш в том, что касается открываний и забеганий.
Для наглядности приводим точки действий трио Бартельс-Юнузович-Зельке в матче с Байером...
...и трио Бартельс-ди Санто-Зельке в матче с Аугсбургом.
Именно на эти два ключевых фактора организации игры и полагается нынешний Вердер. Другое дело, что и как и любой хороший шулер, Виктор Скрипник имеет в своем рукаве неубиенный козырь, и имя этому козырю — Златко Юнузович.
Австриец, недавно оформивший новое трудовое соглашение с бременцами, является одним из наиболее важных игроков в построениях бременцев. Может, по работоспособности он и уступает своим партнерам, но его левая компенсирует любые недостатки. Австриец — один из тех игроков, которые могут выигрывать матчи даже стоя. Сейчас, после 22-х сыгранных в чемпионате Германии туров, Златко смело можно называть одним из сильнейших мастеров исполнения стандартных положений.
В этом сезоне Юнузович забил четыре мяча прямыми ударами со штрафного, добавив к этому девять ассистов — в Бундеслиге голевых передач больше только у великолепного Кевина Де Брайне. К этому нельзя не добавить и то, что 60% ударов экс-игрока Аустрии попадают в цель, и в матче с Аугсбургом, к примеру, он дважды послал мяч в каркас ворот.
Более того, за счет отличной техники Златко зарабатывает на себе еще и множество фолов — на нем нарушали правила 45 раз, и по этому показателю он четвертый в чемпионате.
Подводя итоги, можно смело сказать, что во втором круге поломать игру Вердера и навязать сопернику свой футбол сумел только Шальке. Перекрывая зоны и плотно играя с оппонентами на своей половине поля, они вынудили команду Скрипника чаще обращаться к подготовительным передачам (111 — с Шальке, 30 — с Байером, 40 — с Аугсбургом) и реже выбегать в быстрые атаки (17 — с Шальке, 26 — с Байером, 34 — с Аугсбургом). Удивительно ли, что именно в матче с Плутами Музыканты потеряли свои первые очки во втором круге?
Василий Обараз, Football.ua
Примечание: в тексте использованы статистические данные Instat Football, Squawka и WhoScored.