Почему Арриго Сакки хвалил работу Маурицио Сарри

"Если у вас меньше денег, тогда вам нужно больше идей" 
Хосеп Гвардиола

Как правило, работу тренера оценивают по результату, в редких случаях отмечая общий прогресс игроков. При этом зачастую сам результат оценивается исключительно по наивысшему критерию – победой в каком-либо трендовом чемпионате или в еврокубке (желательном под брендом "Champions League"). Благодаря такой оценке формируется некий закрытый клуб, в котором на протяжении многих лет господствуют одни и те же команды, которые постоянно привлекают к себе внимание. В этом нет ничего плохого, если не принять во внимание одну деталь – порой мы не видим, что происходит за условной стеной, которую формируют элитные клубы.

Нет никаких сомнений в том, что победа в большом турнире основывается на качественном командном и индивидуальном исполнении. Но нужно отметить, что второй параметр для многих клубов лимитирован. В то же время качественное командное исполнение может быть присуще футбольным коллективам, в составах которых нет звезд мировой величины. Понимание этого обстоятельства позволят посмотреть на работу тренеров команд среднего уровня совсем под иным углом. 

Относительно недавно в одном из материалов мы анализировали работу Рогера Шмидта. Пусть не всегда его команде удавалось добиваться нужного результата, но скорость, синхронность и качество командных взаимодействий игроков Байера производили очень сильное впечатление. 

В данном материале хотелось бы отметить работу Маурицио Сарри. Благодаря слаженным взаимодействиям его скромный Эмполи иногда демонстрировал футбол довольно высокого уровня, что было отмечено таким авторитетным специалистом, как Арриго Сакки: "Сейчас в Серии А есть две команды – Эмполи и Сассуоло, которые могли бы стать моделью для нового Милана. У Маурицио Сарри и Эусебио Ди Франческо есть перспективные идеи, которые можно и нужно заимствовать". Работу Сарри также отметил Зденек Земан: "Он привил Эмполи эффективную организацию игры, несмотря на отсутствие топ-игроков".

Мы не будем полностью разбирать игру Эмполи, а ограничимся только анализом игровых действий линии обороны. Думается, такая фокусировка позволит лучше оценить работу тренера с футбольной командой. В качестве примера рассмотрим домашний матч против Наполи. Ниже приставлены три схемы из научной работы Сарри, которая была написана в 2007 году. В одном из разделов он описывал свое виденье по поводу того, как должны действовать защитники в различных ситуациях во время матча.

Этот пример может считаться классическим. Когда мяч находиться на фланге, крайний защитники выдвигается на игрока с мячом, а остальные три игрока линии обороны должны располагаться перед воротами. Сарри уделяет очень большое внимание синхронности и своевременности перемещений всех линий. Пунктирными стрелками показано, как должны перестраиваться игроки, когда мяч переводиться на противоположный фланг.

Довольно часто встречаются ситуации, когда крайний защитник не успевает закрыть зону в центре, из-за чего в обороне сразу возникает дисбаланс. 

Вот хороший пример из матча Ольборг – Динамо Киев. На снимке показано развитие голевой ситуации. Как можно заметить, Вида не успевает занять нужную позицию. 

Также большое значение имеет зона, в которую переводится мяч. Главное отличие от предыдущей схемой заключается в том, что в данном случае после перевода получается более опасная ситуация, так как после приема мяча на фланге игрок противника может сразу выполнить подачу в штрафную (зону, из которой забивается более 90% голов). Для этого три защитника, располагающиеся перед воротами, должны сразу глубже опуститься к своим воротам и занять позицию перед игроками соперника.

Выше на снимке показан характерный эпизод из матча против Наполи.

А вот, пожалуй, самая интересная схема, на которой в полной мере показано, как должны вести себя защитники при "закрытом" и "открытом" мяче. В первой ситуации игрок противника, владеющий мячом, не может играть вперед. В подобных ситуациях, как показано на схеме, защитники должны выходить вперед, тем самым оттесняя противника от своих ворот и оставляя нападающих в положении «вне игры». 

В прошлых материалах мы уже неоднократно отмечали, что, когда противник может играть вперед (мяч "открыт"), защитники должны сразу двигаться к воротам, занимая позицию перед нападающими соперника. Это также хорошо видно на схеме. 

Важный момент: при открытом мяче искусственное положение «вне игры» не делается. Как и на теоретической схеме, после того, как отдается передача назад на игрока, который может играть вперед, защитники Эмполи еще до приема мяча сразу начинают двигаться к своим воротам. Пример четко показывает, что игроки заранее предвидят возможную ситуацию, которая позволяет им выиграть время. 

Даже если игрок соперника находится позади линии обороны, при открытом мяче защитники все равно должны смещаться назад. Для этого есть минимум два основания: 

1) если игрока с мячом никто не будет атаковать, то нападающий может успеть выйти из положения "вне игры", после чего сразу сделать рывок в свободную зону перед воротами;

2) на передачу может выходить игрок соперника из глубины, который не будет находиться в положении "вне игры".

Выше показан пример из матча. В данной ситуации игрок с мячом может играть вперед, поэтому два центральных защитника не держат линию, а смещаются к воротам вместе с нападающим соперника.

Спустя две секунды один из полузащитников Эмполи блокирует игрока с мячом, разворачивая его лицом к чужим воротам, после чего защитники выходят вперед, оставляя Игуаина в положении "вне игры".

Понятия "закрытого" и "открытого" мяча также тесно связано с командным прессингом. Во время матча очень часто возникают ситуации, когда команда сначала обороняется на своей половине поля, а потом резко переходит в активный прессинг на чужой половине. Сигналом для подобных действий является движение мяча к воротам соперника. Из-за этого некоторые тренеры в корне пресекают умышленное ведение мяча к своим воротам, так как из-за этого противник получает возможность перейти к активным действиям и после перехвата развить контратаку. 

Рассмотрим пример.

На снимке показана идентичная ситуация, которая приводилась на первой схеме. Крайний защитник атакует, остальные три игрока линии обороны располагаются перед воротами. Игрок с мячом начинает двигаться к своим воротам. 

После чего вся команда выходит вперед…

И спустя несколько секунд нападающие и полузащитники переходят в активный прессинг на чужой половине поля. 

На наш взгляд, эти два примера в полной мере объясняют, почему Сакки так хвалил команду Сарри. Бывший тренер Милана и сборной Италии был радикальным перфекционистом в вопросах синхронных перемещений всех линий:

"Во время оборонительных действий у всех игроков было четыре ориентира: мяч, пространство, соперник и партнеры по команде. Каждое движение должно было быть результатом, основанным на этих четырех ориентирах. Каждый игрок решал, какой из ориентиров должен определять его действие.

Я хотел, чтобы все одиннадцать игроков занимали "активную" позицию, влияя и взаимодействуя с соперником, когда у нас не было мяча. Каждый момент должен был быть наполнен энергией и способствовать достижению общей цели. Все двигались в унисон. Если фланговый защитник выдвигался вперед, все одиннадцать подстраивались под это. 

Люди думают, что у нас были большие, сильные парни, но у нас были игроки вроде Эвани и Донадони, которые были худощавы. Нет, они стали большими, сильными футболистами благодаря своим перемещениям и позиционному пониманию игры. Это то, что заставляло их выглядеть такими большими. 

У нас было несколько видов прессинга, которые мы использовали в течение игры. Частичный прессинг больше напоминает позиционное маневрирование; тотальный прессинг, нацеленный на выигрыш мяча; ложный прессинг, когда мы притворялись, что прессингуем, а сами в действительности использовали это время, чтобы восстановиться. Базой этой тактики была четверка в обороне, играющая не с либеро, а в линию, что было весьма радикально для Италии того времени — скользящая дуга, которая становилась линией, лишь когда мяч находился в центре поля, — она беспрестанно наигрывалась, становясь такой, как требовалось".

Ниже можно посмотреть показательные примеры с участием команды Маурицио Сарри. Обратите внимание, как синхронно и в каком темпе действует четверка защитников Эмполи в различных ситуациях, и насколько их игра соответствует вышеприведенным словам Арриго Сакки.

 

Анализ угловых ударов Атлетико

В прошлом материале мы подробно анализировали угловые удары Челси в минувшем сезоне. В качестве дополнения приведем еще одну заготовку мадридского Атлетико. Команда Диего Симеоне была одной из лучших во всех сильнейших лигах Европы при розыгрыше стандартных положений. По ходу сезона мадридцы очень часто атаковали зону на ближней штанге.

 

При этом игроки выходили на удар преимущественно из вратарской площади, используя взаимные перемещения для освобождения зоны, куда заведомо выполнялась подача.

Выше показана подобная ситуация. Игрок, выдвигающийся навстречу мячу, уводит за собой противника, одновременно освобождая зону для Миранды на ближней штанге. Обратите внимание, что перед бьющим игроком нет игроков соперника. Подобные ошибки мы также отмечали в материале про Челси, когда Рафаэль проиграл позицию Дрогба. Ниже приведено видео с голевыми эпизодами с участием игроков Атлетико.

 

Полиграф, специально для Football.ua