16 февраля 1872 года комитет Кубка Англии в составе Чарльза Олкока, Альфреда Стэйра и Дугласа Олпорта собрался, чтобы решить назревший вопрос покупки и выбора дизайна главного трофея. Из двух предложенных проектов от фирм Benson & Co. и Martin, Hall & Co., предпочтение отдали последнему. ФА рассталась с 20 фунтами, взамен получив серебряное изделие около 18 дюймов высотой и с фигуркой футболиста наверху.
В среду 28 февраля в отеле Арундел ежегодное заседание Ассоциации затеяло свою работу, в процессе которой облагородило действующие правила привычными на сегодня свойствами: свободный удар за игру рукой и угловой удар. Внесли к тому же еще пару пояснений о том, что попадание мяча в штангу ворот и его дальнейший отскок в поле никак на игру не влияет, а также, что после смены сторон в перерыве вновь проделывать эту процедуру командам запрещается, даже если забит гол.
Полуфинал
Первый матч состоялся 17 февраля на Кеннингтон Овал, главном спортивном стадионе столицы. Мощно прошедший короткую дистанцию турнира Ройал Инжиниерс определенно имел шансы так же уверенно разобраться и с Кристал Пэлас. Но обе команды по ходу соревнований не пропустили ни одного мяча и отнюдь не собирались портить статистику – 0:0. Главные события первого Кубка Англии обещали произойти в марте.
Воскресным утром 4-го числа в столицу прибыл шотландский Куинз Парк, начинавший борьбу в турнире с полуфинала. Это был первый случай в истории, когда на юг Англии приехала команда из-за границы. В Лондоне к глазвегианцам присоединились двое других членов клуба, братья Роберт и Джеймс Смит, которые проживали здесь, играя за Саут Норвуд и стараясь не пропускать заседания ФА. На следующий день при наилучшей погоде, которую только можно пожелать, ожидалась полуфинальная игра между Уондерерс и Куинз Парком.
Примерно в 16:20 капитаны команд провели жеребьевку, выигранную Чарльзом Олкоком. Шотландцы начали с центра и к всеобщему удивлению смотрелись настолько активно, что их оппоненты в течение первых 10 минут определенно не могли ничего поделать, прижимаясь к своим воротам. Однако совсем скоро игроки Уондерерс, безусловно превосходившие скоттов в дриблинге, сумели выровнять матч. Обоюдные выпады, продолжавшиеся всю оставшуюся половину игры, результата никому не принесли.
Команды поменялись воротами, но характер встречи остался прежним. Среди шотландцев лучше прочих себя проявили нападающие Дэвид Уотерспун, Джеймс Уэйр, Роберт Смит, а также защитники – Джо Тэйлор и Уильям Кер. Странники же за отведенное время предприняли одну или две серьезных попытки открыть счет, но атака в лице Чарльза Олкока, Томаса Пелэма, Уильяма Крэйка, Чарльза Уолластона и Алекса Бонсора счастья в виде забитого гола так и не испытала – 0:0.
Вечером того же дня клубы совместно отметили превосходный матч ужином в павильоне Кеннингтон Овала. К сожалению, северные гости через некоторое время вынуждены были покинуть столицу Империи за неимением достаточных средств, чтобы остаться на переигровку или приехать еще раз, что собственно и стало причиной последовавшего выхода Уондерерс в финал.
По прошествии четырех дней, в субботу, продолжили выяснять отношения Ройал Инжиниерс и Кристал Пэлас. Развернувшаяся схватка отличалась ровно тем, чем и прославились предыдущие полуфинальные матчи на Овале – бескомпромиссностью и равной игрой. Впрочем, футболисты Пэласа постепенно стали утрачивать способность к названным качествам, что незамедлительно вылилось в гол лейтенанта Хью Митчелла. После смены сторон Саперы с удвоенной силой ринулись добивать противника. Массовая неразбериха несколько раз гостила у владений голкипера Алека Мортена, которому естественно приходилось окунаться в гущу событий и не давать мячу проследовать за линию ворот. Такая атакующая манера, несомненно, рано или поздно привела бы к успеху, но второй гол родился благодаря великолепному индивидуальному проходу лейтенанта Генри Ренни-Тэйлиура, подхватившего мяч еще в середине поля. Военные из Чэтхэма и на этом не остановились, по всей вероятности, возжелав просто разгромить потерявший всякую надежду Кристал Пэлас. Очередной шквал атаки вновь здорово помял 40-летнего Мортена, чье положение в этот день казалось не в меру обременительным. Заслуженную путевку в финал Ройал Инжиниерс добыл под занавес матча, когда 22-летний Ренни-Тэйлиур оформил дубль – 3:0.
Финал
Уличная прогулка в субботу 16 марта 1872 года представлялась идеальным упражнением для большинства лондонских граждан, ибо прекрасная погода просто не могла оставить кого-нибудь равнодушным. В центре города, а именно в районе Кеннингтона, в третьем часу дня наверняка наблюдалось оживление, производимое сотнями людей, державших свой путь на местный крикетный стадион. Порядка двух тысяч человек заплатили по шиллингу, чтобы запечатлеть первый финал Кубка Англии.
Предматчевые расклады отдавали предпочтение футболистам Ройал Инжиниерс. Вполне логично, поскольку они подходили к решающей игре с разницей мячей 11-0, да и за весь сезон Саперы не проиграли ни одного из 19 проведенных матчей. Ко всему прочему, военные в отличие от Уондерерс имели довольно узкий выбор игроков и оттого более сыгранный состав. Их соперник, конечно, располагал показателями поскромнее, забив всего два мяча за весь турнир и сыграв две нулевые ничьи. Более того, в этих случаях обстоятельства заботливо уберегали их от переигровок. Тем не менее предугадать исход поединка, конечно, было нельзя.
Уондерерс: Реджинальд Уэлч, Эдгар Лаббок, Альберт Томпсон, Чарльз Олкок (капитан), Эдвард Боуэн, Александер Бонсор, Мортон Беттс, Уильям Крэйк, Томас Хуман, Роберт Вайдал, Чарльз Уолластон.
Ройал Инжиниерс: Уильям Мерримэн (капитан), Фрэнсис Мэриндин, Джордж Эддисон, Альфред Гудвин, Хью Митчелл, Эдмунд Кресуэлл, Генри Ренни-Тэйлиур, Генри Рич, Герберт Мюирхед, Эдмонд Коттер, Адам Богл.
В качестве судей с обеих сторон выступили Джон Гиффард (Ройал Инжиниерс) и Джеймс Киркпатрик (Уондерерс). Обязанности главного рефери исполнял Альфред Стэйр из Аптон Парка.
Примерно в 15:05 случилась жеребьевка, в которой первенствовал Чарльз Олкок, избравший западную половину поля близ улицы Харлифорд-роуд, чем приобрел попутный ветер и солнце за спиной.
Перечисленные факторы вкупе с должным настроем в начале игры привели к явному преимуществу Уондерерс. Проявляя величайшую решительность, Странники застали Ройал Инжиниерс врасплох. Стартовая четверть часа целиком прошла под диктовку команды Олкока. А кульминация сего действа настала, когда мячом в центре поля завладел 18-летний Роберт Вайдал, целенаправленно двинувшийся к воротам Уильяма Мерримена. Главный футбольный вундеркинд своего поколения, прозванный «Принцем дриблеров», выжал максимум из своего чудесного слалома и отпасовал на Мортона Беттса, которому только и оставалось переправить мяч за линию ворот – 1:0. Последний, к слову, выступал в этой игре под псевдонимом «AHarrowChequer».
Столь неприятные обстоятельства для Саперов вдобавок были омрачены сломанной ключицей лейтенанта Кресуэлла, который, не глядя на такую досаду, решил мужественно остаться на поле. Пропустив первыми, Инженеры на некоторое время сумели отбиться и переместить события ближе к чужой половине. В упорстве и старании им никак нельзя было отказать, но Лаббок и Томпсон, игравшие в защите лондонцев, сводили на нет все потуги военных.
Что до Уондерерс, то внезапная активность оппонентов, смена сторон, встречный ветер и солнце в глаза никак не испортили их выдающуюся игру. Заметное превосходство, в конце концов, привело ко второму голу в исполнении Олкока, который засчитан не был, поскольку за несколько секунд до этого Уолластон подыграл себе рукой.
Ройал Инжиниерс, нуждаясь в забитом мяче, слаженными действиями нападения в какой-то момент даже осадили ворота Реджинальда Уэлча, но тщетно. Странники же на это ответили еще более впечатляюще – один из серии опаснейших выстрелов попал в штангу. Правда, счет до конца матча так и остался неизменным. Как писала The Field после игры: «Уондерерс заполучил право овладеть кубком на целый год, добыв сию привилегию по окончанию самой стремительной и тяжелой игры, которую когда-либо видел Овал».
Сам трофей победители получили 11 апреля 1872 года из рук тогдашнего президента ФА Эбенезера Морли на ежегодном клубном обеде в ресторане Пэлл Мэлл в районе перекрестка Чаринг-Кросс. Каждому игроку была вручена шелковая нашивка в честь победы, а комитет Уондерерс выдал им еще и по золотой медали стоимостью по 2 фунта и 10 шиллингов. Первый розыгрыш, как оказалось впоследствии, старейшего турнира на свете был успешно завершен.
Антон Горовик, специально для Football.ua