Ройал Инжиниерс из Чэтхэма, проигравший два из первых трех финалов Кубка Англии (1872 и 1874), перед нынешним сезоном по-прежнему оставался одним из сильнейших клубов страны, неустанно штампуя победы и ничьи в товарищеских играх с любыми командами. Они с легкостью проделывали подобные вещи и в Кубке, но каждый раз не вовремя оступались.
За месяцы, прошедшие с окончания последнего финала, состав Саперов претерпел некоторые изменения. После многих лет службы покинул корпус Королевских инженерных войск командир бригады, капитан футбольной команды, надежный защитник, а также новый президент ФА 36-летний майор Фрэнсис Мэриндин. На его месте теперь выступал молодой лейтенант Джордж Сим. Существовавшая еще год назад отменная пара полузащитников Альфред Гудвин – Джордж Эддисон навсегда распалась. Вместо них по ходу сезона сформировалась связка из Джеральда Онслоу и Ричарда Рака. Объявились новые имена и в атаке: молодые лейтенанты Алекс Мейн и Сесил Уингфилд-Стрэтфорд, игравшие на левом краю, и центрфорвард Уильям Стаффорд.
Четвертый свой поход за Кубком Инженеры начали по обыкновению мощно. Уверенно переиграв Марлоу (3:0) и далеко неслабый Кембриджский университет (5:0), они сошлись лицом к лицу с Клэпэм Роверс. В упорной схватке за выход в полуфинал успешнее оказались военные (3:2), в третий раз достигшие предпоследней стадии турнира.
Ровно в тот же день 30 января 1875 года, на том же стадионе Кеннингтон Овал, двукратный победитель Кубка лондонский Уондерерс второй раз подряд выбыл из турнира. Обидчиком Бродяг вновь стал Оксфордский университет – 2:1. Странники, правда, до этого успели оставить заметный след, в первом раунде надругавшись над Фарнингемом. Они наколотили в ворота несчастного Уильяма Грега 16(!) голов: пять раз отличился Роберт Кингсфорд, четыре мяча положил Чарльз Уолластон, двумя обошлись Хьюберт Херон, Чарльз Ченери и Чарльз Олкок, а еще один забил Джарвис Кенрик. Та победа, конечно же, стала рекордной, пока через 12 лет это достижение не перекрыл знаменитый Престон конца 1880-х.
Оксфорд, что интересно, на ту пору совсем уже не располагал тем чудным по именам составом, бравшим Кубок в марте 1874-го. Голкипер Чарльз Непин был посвящен в дьяконы и стал приходским священником в хэмпширской деревне Хартли Уинтни. Схожей тропой проследовал и защитник Чарльз Макарнесс (автор первого гола в финале), нашедший пристанище в церкви Сент-Мэри, что в Рединге. Что до остальных чемпионов, многие из которых попросту получили свое престижное образование и покинули университет, то их персоны при желании можно было лицезреть в течение описываемых соревнований. Фредерик Мэддисон трудился в атаке, а Фрэнсис Берли и Фредерик Грин действовали в полузащите вылетевшего Уондерерс. Бывший капитан Темно-синих и сборной Англии, Катберт Оттауэй, нападающие Роберт Бенсон и Фредерик Пэттон в свою очередь представляли дебютанта турнира Олд Итонианс, то бишь выпускников Итонского колледжа разных лет, коими они собственно и являлись.
К сезону 1874/75 такому явлению, как коллектив бывших учеников какой-нибудь публичной школы, было порядка трех десятилетий. В первой половине 1870-х выпускников Итона в футбольных кругах хватало с достатком. Тот факт, что победителями первых трех Кубков Англии становились 11 итонцев (почти втрое больше, чем представителей других публичных школ), лишь подтверждает это.
Олд Итонианс до 1878 года формально даже не считался клубом. По сути, это была обычная сборная, последнее время регулярно собиравшаяся только на матчи с бывшими воспитанниками школы Харроу. Их первая прошлогодняя попытка поучаствовать в главном турнире страны успехом не увенчалась. Постоянный капитан Олд Итонианс, Артур Киннэйрд, по причине весьма серьезной болезни, о характере которой неизвестно, за весь сезон 1873/74 провел всего несколько игр. В его отсутствие команда так и не встретилась в первом раунде с клубом Хай Уикомб.
Но осенью 1874-го Киннэйрд вновь был полон сил, вернувшись на поле в своей знаменитой бело-голубой кепке и белых брюках. Будучи главным действующим лицом Олд Итонианс, он собрал поистине превосходный состав, которому предстоял поединок со Свифтс из Слау, полуфиналистом прошлого розыгрыша. 5 ноября на поле Долфин Граунд при внимательном наблюдении сотен зрителей соперники очень недурно погоняли мяч. Свифтс создал множество неприятностей своим оппонентам, заработал ряд тревожных для противника свободных ударов, но Альберт Томпсон и Актон Тиндал вместе с голкипером Чарльзом Фармером все-таки отстояли свои ворота.
Спустя неделю состав Итонианс заметно укрепили Катберт Оттауэй, Алекс Бонсор (в 1872-м и 1873-м побеждал в Кубке с Уондерерс) и Фредерик Пэттон (автор победного мяча в финале 1874-го). Впрочем, за Свифтс тоже не проходимцы играли: помимо не обделенных опытом и мастерством братьев Бэмбриджей, в рядах футболистов из Слау значились братья Фрэнк и Генри Хероны, а также Джон Оуэн, выступавший за сборную Англии в марте 1874 года. В связи с этим силы были примерно равны, что и подтвердил итоговый счет 1:1. Вырвать же победу Олд Итонианс сумел только 26 ноября на весьма скользком в тот день поле Долфин Граунда (3:0).
Проскочить следующий раунд без матча выпускникам славного колледжа разрешил недостаток команд в кубковой сетке. А затем наступила зима. Да такая холодная, что приблизительно с середины декабря на территории Британии лишь редкие смельчаки отваживались выйти на промерзшие поля. Bell’s Life in London 2 января 1875 года писала:
«Еще одна неделя без футбола. С тех пор как игра достигла нынешней популярности, мы не припомним ничего подобного, а все из-за чрезмерно продолжительного визита Ледяного Короля, который в настоящее время даже не задумывается о своем уходе. Благодаря морозу игроки были вынуждены отказаться от любимого времяпрепровождения, катаясь на коньках в Англии и играя в керлинг в Шотландии, властвующих на месте футбола и гольфа».
Скорее всего, именно поэтому Сивил Сервис, который 14 декабря в матче второго раунда разошелся миром со Шропшир Уондерерс (1:1), отказался от поездки на повторную встречу в далекий Шрусбери. А может быть, как часто случалось в те годы, просто не нашлось денег. Таким образом, господа из графства Шропшир впервые пробились в третий круг соревнований, где им попался самый скромный из оставшихся участников – Вудфорд Уэллс, для которого это тоже был несомненный успех.
Все матчи третьего раунда прошли на лондонском стадионе Кеннингтон Овал. 23 января 1875-го в час дня программу открывали Олд Итонианс и Мэйденхед. Игра впоследствии запомнилась одним ключевым и одновременно спорным эпизодом. Примерно на пятой минуте встречи футболисты Итонианс сообразили атаку на ворота Мэйденхеда (по ходу матча между стоек по очереди играли Николсон и Уолтон), в результате которой голкипер обороняющейся стороны схватил мяч в руки, за что был назначен свободный удар. Вскоре после этого стандарта и случился единственный гол, но как именно и кто его забил, остается вопросом. Сообщалось, что игроки Мэйденхеда отчаянно протестовали, но решение судейское осталось в силе. Матч продолжался с преимуществом Олд Итонианс, впервые вышедших в полуфинал.
Через полчаса на поле Овала выбрались Шропшир Уондерерс и Вудфорд Уэллс. В основное время они обменялись голами, вхолостую отбегали дополнительное, и удалились обратно. В переигровке 6 февраля представители Шрусбери вели уже после 10-й минуты. Вудфорд при удачном раскладе вполне мог бы и отыграться, но мистер Фрэйзер, к несчастью, отправил мяч в свои ворота и сделал счет 2:0. Шропшир Уондерерс победу удержал и на тот момент являлся самым северным английским клубом, когда-либо добиравшимся до полуфинала Кубка.
Памятный день для них настал 27 февраля, когда Джон Эдвардс, один из основателей и капитан коллектива из Шрусбери, известный как «Крестный отец шропширского футбола», вывел своих товарищей на матч против Олд Итонианс. Пронизывающий восточный ветер и холодная погода вовсе не отпугнули любителей футбола, разместившихся на стадионе. Артур Киннэйрд посредством жеребьевки приобрел для своей команды преимущество природной стихии. По прошествии получаса это обстоятельство привело к единственному и победному голу, когда Алекс Бонсор с передачи Чарльза Фармера переправил мяч по назначению. Итонцы еще не единожды покушались на ворота Чарльза Уэйса, чей младший брат Генри играл вместе с Эдвардсом в нападении. Однако чаще всего Уондерерс приходилось обороняться, прежде всего, стараниями будущего отца валлийского футбола Ллевелина Кенрика.
Через некоторое время после окончания этого матча главный рефери Чарльз Олкок и двое судей, Джеймс Дасент и Джон Гиффард, уже готовились обслуживать и созерцать вторую пару полуфиналистов, год назад игравших в решающем матче. Противостояние Ройал Инжиниерс и Оксфордского университета в некоторой степени можно было окрестить досрочным финалом, не умаляя достоинств Олд Итонианс.
Ветер меж тем вздумал заниматься своими прямыми обязанностями еще усерднее, будто желая как можно значительнее повлиять на ход грядущей игры. Его благосклонность для начала снискал капитан Саперов Уильям Мерримен, выигравший жеребьевку. Военным не потребовалось много времени, чтобы по привычке уверенно пойти вперед и забить гол. На 10-й минуте отличился Генри Ренни-Тэйлиур. Соперники поменялись сторонами, и ветер немедля принялся помогать Темно-синим. Нападающие Оксфорда регулярно били по воротам, но мяч так же регулярно проходил выше. А в одной из контратак Ренни-Тэйлиур чуть было не увеличил преимущество. Но больше студенты себе подобных провалов не позволяли, продолжая настойчиво идти в атаку большими силами. Инженеры, разумеется, практически всем составом обретались на своей половине. Заслуженный гол Оксфорда случился после неизбежного и многочисленного столкновения у ворот Мерримена. Сравнял счет и сделал его окончательным 20-летний студент Нью-колледжа Джон Бэйн.
5 марта состоялась повторная игра. Первый тайм оказался малоинтересным, но во втором Ройал Инжиниерс отчаянно рвался к своему третьему финалу. Блестящие действия голкипера Ричарда Торнтона решительно намекали на вторую переигровку и Саперы до самого конца были не согласны с подобными условиями. На свои места все расставили дополнительные полчаса. В процессе очередного штурма, возглавили который Пелэм фон Доноп и Уильям Стаффорд, мяч все-таки достиг цели: в спровоцированной толчее у ворот расторопней всех был все тот же Генри Ренни-Тэйлиур.
Необходимо добавить, что сей 25-летний лейтенант до этого уже забивал в полуфиналах Кубка Англии по два мяча (в переигровке с Кристал Пэлас в 1872-м и со Свифтс в 1874-м).
Несмотря на то, что Олд Итонианс впервые попал в финал Кубка, восемь человек из их состава, появившегося на Кеннингтон Овале 13 марта 1875 года, ранее уже играли и побеждали в главных матчах, в том числе и против Ройал Инжиниерс. Среди военных неприятным опытом неудач в финалах могли похвастать Уильям Мерримен, Генри Ренни-Тэйлиур, Джеральд Онслоу, Пелэм фон Доноп и Герберт Роусон.
Ближе к 15:30 на Овале находилось примерно три тысячи зрителей. Капитан Итонцев Артур Киннэйрд воспользовался успешным жребием и предпочел ворота близ газгольдеров. Сильный северо-восточный ветер, старательно дувший, как и в недавних матчах, первые полчала доставлял Саперам серьезные неудобства. Апофеозом господства непогоды явился угловой, исполненный Алексом Бонсором на 30-й минуте: сумасшедший ветер без спросу перехватил подачу и направил мяч прямиком в ворота. На недавнем февральском собрании ФА одна из новых поправок в правилах запрещала забивать прямым ударом с углового, но так как в силу она вступала только со следующего сезона, то гол справедливо был засчитан. Правда, не прошло и пяти минут после смены сторон, как Ройал Инжиниерс ответил – передачу фон Донопа реализовал неугомонный Ренни-Тэйлиур – 1:1.
На 37-й минуте Катберт Оттауэй в борьбе с Ричардом Раком получил серьезный ушиб лодыжки и вынужден был покинуть место действий (как и два года назад). Олд Итонианс остался в меньшинстве, играя при поддержке ненастной погоды, тогда как для Саперов, не имевших потерь, она являлась весомым препятствием. В таком состоянии матч протекал и в дальнейшем, и даже впервые назначенный в финалах овертайм, победителя не выявил.
Опять же впервые командам пришлось дожидаться переигровки. 16 марта при почти тех же обстоятельствах противники намеревались продолжать выяснение своих непростых отношений. Возможно, если бы Итонианс не был обременен четырьмя потерями (Альберт Томпсон, Уильям Кеньон-Слэйни, Роберт Бенсон и Катберт Оттауэй) и найденными за три дня им заменами (Генри Драммонд-Морэй, Мэттью Фаррер, Альфред Лаббок и Томас Хамонд), то еще раз и составил бы достойную конкуренцию, но не получилось.
Ройал Инжиниерс обошелся без изменений, за счет чего и доминировал большую часть матча. Первый гол военные забили после свободного удара за игру рукой Пэттона или Хамонда, но Итонцы решительно сообщали об офсайде и добились своего. Однако на 15-й минуте суматоха у ворот Драммонда-Морэя создала еще один гол, на сей раз обошедшийся без нарушений и позднее записанный на Ренни-Тэйлиура – 1:0.
Более того, ко всем невзгодам Олд Итонианс добавилось еще и травмированное колено Алекса Бонсора, который, превозмогая боль, все же остался на поле, но уже практически ничем не мог помочь. Разрыв в счете при этом увеличился только на 75-минуте. После очередного «офсайдного» гола Ройал Инжиниерс сходу осуществил новую атаку, которая окончилась первым дублем в истории финалов Кубка за авторством героя последних сражений Генри Ренни-Тэйлиура. До конца матча ситуация не изменилась. Саперы с третьей попытки завоевали, если не сказать вымучили, долгожданную победу в Кубке Англии и с чувством выполненного долга могли возвращаться в ставший родным Чэтхэм, что в графстве Кент.
Финал
Ройал Инжиниерс – Олд Итонианс 1:1; 2:0
Голы: Ренни-Тэйлиур, 35 – Бонсор, 30; Ренни-Тэйлиур, 15, 75
Ройал Инжиниерс: Уильям Мерримен – Джордж Сим – Джеральд Онслоу, Ричард Рак – Пелэм фон Доноп, Чарльз Вуд, Герберт Роусон, Уильям Стаффорд, Генри Ренни-Тэйлиур, Александер Мейн, Сесил Уингфилд-Стрэтфорд.
Сборная
6 марта 1875 года сборная Англии на Кеннингтон Овале играла со сборной Шотландии. Впервые капитаном Трех львов в официальном матче был секретарь ФА Чарльз Олкок.
Когда настала пора начинать встречу, англичане по-прежнему дожидались своего голкипера Уильяма Карра, продолжительность путешествия которого из Шеффилда превысила все сроки. Пришлось пока обойтись без него, а в ворота поставить Алекса Бонсора. Карр подоспел только через 15 минут. Родоначальники, что забавно, все это время атаковали. По истечении еще одной четверти часа кто-то из гостей сыграл рукой неподалеку от своих ворот, за что был назначен свободный удар. К мячу подошел Фрэнсис Берли и направил его в гущу игроков, где проворней всех был Чарльз Уолластон, хотя некоторые газеты полагают, что Бонсор. Тем не менее, счет был открыт. Однако шотландцам потребовалось всего пять минут, чтобы равновесие вернуть – великолепно себя проявил Генри Макнил.
Во второй половине матча хозяева опять вышли вперед после подачи Пелэма фон Донопа с углового и завершающего удара Чарльза Олкока. Дело было на 65-й минуте. На этот раз скотты истратили чуть больше времени для того, чтобы Питер Эндрюс забил второй гол, ставший в этом матче последним – 2:2.
Калейдоскоп
Упоминавшееся выше заседание Футбольной Ассоциации в таверне Фримэйсонс 24 февраля по традиции привнесло в кодекс игры некоторые изменения. Было принято уточнение о том, что между штангами ворот теперь можно закреплять не только веревку, но и перекладину, которая стала обязательной в 1882 году. Также постановили, что после забитого гола командам отныне не нужно меняться сторонами – эту процедуру следует производить лишь по истечении половины игрового времени.
27 марта 1875 года в переигровке полуфинала Кубка Шотландии между Куинз Парком и Клайдсдэйлом (2:2) произошло историческое для местного футбола событие – Куинз Парк впервые пропустил гол. Основанный летом 1867 года глазвегианский клуб за почти восемь лет своего существования не позволял подобное ни одному сопернику. Тем счастливцем оказался нападающий Фредерик Андерсон.
Тем не менее, второй розыгрыш Кубка Шотландии вновь завершился победой Куинз Парка. В финале на Хэмпден Парк 10 апреля 1875 года они одолели Рентон (3:0).
Антон Горовик, специально для Бей-беги