Адриано Галлиани пообещал, что будет жаловаться в "каждую существующую судебную инстанцию". Сначала он намерен обратиться к Дисциплинарному комитету Федерации футбола Италии, а затем и в криминальный суд, если понадобится. Вице-президент Милана не мог остаться в стороне, когда речь шла о нарушение неотъемлемого, по его мнению, права человека: оскорблять незнакомцев.
 
В понедельник Галлиани сообщили, что его команда должны сыграть следующий матч чемпионата (19 октября против Удинезе) за закрытыми дверьми. Милан наказан за поведение тифози во время встречи с Ювентусом в Турине. Наблюдатели Федерации футбола отметили, что группа фанов скандировала оскорбительные речевки в адрес неаполитанцев – в частности, упоминалось, что все жители Неаполя больны холерой.
 
Эта группа была небольшой – несколько сотен человек максимум. Их не было слышно тем, кто смотрел матч дома по ТВ, да и на стадионе мало кто обратил на них внимание. "Ни один канал или газета не написали об этом, — заявил Галлиани. – Возможно, наблюдатели услышали их в туалете или в баре".
 
Впрочем, Адриано вывело из себя вовсе не то, что клуб пострадал из-за маленькой группы фанов. Он разозлился, когда узнал, что к Милану применили те же правила, которые действуют, когда речь идет об оскорблении на почве расизма.
 
Минувшим летом в эти правила были внесены поправки, учитывающие новый дисциплинарный кодекс УЕФА – документ, который является руководством для всех членов ассоциации в различных ситуациях, от поведения игроков до поддержания публичного порядка.
14-я глава, "Расизм, дискриминационное поведение и пропаганда". В ней речь идет о том, что каждая команда, чьи болельщики "оскорбляют достоинство человека или группы людей каким-либо способом на основании цвета кожи, расы, религии или национального происхождения".
 
Это, без сомнения, достаточно широкое определение. Особо чувствительные могут даже посчитать оскорблением смех нескольких тысяч людей, когда футболист с выгодной позиции неловким ударом не попадает по воротам. Но всем прекрасно известно, что во время матчей случается всякое, и это далеко не самый худший пример.
 
Так что, каждая футбольная федерация, по сути, может интерпретировать правила на свой лад.
В 11-главе свода правил Италии значится: "Дискриминационным поведением... является прямое и непрямое оскорбление на основании расы, цвета кожи, религии, языка, пола, национальности, национального или территориального происхождения".
 
Ключевые слова здесь – последние. Болельщики Милана – как минимум группа, которую обвиняют – оскорбляли своих соперников из-за их "территориального происхождения". Наблюдатели отметили, что звучали также более умеренные песни – например, в припеве одной из них просто пелось "Мы – не неаполитанцы".
 
Впрочем, Галлиани никогда не спорил с буквой закона. Скорее, он просто возмущен тем, что этот закон существует. "Территориальная дискриминация? Подобное существует только в Италии. УЕФА говорит о расизме, но мы сами выдумали какое-то новое определение".
 
Итальянские тифози – вовсе не первые, кто выступает против болельщиков из конкретного города. Такое происходит, пожалуй, в любом европейском чемпионата – взять хотя бы английскую Премьер-лигу. Фанов Ливерпуля называют ворами и мошенниками во время каждого выездного матча их команды.
 
Но стоит ли подобного рода оскорбления считать расизмом? "Долгое время считалось, что оскорбления, имеющие отношения к расе, религии и сексуальной ориентации, должны быть наказаны особо сурово, потому что основаны на реальной уже существующей дискриминации, — пишет журналист Габриэле Маркотти. – Некоторых людей не устраивает подобное объяснение. Я же считаю его вполне понятным и правильным".
 
Поклонники Наполи, конечно, отреагировали. Во время матча с Ливорно в воскресенье ультрас, как ни странно, поддержали фанов Милана, вывесив баннер: "У нас холера, нашу трибуну тоже нужно закрыть". Они были не единственными, кто проявил солидарность. Во вторник группа болельщиков Интера опубликовала заявление, в котором предложила поддержку Милану, даже не смотря на то, что россо-нери остаются их "злейшими врагами, которые с раннего детства дают понять значение слова "ненависть". Фаны нерадзурри пообещали, что будут скандировать оскорбительные речевки на следующей домашней игре и призвали тифози других команд сделать то же самое, чтобы "все стадионы в воскресенье были закрыты". Ответ не заставил себя ждать. Ультрас Ювентуса, Дженоа и Брешии поддержали акцию протеста.
 
Федерация футбола оказалась в непростой ситуации. Сделать шаг назад и смягчить наказание для Милана – значит, уступить болельщиками, потерять контроль над ними. Один из ультрас россо-нери, оказавшихся в центре скандала, даже дал интервью на радио, заявив, что целью их выходки была провокация властей.
 
С другой стороны, опросы, проведенные среди граждан, что Милан понес слишком серьезное наказание. Даже президент Серии А Маурицио Беретта выступил против него и написал письмо в Федерацию с просьбой пересмотреть правила.
 
Упоминание "территориальной дискриминации" — вовсе не новинка. Оно уже некоторое время значится в своде правил наряду с расовой дискриминацией, хотя редко когда использовалось наблюдателями, которые следят за матчами. Но изменились основные положения кодекса УЕФА — в частности, те, где речь идет о наказании за дискриминацию. Раньше Милан мог отделаться незначительным штрафом, который заплатил бы без лишних споров, но теперь ситуация совсем иная.
 
Первая санкция – закрытие той трибуны, на которой находились нарушители. При повторном инциденте – закрытие всего стадиона. Далее следуют снятие очков и даже технические поражения. В нынешнем сезоне Милан уже был наказан – после матча с Наполи на Сан Сиро. Те же песни о холере, призывы к вулкану Везувий "очистить Неаполь огнем". Курву Суд тогда пришлось закрыть на следующую домашнюю игру.
 
Федерация попросту следует правилам УЕФА, когда не позволяет зрителям прийти на поединок Милана и Удинезе. Эти правила не обсуждаются. Надежда Милана на удовлетворение апелляции основана лишь на том, что в Италии необходимо действительно разобраться с четким определением некоторых терминов.
 
"В наших правилах говорится о дискриминации. Четкого определения в них нет, — подтвердил в среду президент УЕФА Мишель Платини. – Право оценивать ситуацию принадлежит органам, которые занимаются делом. У Федераций есть право добавлять уточнения, которые они считают необходимыми".
 
Сегодня должно быть принято решение по первой апелляции Милана (материал был написать до рассмотрения апелляции – прим. Football.ua). Даже с учетом перерыва на матчи сборных затягивать нельзя. У руководства клуба не так уж много времени, как хотелось бы, чтобы разобраться в тонкостях правил, которые каждый интерпретирует, как хочет.
 
Материал Паоло Бандини, TheScore
Перевод и адаптация Юрия Шевченко, Football.ua