Главная сложность состоит в том, чтобы расставить приоритеты. Этот компас, который ведет по жизни 41-го линейного арбитра Серии А, находящихся в распоряжении главы судейского корпуса Италии Стефано Браски. Когда решение о назначении на матч уже принято, все, как правило, ищут имя главного арбитра, забывая о том, как часто действия судей на линии оказывают наибольшее влияние на итоговый результат. Позитивное или негативное. Но почти всегда позитивное. Потому что в определении положения «вне игры» они могут похвастаться выдающимися достижениями: примерно 97% решений являются правильными. Однако достаточно допустить 2-3 серьезные ошибки, чтобы вся проделанная работа подверглась сомнению.
 
Так кто же они, ассистенты главных арбитров, как они тренируются, сколько зарабатывают, чем занимаются в жизни и, прежде всего, что для них значит "вопрос приоритета"? Попробуем узнать ответы благодаря бывшему судье на линии и нынешнему тренеру ассистентов арбитров Алессандро Станьоли, а также вышеупомянутому Стефано Браски. Объяснить самые вопиющие ошибки (такие как не засчитанный гол Бергессио и засчитанный Эль Шаарави), дать ответ на извечные вопросы ("Как арбитр мог не увидеть аут в пяти метрах от себя?! "), чтобы болельщикам стало понятнее, насколько нелегко живется тем, кого они удостаивают только оскорблениям.
 
Как стать линейным
 
Работой с ассистентами главного арбитра занимается Станьоли, который входит в штаб Браски: "Почему люди решают проводить воскресенье с флажком в руках? Страсть, страсть и еще раз страсть. Почти всегда ассистентами становятся те, кто стремился к роли главного арбитра. В 20-25 лет происходит переоценка собственных возможностей. Арбитры Лиги Про, получающие отставку, имеют возможность начать карьеру ассистентов в Серии D. Для тех же, кто добирается до Серии В и выше, такой вариант не предусмотрен. Как только путь выбран – начинаются целенаправленные тренировки и постоянное сосуществование с одержимостью офсайдом. Лучшие достигают уровня Серии А, но там их ждет еще большее давление".Так кто же они, ассистенты главных арбитров, как они тренируются, сколько зарабатывают, чем занимаются в жизни и, прежде всего, что для них значит "вопрос приоритета"?
 
Чем они занимаются и сколько зарабатывают?
 
"У всех есть работа вне футбола. Линейные арбитры Серии А за год зарабатывают в среднем 40 тысяч евро грязными. В месяц получается примерно по 2000 чистыми, кроме десяти ассистентов международного уровня, получающих немного больше. Они могут продержаться в Серии А максимум 8 сезонов (или 10 для тех, кто периодически выступает за границами Италии), но в 45 лет карьера заканчивается. Контракт длится 12 месяцев: у кого набирается 2-3 серьезные ошибки, находятся в зоне риска. Конкуренция жесточайшая. Никто из них не может позволить себе не работать, несмотря на огромные нагрузки во время профессиональной карьеры ассистента арбитра: тренировки четыре раза в неделю плюс матчи. Раз в месяц проходят обязательные сборы в Коверчиано. Многим приходится отказываться от отпуска, чтобы везде успевать". А когда флажок отправляется на отдых, они занимаются всевозможными профессиями: есть рабочие, офисные служащие, кассиры в банке, дизайнер интерьеров (Де Лука), капитан карабинеров (Музолино) и даже водитель школьного автобуса (Бьянки). Их объединяет физическая и ментальная подготовка.
 
Атлетами становятся

Больше нет неспортивных и с виду неповоротливых линейных. За последние десять лет они изменились настолько, что их нельзя отличить от футболистов, потому что они обладают высушенной фигурой настоящий атлетов. За матч линейные арбитры пробегают в среднем от 6 до 8 километров. Около 25% составляет боковой бег (сами попробуйте, чтобы узнать насколько это изнуряюще!), к тому же они работают с постоянной огромной нагрузкой на сердце, совершая короткие интенсивные забеги. То в одну, то в другую сторону. И почти без пауз. Подготовкой занимаются очень тщательно: индивидуальные тесты, постоянный контроль веса, диета и тренировки по увеличению скоростной выносливости. В отличие от футболистов арбитры не могут позволить себе судороги, поэтому при малейшей мышечной усталости вынуждены сняться с игры. Как случилось в матче Милан – Пескара, где место судьи на линии занял четвертый арбитр. Кроме того, нельзя забывать о повышенной психической нагрузке. Именно из-за нее ассистентам нужно как минимум полчаса, чтобы прийти в себя после матча. Сюда стоить добавить одну вещь, которую не купишь в супермаркете: опыт. То, что как раз и помогает в определении приоритетов.
 
Компас и ошибки
 
"Нужно понимать одну вещь: ассистент арбитра не следит за развитием игры. В каждом действии на поле он определяется с приоритетом: почти всегда им становится офсайд, особенно сейчас, кода появились дополнительные судьи за воротами. В этом случае их задание состоит в том, чтобы находиться на одной линии с предпоследним защитником (последним является вратарь) и держать в поле зрения все, что происходит на данной траектории. Таким образом все, что происходит слева от него, не существует. Он его не видит. В конце концов, какую ошибку предпочтет любой тренер: вбрасывание из-за боковой или пропущенный офсайд, выводящий соперников на ворота?" Слова Станьоли многое объясняют.
 
У судей на линии есть свои "хитрости": одному из ассистентов обычно помогает резервный арбитр, в то время как второй полностью полагается на главного относительно угловых, аутов и фолов. Однако решение об офсайде они принимают единолично. И неправильно определенный приоритет ведет к пагубным последствиям. На мундиале в Южной Африке Айрольди работал без помощи арбитров за воротами, поэтому, выполнив первичное задание (правильно оценив начальное положение Тевеса), он сконцентрировал внимание на возможном пенальти на Месси, из-за чего не заметил очевидное положение «вне игры» Тевеса в моменте с голом.
 
Или вспомним незасчитанный гол Мунтари. Поясняет Станьоли: "Проведите простой эксперимент: держите ручку прямо перед глазами, сконцентрировавшись на том, что происходит за ней. Ручка будет казаться размытой, почти невидимой. В матче Милан – Юве Романьоли выбрал офсайд в качестве приоритета, поэтому он следил за Мунтари и игроком бьянконери. Слишком поздно выяснилось, что был и иной приоритет: Буффон отбил мяч. Иногда достаточно мгновения…" Еще один пример ошибочно выбранного приоритета случился в матче Катанья – Милан: "Рози на секунду повернул голову, чтобы посмотреть, кто владеет мячом (видно на видеоповторе), как раз в тот момент, когда защитники и нападающие сместились назад. Им была потеряна линия, что усложнило принятие правильного решения. 



В матче Катанья – Ювентус другая ситуация: Маджани находился в правильной позиции, но неправильно прочитал ситуацию. В плену сомнений он сигнализирует о взятии ворот, а потом отменяет свое решение, когда Риццоли сообщил ему (как того требует регламент), что в штрафной произошло два касания мяча: в таком случае он не мог определить точную позицию Бергессио. Или эпизод в матче Юве – Интер: ассистент главного не видел, кто именно отдал передачу на Асамоа. Снова Станьоли: "Прети – настоящий талант, но на тот вечер пришелся его первый большой матч. Наверное, эмоции сыграли с ним злую шутку. Для ассистента главного арбитра матч начинается на 20 минут раньше. Когда выходишь на арену, ты как бы должен пребывать в вакууме: не обращать внимания ни на что, кроме своих обязанностей, и ни слышать никаких лишних звуков".
 
По мнению Браски, самая вопиющая ошибка нынешнего чемпионата произошла в матче Кьево – Сиена: "Лусиано подал угловой, защитник выбил мяч головой, находясь на отдалении. Мяч возвратился к Лусиано, а ассистент, следивший за последним защитником, не увидел, кто именно ударил по мячу и поднял флажок. Главный судья (Масса) свистнул, и, даже поняв ошибку, не изменил решение. Однако нужно иметь мужество это делать! Как же я тогда орал по телефону…" Ассистент главного арбитра не может одновременно следить за защитником и за мячом. Он "видит" пас благодаря звуку, который его сопровождает
 
Уважение
 
Ошибок не так много на самом деле: примерно 3-4%. В каждом матче линейные арбитры принимают в среднем по 20 решений. Двести приходится на тур. Ошибки? Меньше десяти. Браски добавляет: "Говорить об ошибке в 10 сантиметров при определении офсайда – нерационально. У нас считается приемлемым погрешность в пределах 30 сантиметров, хотя УЕФА официально разрешает работать в пределах метра. Мы же все-таки люди, а не машины: не стоит забывать, что и видеоповторы не всегда дают точный и однозначный ответ. Думаете, достаточно провести линию, чтобы определить офсайд? Достаточно сместить вперед или назад предполагаемый момент передачи – и все меняется. Нужно понимать и принимать, что в случае сомнения, мы не поднимаем флажок".
 
Дело не только в этом: ассистент главного арбитра не может одновременно следить за защитником и за мячом. Он "видит" пас благодаря звуку, который его сопровождает. До того момента, как он услышит передачу, проходит несколько десятых секунд: если нападающий набрал скорость, это может означать целый метр дистанции. То есть он увидит форварда впереди, но будет оценивать его положение как правильное. Механизм совершенствуется с опытом, но не гарантирует полное отсутствие сбоев. Браски: "Наша задача – ошибаться как можно меньше. Вообще не ошибаться – невозможно. Хотелось бы более адекватного отношения к арбитрам. Ведь когда великие игроки ошибаются в метре от ворот, они от этого не становятся бездарями…"
 
По материалам GazzettadelloSport
Перевод и адаптация Яны Дашковской