Удинезе — второй клуб Серии А после Ювентуса, у которого будет свой собственный стадион.
"Fasin di bessoi", — говорят в Удине. "Делаем сами". Сами сделали команду, которая с 1994 года играет в Серии А и еврокубках. Сами строят новый стадион. Новый Фриули — вторая после Ювентус Стэдиум арена, которая будет принадлежать итальянскому клубу. "25 тысячам зрителей будет очень удобно", — уверяет Джампаоло Поццо, владелец Удинезе, который несколько месяцев назад покинул свой кабинет на Фриули и перебрался на комфортное красное кресло с подогревом в ложе на центральной трибуне. Пока что он смотрит футбол по ТВ, но скоро начнутся официальные матчи. "Мы ждем реакции от тифози, надеемся на хорошую продажу абонементов. Ходить на стадион снова станет приятно. Думаю, разницу ощутят и игроки. Недавно на товарищескую игру собралось 9 тысяч человек — поддержка была такая же, как при 20 тысячах на старом стадионе. Надеюсь, что каждый год близость тифози будет приносить нам несколько дополнительных очков, как это происходит с Ювентусом".
Болельщики действительно близко, даже очень близко. Первый ряд находится всего в шести с половиной метрах от кромки поля. Если кто-то вздумает праздновать гол, делая селфи около курвы, то фанов будет видно очень хорошо. Сложно сказать, пойдет ли на что-то подобное вечный Ди Натале, ясно одно — в декабре состоится большой праздник, посвященный торжественному открытию "новой модели Фриули". Модель — ключевое слово. Мечта, которая наконец-то воплотилась в жизнь. "Комнаты с VHS и DVD больше нет", — рассказывает глава службы скаутинга Андреа Карневале, работающий на Поццо уже 10 лет. Это было мифическое место, шарм которого рос с каждым удачным приобретением Удинезе. "Теперь мы анализируем данные Wyscout по самым интересным и перспективным игрокам, а потом сразу смотрим их вживую".
Не существует молодежного турнира, на котором не было бы наблюдателей от Удинезе. На последнем чемпионате Южной Америки U-20 их работало трое. Если какой-то футболист приглянулся скаутам, в дело вступает Джино Поццо — сын Джампаоло живет в Лондоне и занимается также Уотфордом и Гранадой, клубами, принадлежащими семье. "Футбол — его хобби, как и мое, — говорит отец. — Да и моей дочери Магды — она занимается как раз новым стадионом". Конечно, можно сколько угодно говорить, что это страсть, но Удинезе — еще и бизнес, причем прибыльный. Это надежный проект — молодой футболист, попадающий в клуб, получает поддержку практически во всем.
"У нас есть специальный отдел, который помогает новичкам адаптироваться, — поясняет генеральный директор Удинезе Франко Коллавино. — Речь идет о жилье, об обучении, о языковых проблемах. Если необходимо, у нас есть психологи, мы можем обустроить семью и родных. Спортсмену должны быть предложены идеальный условия, чтобы он думал исключительно о профессиональном росте". Раньше это были обязанности тим-менеджера, но теперь его заменила целая команда. В Удинезе работает по той же системе, чтобы и в крупных мультинациональных IT-компаниях, вроде Microsoft и Google — если работнику приходится переехать, что все его главные потребности будут мгновенно удовлетворены.
Сначала скаутинг, затем адаптация и в конце концов — поле. Футболисты Удинезе тренируются на базе Брузески, которая расположена между стадионом, маленьким кладбищем Рицци и окружной северной дорогой. Каждый день их работа анализируется. "Благодаря системе GPS после тренировки мы получаем необходимые данные по каждому игроку, — говорит спортивный директор Кристиано Джаретта. — Эти данные позволяют модифицировать тренировки, следить за прогрессом футболистом, разрабатывать индивидуальные занятия. Эта информация — собственность Удинезе, и мы ей очень дорожим". В Удине клуб — основа всего. Тренеры и игроки приходят и уходят, а проект остается. Проект, который растет с каждым годом — так же, как вокруг команды сейчас вырастает новый Фриули. "Когда ты строишь стадион, — рассказывает проджект-менеджер Альберто Риготто — полем занимаешься в последнюю очередь. Но мы, реконструируя старый Фриули, поступили иначе. Через день после матча с Аталантой в мае 2013-го мы начали работать. Необходимо было приблизить его к трибунам. Это было единственное, что мы не успели сделать к старту сезона 2014/2015. Команде пришлось играть квалификацию Лиги Европы в Триесте".
Между Удине и Триестом 80 км, но в футбольном и историческом плане их разделяет куда больше. Удинезе с момента возвращения в Серию А в 1994-м году 11 раз выступал в еврокубках, а Триесте Кальчо (бывшая Триестина) сейчас не имеет профессионального статуса. Что интересно, в 1992-м году здесь построило свой стадион, названный в честь Нерео Рокко — маленькое сокровище на 30 тысяч зрителей, которое сейчас пустует. Чтобы заполнить трибуны, в 2010-м году президент Триестины Стефано Фантинель придумал фейковых болельщиков — они были нарисованы на полотнах, накрывавших трибуны. В 2012-м сюда приехал Ювентус Антонио Конте — бьянко-нери играли с Кальяри, который путешествовал по Италии в поисках домашнего стадиона — и "тифози" Триестины были отправлены на склад. Сейчас Конте тренирует сборную и, по словам первой леди Линды Поццо, очень впечатлен новой ареной Удинезе.
Строительство продолжается и должно быть завершено к декабрю нынешнего года. Но уже к началу сезона будут открыты Курва Норд и центральные трибуны. Осталось достроить лишь Курву Суд для гостевых болельщиков. "На 80% стадион собран из подготовленных деталей, — говорит Риготто. Это — большой конструктор. Мы работаем днем и ночью, свет никогда не гаснет". Свет не погаснет, когда стадион будет достроен — освещаться он будет, как Альянц Арена Баварии. А сердце арены расположено внутри центральной трибуны — "клубный дом" уже получил спонсоров, а различные компанию арендуют место для офисов и магазинов. Бизнес будет кипеть не только в дни матчей (десять Sky Box для ВИП-клиентов ждут посетителей), но и на протяжении всей недели. "У нас в распоряжении два полных этажа, 30 тысяч квадратных метров на трех новых трибунах — они будут использованы, чтобы обеспечить болельщикам приятное времяпровождение. Можно будет и позаботиться о своем здоровье, и поесть, и потанцевать. Причем даже во время матчей — в разные зоны существуют отдельные входы".
"Но где же победы?" — бормочут тифози. Два года подряд Удинезе играл в квалификации Лиги чемпионов, но был выбит сначала Арсеналом, а затем Брагой, когда "Маг" Майкосуэл уничтожил все надежды, неудачно исполнив паненку. Болельщики, впрочем, мечтают не только о победах и о новом стадионе, но и команде с собственным лицом, за которую будут играть ее воспитанники. Сейчас в Удинезе таковых только два, причем оба — вратари: 19-летний Симоне Скуффет и на год младший Алекс Мерет. Карневале говорит, что у них "большое будущее", но это единственные местные ребята, которые пробились в первую команду за много лет. "Сейчас в наших краях мало талантов, — поясняет Поццо. — Приходится искать их по миру".
Удинезе развивается во многих направлениях. Несколько лет назал был открыт Udinese Channel, тематический ТВ-канал — уникальный для Италии эксперимент. Почему? Он транслирует не только жизнь клуба, здесь есть программы на различные темы: новости, политика, медицина. Это рассказ о жизни региона, который, к тому же, можно смотреть на официальном сайте Зебры. Ежедневно это делают около трех тысяч людей, руководство надеется, что за год число зрителей достигнет миллиона.
Времена, когда в 2005 году Удинезе дебютировал в Лиге чемпионов, не имея пресс-службы, остались в прошлом — пресс-конференцию, посвященную старту нового сезона, смотрели даже в Южной Америке. Стадион, который был открыт в 1976 году, был своеобразной реакцией на неудачные для команды годы. Новая арена — это символ стремления стать выйти на новый уровень. И в этом нет ничего невероятного, главное — продолжать работать.
Материал журнала Undici
Перевод Юрия Шевченко, Football.ua