Предлагаем вашему вниманию слова президента ФФУ Григория Суркиса на заседании Исполнительного комитета УЕФА, на котором решали дальнейшую судьбу Евро-2012.
Уважаемые коллеги!
Прошло почти полтора года с момента победы совместной заявки Украины и Польши в Кардиффе. Этого срока вполне достаточно, чтобы подвести первые промежуточные итоги. К сожалению, в силу различных причин, они не столь значимы, как могли бы быть. Это правда. Однако я не вижу повода для пессимизма.
Как член Исполкома УЕФА я должен быть объективным и беспристрастным в своих отчетах и оценках о состоянии дел с подготовкой к Евро-2012. Но, в то же время, как президент национальной федерации я не могу не быть самым заинтересованным человеком относительно перспектив моей страны в этом проекте. Совокупность именно этих обстоятельств и заставила меня взять на себя особые обязательства. В случае если для этого будут веские основания - первым предупредить вас, уважаемые коллеги, о невозможности проведения финального турнира Евро-2012 в Украине.
К моему глубокому удовлетворению такие причины не появились. Вместе с тем, возникли еще более убедительные аргументы, позволяющие утверждать, что Украине вместе с Польшей вполне под силу провести финальный турнир на высочайшем уровне. И это дает мне как президенту ФФУ, равно как и моему коллеге Михалу Листкевичу, дополнительную мотивацию в каждодневной работе над проектом Евро-2012.
Фактически она стартовала сразу же вслед за решением Исполнительного комитета УЕФА в Кардиффе. Сперва мы должны были создать необходимые правовые и организационные основы на уровне институтов государственной власти для успешной и беспрепятственной реализации масштабного проекта. А уже на следующей стадии перейти в практическую плоскость реализации наших обязательств перед УЕФА.
Уважаемые коллеги! Еще на этапе борьбы нашей тендерной заявки большинству из вас хватило мудрости поверить в амбициозные планы украинско-польской команды. Хотя, по существу, на тот момент ничем, кроме энтузиазма и гарантий на бумаге мы не могли подкрепить свое желание получить историческое право на проведение Евро-2012.
Через неполных полтора года мы уже можем уверенно говорить о существенном прогрессе в реальном продвижении наших стран к намеченной цели. Масштаб этого прогресса значителен. В материалах, которые находятся у вас на руках, представлена более детальная информация, чем в презентации моего выступления. Еще в октябре 2007 года правительством Украины была утверждена Государственная целевая программа подготовки к проведению финального турнира Евро- 2012. В августе текущего года завершено формирование Генерального плана инфраструктуры. Положения этих базовых документов аккумулировали весь спектр конструктивных пожеланий и замечаний, содержащихся в обстоятельных отчетах экспертов УЕФА.
Многое из того, что было запланировано на бумаге, уже, как говориться, можно пощупать руками. За четыре года до проведения финального турнира Евро-2012 в Украине сдан в эксплуатацию днепропетровский красавец-стадион. На очереди - первая в Восточной Европе арена класса "элит", которая откроется в начале следующего лета в Донецке. Нам удалось вывести из тупиковой ситуации проект реконструкции НСК Олимпийский. Ведь еще июньский отчет экспертов УЕФА по стадионам не оставлял ему никаких шансов быть сданным в срок, а уже сегодня они свидетельствуют о том, что есть все основания прогнозировать введение главной футбольной арены страны в эксплуатацию в июне 2011 года. Таким образом, мы будем иметь минимум один год для тестирования стадионов Украины и Польши перед проведением матчей Евро-2012, что полностью соответствует требованиям УЕФА.
Безусловно, добиться таких результатов нам позволила беспрецедентная помощь и опека со стороны руководства УЕФА и его специалистов. Уже с сентября 2007 года по инициативе Европейской футбольной ассоциации была внедрена программа экспертизы и мониторинга подготовки спортивной и базовой инфраструктуры наших стран. Насколько мне известно, ничего подобного УЕФА ранее не практиковал, традиционно начиная работу по организации следующего чемпионата Европы по футболу лишь после того, как уже был сыгран финальный матч предыдущего турнира. Но именно это новшество помогло нам существенно сократить период адаптации отечественных механизмов управления процессом реализации проекта Евро-2012 к требованиям и стандартам УЕФА. Обобщая результаты выполнения двух стадий Планов действий по подготовке к чемпионату Европы под фактическим патронатом экспертов УЕФА, мы убедились, что предложенная ими концепция, сделала этот процесс более прогнозированным и контролируемым.
Согласно этой логике сейчас мы находимся на стадии конкретизации и систематизации комплекса гарантийных обязательств для создания объектов инфраструктуры, которые будут задействованы в турнире. Мы отдаем себе отчет в том, что сама по себе гарантия - это еще далеко не физический объект, готовый к эксплуатации. Однако иного способа подтвердить обоснованность намерений еще не изобретено. Поэтому залогом нашей последовательности в данный период является солидарная позиция Президента, премьер-министра страны, лидеров всех политических сил относительно приоритетности проекта Евро-2012 для общественно-политической и экономической жизни государства. Это дает мне право со всей ответственностью заявить, что в Украине не было, нет, и не может быть оппозиции к реализации мероприятий по подготовке к финалу чемпионата Европы по футболу.
Если прибегнуть к медицинской терминологии, то я бы сказал, что в теле нашего государства уже наблюдаются необратимые изменения, в связи с подготовкой к проведению Евро-2012. И в ближайшее время они, несомненно, окажут позитивное влияние на общее состояние всего организма. Справедливость этих слов подтверждается, например, значительным прогрессом в решении ряда правовых и административных проблем готовности аэропортов. Уже в конце этого года будет полностью изготовлена проектная документация по реконструкции взлетно-посадочных полос за счет средств государственного бюджета. Имея в запасе три полных строительных сезона, квалифицированные человеческие и мощные технологические ресурсы, мы уверены, что аэропорты принимающих городов будут готовы удовлетворить потребности Евро-2012 в установленные сроки.
Не вызывает сомнений и перспектива готовности украинских гостиниц обеспечить потребности в размещении семьи УЕФА и гостей турнира. Ведь значительную часть номерного фонда планируется сдать в 2010 и 2011 годах, что закреплено соответствующими гарантиями и графиками финансирования.
Для нужд команд-участниц финального турнира Евро-2012 будут подготовлены тренировочные центры, общее количество которых к 2012 году составит 24 объекта.
Реконструкция автомобильных дорог и железнодорожного хозяйства позволит нам использовать преимущества наземного транспорта для организации перевозок между принимающим городами, в том числе, ночной режим работы пассажирского железнодорожного сообщения.
Позитивный опыт сотрудничества ФФУ с основной телекоммуникационной компанией Украины Укртелеком гарантирует отсутствие негативного влияния возможной приватизации этой компании. Она, как и другая любая компания, которую выберет УЕФА, будут выполнять свои договорные обязательства, независимо от формы собственности.
Еще на стадии заявки нами был предложен вариант размещения международного вещательного центра (IBC), на территории Международного выставочного центра. Он имеет как удачное размещение относительно стадиона, гостиниц и транспортных магистралей города, так и предоставляет полный спектр услуг, необходимых для организации работы ключевого объекта финального турнира Евро-2012.
Кроме того, в нашей стране уже действует закон Украины "Про Евро-2012". В данный момент с учетом опыта проведения чемпионата Европы по футболу в Австрии и Швейцарии в него будут внесены изменения, в том числе и в части защиты прав интеллектуальной собственности. В ближайшее время Парламент Украины будет рассматривать пакет инвестиционных законов, направленных на подготовку к Евро-2012.
Однако лучшим свидетельством преданности Украины проекту Евро-2012 является личная встреча Мишеля Платини с Президентом и премьер-министром Украины, в ходе которой высшие должностные лица государства фактически дали персональные гарантии выполнения взятых страной обязательств.
Кроме того, ярким примером корпоративной ответственности глав правительств обеих стран за судьбу проекта стала их встреча в Киеве 19 сентября в рамках второго заседания специального украинско-польского Комитета по вопросам подготовки к турниру. Оно состоялось уже на следующий день после совещания Наблюдательного совета УЕФА в Неоне. Юлия Тимошенко и Дональд Туск в первую очередь заинтересованно обсудили его результаты и выразили солидарную уверенность в том, что совместными усилиями принимающей Евро-2012 команды будут выполнены все гарантии и обязательства перед УЕФА. Кстати, премьеры договорились о регулярных рабочих встречах на таком уровне с целью удержания процесса подготовки к турниру в необходимом деловом тонусе.
В этой связи некоторую политическую нестабильность в Украине следует рассматривать не как фактор риска, а как неотъемлемую составляющую естественного развития молодого демократического государства. Общественно значимый и аполитичный статус проекта Евро-2012 обеспечивает ему иммунитет от ситуативных политических коллизий. А признание подготовки к турниру - общенациональным проектом автоматически ставит его на первое место в деятельности всех без исключения ветвей украинской власти.
В завершении своего выступления я хочу еще раз заверить вас, уважаемые коллеги, что дальнейшее продвижение на пути реализации задач Евро-2012 гарантировано правительствами Украины и Польши, и будет осуществляться в соответствии со всеми требованиями УЕФА. Это позволит нам сообща реализовать принцип "Две страны - один турнир" и успешно подготовиться к проведению Евро-2012.
Спасибо за внимание!