Промчались годы словно грозы,
О длительность метаморфозы,
Я ваш Париж еще застал.
Он с той поры преобразился,
И век в нем новый отразился
 
Луи Арагон, "Огни Парижа"
 
Париж… Это магическое слово мгновенно притягивает к себе внимание. Наверное, каждый человек мечтает хотя бы раз в жизни посетить Лувр, подняться на Эйфелеву башню, окинуть взором Елисейские поля. Но не одними памятниками архитектуры славен Париж. Город этот пережил несметное количество эпохальных событий, начиная от Столетней войны и заканчивая взятием Бастилии, подарил миру таких гениев, как Жорж Бизе, Поль Гоген и Пьер Бомарше…
 
Все мы знаем Париж, как законодателя мод. Он всегда шел в ногу со временем, развивался и рос. И лишь в одном чуть ли не крупнейший экономический, политический и культурный центр Старого Света уступал своим более мелким французским собратьям. Спорт номер один взял, да и обошел Париж стороной. Яркие звезды Реймса, Сент-Этьенна, а немногим позже Марселя и Лиона то и дело вспыхивали на футбольном небосклоне. А жители столицы оставались в стороне. Лишь зависть, белая или черная, бурлила в их сердцах и будоражила рассудок.
 
Это сейчас имя большого и грозного Пари Сен-Жермен вселяет страх и заставляет в ужасе трепетать сердца соперников, а всего год назад никто из признанных грандов всерьез не рассматривал парижан в качестве серьезных претендентов на чемпионство. Но был и на столичной улице праздник. Вряд ли кто-то из поклонников ПСЖ когда-либо забудет невероятный сезон 1993/94, когда их любимая команда во второй и пока в последний раз в своей истории завоевала золотые награды Лиги 1.
 
Но сначала немного истории… В конце 60-х годов футбол в столице Франции переживал непростые времена. Успехи Расинга, который даже умудрился стать в 1936 году чемпионом, и мощного Стад Франсэ, отказавшегося вступать в профессиональную лигу, давным-давно канули в лету. Безусловно, гордым парижанам хотелось побед – им попросту больно было смотреть, как великий, но все же провинциальный Сент-Этьенн Альбера Баттё безраздельно властвует на футбольном Олимпе. Всерьез за создание своего непобедимого клуба взялась группа энтузиастов во главе с Ги Крессаном и Анри Патреллем. Так, в 1970 году путем слияния Пари ФК и Стад Сен-Жермен появился нынешний лидер французского футбола.
 
Начало пути ПСЖ было сложным. Постоянные финансовые передряги, чехарда на тренерском мостике не позволяли столичному клубу претендовать на что-то серьезное. В лучшем случае команда довольствовалась местом в середине турнирной таблицы, в основном барахтаясь на ее дне. На фоне таких результатов первое чемпионство парижан (1986 год) выглядит не более чем случайностью, счастливым стечением обстоятельств. Детище Франсиса Борелли, ведомое легендарным Луисом Фернандесом, выстрелило лишь раз, полностью провалившись в следующих сезонах. Строительство команды-легенды, наводившей ужас на всю футбольную Европу, началось немного позже. Как это часто бывает, залогом успеха стали деньги.
 
Поворотным в судьбе ПСЖ стал 1991 год. После финансового кризиса военно-промышленный концерн Матра был вынужден продать столичный клуб небезызвестному Canal+. Франсиса Борелли на посту президента парижан сменил Мишель Денизо.
Тут-то и началась настоящая «жара». Почему это вдруг телевизионный канал стал инвестировать огромные средства в футбольную команду? Ответ предельно прост. Компания, являющаяся в те времена монополистом на рынке трансляций Лиги 1, заметила пренеприятнейшую тенденцию – из года в год прибыль от показа матчей чемпионата Франции стала снижаться. Виной тому была гегемония Марселя. Провансальцы под руководством Жерара Жили штамповали один чемпионский титул за другим и попросту отбили интерес публики к местному чемпионату. В таких условиях боссы Canal+ должны были реагировать незамедлительно.
 
Решение телевизионщики приняли неожиданное и рискованное, но, как показало будущее, очень даже действенное. У них появилась идея создать собственный суперклуб, который на равных мог бы тягаться с непобедимым Марселем. Выбирать долго начальству канала не пришлось, под руку подвернулся достаточно крепкий, но находящийся в серьезной экономической яме ПСЖ. Потратившись на приобретение клуба, Canal+ поставил у его руля известного телеведущего и шоумена Мишеля Денизо. Выбор этот был сделан неслучайно. Во-первых, телевизионной компании был нужен «свой» человек, знающий внутреннюю кухню (людей с улицы посвящать в конфиденциальные дела предприятия никто не хотел). Во-вторых, будущий руководитель должен был разбираться в футболе, а также обладать недюжинными менеджерскими способностями. Денизо полностью удовлетворял всем вышеперечисленным требованиям. На Canal+ Мишель работал уже семь лет и был его своеобразным символом. Кроме того, за плечами он имел достаточно успешный опыт работы в футбольном клубе Шатору. За два года управления скромной командой Денизо едва не вывел ее из Лиги 2 в элитный дивизион.
 
Новость о назначении на новую должность Денизо воспринял с энтузиазмом, присущим людям подобного склада, энергичным и решительным. «Что ж, будем делать нового чемпиона!» - заявил Мишель на первой пресс-конференции, потирая руки. Словами на ветер он не любил бросаться и делом доказал серьезность своих намерений. Выигранное чемпионство, три Кубка Франции и Кубок обладателей кубков сделали Денизо самым успешным руководителем в истории ПСЖ.
 
Лепить поначалу пришлось, как говорится, из того, что было. А в распоряжении у ставленника Canal+ оказалась команда, пребывающая в глубочайшем кризисе. Предыдущий сезон парижане завершили на девятом месте без каких-либо претензий на еврокубки. Игра ПСЖ, особенно в обороне, порой заставляла болельщиков рыдать – впервые за несколько лет по итогам чемпионата команда имела отрицательную разницу забитых и пропущенных мячей. Беда не приходит одна: лидеры стали бежать из клуба, словно крысы с тонущего корабля. Сначала ПСЖ покинули Доминик Рошто и Жан-Марк Пилорже. Смертельным, как казалось, ударом стал уход великого югослава Сафета Сушича, лучшего ассистента за историю парижского клуба и обладателя уникального рекорда из пяти голевых передач в одном матче (случилось это в поединке с Бастией в сезоне 1984/85).
 
Перед новоиспеченным президентом было непаханое поле, настоящая целина, и первым его шагом стала перестановка на тренерском мостике. Денизо прекрасно понимал, что с инертным Анри Мишелем, не имевшим за плечами опыта работы с клубами (до этого специалист в течение долгого времени возглавлял сборные Франции разных возрастов, в том числе и национальную), добиться высоких результатов будет попросту невозможно. А если команда когда-либо и сумеет вмешаться в золотую гонку, то произойдет это ой как нескоро. Медлить же было нельзя: доходы от трансляций падали с катастрофической скоростью, посему суперклуб нужно было лепить максимально быстро.
 
Здесь-то Денизо и столкнулся с первой проблемой. Клубу нужен был именитый наставник, приход которого не просто сказался бы на результатах, но и создал вокруг имени ПСЖ определенную шумиху. Вот только кто из уважающих себя специалистов согласится перебраться в стан середняка французской Лиги 1, пусть даже внезапно разбогатевшего? Денизо с честью выбрался из этой ситуации. Долго не раздумывая, Мишель позвонил своему хорошему знакомому Артуру Жорже и во всех красках расписал все преимущества и перспективы проекта под пока еще непримечательным названием Пари Сен-Жермен. Долго уговаривать португальского специалиста не пришлось – так у клуба из столицы Франции появился новый тренер.
 
Возможно, некоторые читатели знают Артура Жорже по недолгой работе в московском ЦСКА в 2004 году, но судить о таланте этого специалиста по его «достижениям» у руля армейцев не стоит. Экс-форвард Порту и Бенфики, поклонник яркого и остроатакующего футбола, Жорже сделал себе имя еще в середине 1980-х. Возглавив проблемный Порту в 1984 году, он тут же завоевал с ним чемпионское звание. На минуточку, до этого Драконы не знали вкуса золотых медалей в течение пяти лет. Дальше – больше! В следующем сезоне Порту с успехом защищает вожделенный титул, а в 1987 году, проиграв внутреннее первенство Бенфике, добивается наибольшего успеха за всю свою историю. Артур Жорже вместе со своими ребятами сенсационно добился триумфа в Кубке чемпионов, выбив в полуфинале киевское Динамо, а в главном поединке переиграв мюнхенскую Баварию.
 
На пике славы наставник решил сменить обстановку и перебрался в возрожденный парижский Расинг. С французским клубом у Жорже не сложилось – Расинг боролся за выживание – и о специалисте постепенно начали забывать. Не упускал его из виду лишь предприимчивый Денизо. Новоиспеченный президент ПСЖ познакомился с португальцем еще за время его работы в Расинге. Будучи абсолютно уверенным в потенциале тренера, Мишель и предложил ему новую работу. О ее плодах поклонники парижан с ностальгией вспоминают и поныне…
 
Продолжение следует.

В тексте использованы фото www.soccers.fr
 
Андрей Шкуренко, Football.ua