Футбольные хулиганы считаются в Дании серьезной проблемой, так как большинство радикальных организаций болельщиков связаны с националистическим и фашистским лагерями. Датские фирмы не слишком большие по численному составу, крупнейшая из них – South Side United объединяет 250 футбольных траблмейкеров, в остальные входит до ста человек. Кроме всего прочего, датские хулиганы известны тем, что не соблюдают т.н. «кодекс чести», негласную систему fair play, разработанную в ОФ-течении: «викинги» выдвигаются на ристалище с «аргументами», добивают лежачих, и т.д.
Как они пришли к жизни такой? Ведь, согласно исследованиям социологов, датчане входят в десятку наций, чья жизнь наиболее успешна и благополучна (так называемый
«индекс качества жизни»).
Начиналось-то все действительно классно. Датские болельщики, всегда ярко одетые, в рогатых шлемах и с неизменной кружкой пива, вызывали на трибунах умилительное удивление и желание сфотографироваться с ними рядом. Воспитанные, мирные и достаточно дисциплинированные, датские саппортеры даже получили специальный диплом fair play от УЕФА – за мирную и красочную поддержку своей национальной сборной. В англоязычной прессе их прозвали «roligans» (от датского «rolig», что значит «спокойный»): в общественном сознании миролюбивые и доброжелательные ролиганы противостояли агрессивным хулиганам.
Все изменил приезд сборной Англии (и, само собой, пьяного саппорта «бульдогов») в Копенгаген в начале восьмидесятых: спокойные ролиганы увидели на секторах знакомого стадиона неистовство и бешеную поддержку своего национала, готовую в любой момент вылиться в самое настоящее насилие. Датская пресса осмеивала английских хулиганов, называя их «позором страны», и всячески гордилась местным саппорт-движем. Вообще, в датских СМИ восьмидесятых было достаточно можно рассуждать о так называемых «датской поддержке», исключающей любые проявления насилия. Но английские фанаты уже побывали в Копенгагене, и датские болельщики впервые увидели то, что их по-настоящему привлекло.
На внутренней арене у датчан не было околофутбола как такового: дерби, само собой, существовали, но без «нулевых» и «третьих» таймов, без захвата секторов и без всего того прочего, чем славится футбольный хулиганизм. После приезда англичан некоторые радикально настроенные молодчики, в основном, социальные маргиналы, образовали небольшие мобы для «кулачной» поддержки любимой команды. Тем не менее, некоторое время эти мобы считались моветоном в организованном саппорте, и особого веса не имели.
В конце восьмидесятых главным клубом датского футбола стал Брондбю – маленькая команда из 33-тысчной коммуны Бреннбю в Столичной области Дании. С 1985 по 1991 год Брондбю пять раз становился чемпионом страны, а также достиг полуфинала Кубка УЕФА 1990/91: выбив из турнира немецкий Айнтрахт, венгерский Ференцварош, леверкузенский Байер и московское Торпедо; в итоге, крошечный датский футбольный метеор был остановлен лишь итальянской Ромой.
Большинство датских болельщиков в ту пору входили в движение De Danske Rooligans, созданную в Ниборге 17 апреля 1986 года, но новые футбольные настроения имели уже мало общего с характерным для страны ролиганизмом. Брондбю, стремительно ворвавшийся в общество лучших футбольных команд Дании, быстро интегрировал ненависть к себе со стороны, в основном, клубов и болельщиков Копенгагена. Чтобы положить конец гегемонии Брондбю, два столичных клуба КБ и Б-1903 решили слиться, образовав единую силу под оригинальным названием Копенгаген. На стадионе Брондбю столичные болельщики подвергались давлению со стороны главной местной бригады South Side United, названной так в честь небольшой деревушки Саутсайд, которая в XX веке вошла в состав Копенгагена. SSE откололись в девяностых годах от официального фан-клуба Брондбю, поскольку его задачей позиционировались лишь трибунная поддержка команды, тогда как молодые парни мечтали основать настоящую хуллз-фирму, которая бы на кулаках доказывала превосходство Брондбю над, главным образом, копенгагенским саппортом.
Тем временем, в самом Копенгагене непосредственно с саппортом возникли проблемы. Дело в том, что у Б-1903 никогда не было многочисленной фанатской армии, а представители болельщицкого лагеря КБ в ультимативной форме отказывались поддерживать новоявленный Копенгаген (ни Б-1903, ни КБ не прекратили своего существования: лучшие футболисты вошли в состав Копенгагена, а сами два клуба стали фармами, дочерними приспешниками новообразования). Где же было найти новую фанатскую армию Копенгагена? Ответ прост – за этот коллектив начинали болеть жители датской столицы, уставшие от тотального доминирования Брондбю. Так появилось объединение Copenhagen Ultras, сразу же высмеянное фанатами Брондбю: ведь в ультрас-группу нового клуба входили люди, имеющие достаточно высокий средний доход, своеобразные яппи на копенгагенский лад, которые, конечно же, не могли оказать никакого сопротивления уже ярко себя зарекомендовавшим фестлайнерам из South Side United.
Тем не менее в локальных столкновениях с хулиганами Брондбю ультрас-движение Копенгагена постепенно обрастало мышцами и авторитетом. В конце концов, от общего пришли к частному, от организованного саппорта – к организованному же хулиганизму, от Copenhagen Ultras – к Copenhagen Casuals. Это новое движение изначально являлось фирмой карланов, но через некоторое время они подросли, и были уже вполне способны постоять за себя, за свою фирму и за свой клуб. Таким образом, поединки между Копенгагеном и Брондбю, вошедшие в анналы футбольной истории под громким названием «Новая фирма» (New Firm), постепенно превращались в неконтролируемую бойню на секторах. Ни датская полиция, практически никогда не имевшая дело с футбольными хулиганами, ни общество, все еще живущее благодушными настроениями ролиганов из восьмидесятых годов XX века, оказались к этому не готовы.
Более того – не удовлетворившись внутренними боями локального значения, датские хуллз уже вовсю смотрели за рубеж государственной границы. Парни из South Side United сдружились с фестлайном шведского Хельсингборга, тогда как ближайшими корешами Copenhagen Casuals стала фирма HH, представляющая интересы немецкого Гамбурга. Обе датские банды ездили в дружеские боевые поездки в Швецию и Германию. Особенно тяжко приходилось Copenhagen Casuals, поскольку вместе с хардкором HH они противостояли самому знаменитому левацкому футбольному движению в мире – бандам Санкт-Паули.
Но не эти две группировки на протяжении многих лет задавали моду в датском футбольном хулиганизме. Бригада White Pride возникла в 1994 году на стадионе Орхуса – футбольной команды из одноименного города, являющегося вторым в Дании по величине и значению. Жители Орхуса, естественно, вечно переживали «комплекс второго», будучи перманентно недовольными Копенгагеном и всегда находясь со столичными жителями в контрах. Члены White Pride, которых сначала насчитывалось лишь 30 человек (и эта цифра долгое время не менялась в сторону увеличения, так как группировка имела статус закрытой) проповедовали нацистские идеи, вступали в союзы со схожими во взглядах политическими объединениями (прежде всего, это «Датское общество» и Ютландская нацистская партия), и вообще – интересы WP простирались далеко за пределы футбольных арен. Участники White Pride оставляли после себя на стадионах брошюры, где описывались идеи правого толка, и всяческую нацистскую символику. Кроме того, банда Орхуса активно выступала против этнических банд, орудующих в Дании: сомалийских, палестинских и турецких криминальных группировок.
Из-за малочисленности и закрытости группировки, в боях фестлайн WP рассчитывает на силы союзников: на парней из боевой группировки Aarhus White Angels (Орхус) и мобильных траблмейкеров из хулиганских мобов Фрема. Фрем, кстати, является единственной командой из Копенгагена, с которыми White Pride поддерживает дружеские отношения.
Сборная Дании, или, как ее часто называют, «Датский динамит», пользуется серьезной поддержкой в стране, в том числе ее саппортят и клубные фанаты. Датский национал играет самые свои серьезные дерби со сборными Норвегии и Швеции, но в то же время эти матчи носят дружественный характер, что типично для поединков между скандинавскими сборными. Встречи между Норвегией, Данией и Швецией вообще называют «Скандинавским братским дерби»; а поединки между датчанами и шведами «Матчем старшего брата (Швеция) против младшего (Дания)». В Скандинавских дерби важно одержать победу, но считается моветоном испытывать при этом ненависть к другой северной команде.
Датские болельщики (как, впрочем, шведские и норвежские) легко идентифицируются по рогатым шлемам, которые, как считалось, носили легендарные викинги. На самом деле, изображения рогатых шлемов были найдены лишь в некоторых местах массовых захоронений викингов, и древние воины использовали подобный головной убор только во время языческих ритуальных церемоний, но никак не в бою.
Впрочем, фирмачам из Ютландии теперь не обязательно носить рога, чтобы заявить о себе: ролиганы стали хулиганами.
Алекс Маннанов, специально для Football.ua