На базе Интера в Аппьяно-Джентиле главный тренер миланского клуба в течение получаса беседовал со спецкором СЭ. Особый колорит беседе придало участие в ней главного тренера Крыльев Советов Леонида Слуцкого.

- Слышали, что в российской прессе вашего коллегу из Крыльев Леонида Слуцкого называют "русским Моуриньо" - поскольку он, как и вы, никогда не выступал как игрок на высоком уровне?

- (Улыбается.) Heт, это для меня новость. И могу сказать, что процесс общения не будет односторонним, мы будем учиться друг у друга. То, что я больше лет, чем мой коллега, работаю на высоком уровне, не означает, что я все знаю и не могу ничему научиться у других людей. Именно поэтому я уже согласился совершить визит в Самару.

Мой коллега должен иметь свое имя, свою индивидуальность. И если его сравнивают со мной, это должно стать для него дополнительной мотивацией, а не проблемой. Надеюсь, что его карьера окажется фантастической (в этот момент Слуцкий, присоединившийся к беседе, поблагодарил португальца. - Прим).

С главным тренером Крыльев я познакомился несколько лет назад в Лондоне. Уже тогда обратил внимание, что ему очень интересно учиться и узнавать что-то новое. Не так много людей в футболе высокого уровня демонстрируют такую любознательность. Поэтому не сомневаюсь, что это очень хорошо подготовленный специалист, который все время хочет прибавлять. А желание расти свидетельствует об уме человека.

- А что вы, Леонид Викторович, думаете по поводу выражения "русский Моуриньо"? - вопрос главному тренеру Крыльев Советов.

Слуцкий: - Могу сказать, что мне очень приятна эта встреча. Что же касается "русского Моуриньо" и других высказываний подобного рода, то это означает, что мой коллега сделал сверхудачную карьеру не будучи великим игроком. В России это редкое явление, и я унаследовал это прозвище как раз потому, что не достиг многого как футболист, и в достаточно молодом возрасте стал работать с командой российской премьер-лиги. Хотя не буду скрывать, что мне очень близки принципы и методические направления, которых придерживается мистер Моуриньо.

Моуриньо: - Потому что вы не играли, у вас было больше времени учиться! У игроков, выступающих на высшем уровне, нет ни времени на учебу, ни порой, к сожалению, мозгов для этого!

Слуцкий: - Помню, во время нашей первой встречи вы привели очень интересное сравнение. Вы сказали: необязательно, чтобы у хорошего стоматолога все зубы были гнилые, и он сам себе их вылечил. То есть нет никакой нужды, чтобы тренер был классным футболистом. Поэтому я очень много читал, учился у вас заочно. Много общался по поводу вашей работы с Иржи Ярошиком, Алексеем Смертиным.

- Вызвала ли у вас удивление победа Зенита над МЮ в Суперкубке Европы?

- Моуриньо: Нет. Потому что это - одна игра. А в ней может произойти все что угодно. Если бы Зенит и МЮ встречались в двухматчевом противостоянии, то успех клуба из Санкт-Петербурга был бы сюрпризом. Но за 90 минут может случиться всякое. К тому же в августе МЮ лишь начинал сезон, у Зенита же он был в разгаре, и его форма была гораздо лучше. А это в таких обстоятельствах имеет большое значение.

Слуцкий: - Что думаете о совмещении Гусом Хиддинком работы в Челси и сборной России?


Моуриньо: - Челси - великая команда. И в случае с таким хорошим тренером с огромным опытом, как Хиддинк, меня ничуть не удивит, если он прекрасно справится с обеими работами.

Слуцкий: - Но разве в работе с национальной и клубной командами нет огромной разницы?


Моуриньо: - Да, она есть. Но Хиддинк работал с клубами значительную часть своей тренерской карьеры. Поэтому не вижу тут ничего невозможного. Он может очень хорошо справиться с Челси. Никаких проблем.

- Вы могли бы представить себя на месте Хиддинка, совмещая два поста?

- Я не люблю национальные сборные. Мне нравится работать каждый день.

- Какова ваша точка зрения об увольнении Луиша Фелипе Сколари?

- Это часть футбола. Такой вопрос уместнее задавать руководству Челси - Роману Абрамовичу, Евгению Тененбауму и Питеру Кеньону. Я привык всегда относиться к такого рода ситуациям вежливо, с пониманием. Каждый тренер знает, что сегодня он сидит в кресле, а завтра это кресло из-под него вытащат. И мы должны быть готовы к этому в любой момент.

- Правда ли, что недавно вы признались: однажды мечтаете вернуться в Челси?

- Да.

- Через сколько лет?

- Не знаю. Мне 46, и я хочу работать до 96! Так что у меня еще полвека впереди.

- А российский клуб вы однажды можете возглавить?

- Почему нет?

- Тем более что вас блестяще приняла российская публика перед прощальным матчем Дмитрия Аленичева, когда вы произнесли короткую речь о своем игроке с поля стадиона Локомотив.

- Может быть, это отчасти связано с тем, что я работал в Челси в такой важный период для клуба. А в представлении людей из Западной Европы наш клуб был своего рода символом Восточной Европы вообще и России в частности. Допускаю, что благодаря российскому владельцу Челси я стал настолько известен в вашей стране.

Каждый раз, когда приезжаю в Россию, получаю удовольствие. Ездил в Москву в качестве тренера Челси на матч Лиги чемпионов, приезжал на прощальный матч Аленичева. А теперь надеюсь приехать на несколько дней в Самару. И не вижу причин, почему однажды не приму предложение из России.

- Нет ли у вас желания пригласить в Интер левого полузащитника ЦСКА и сборной России Юрия Жиркова? С позицией на левом фланге у вас, кажется, не все в порядке.


- Во-первых, у нас слишком много игроков в основной обойме - 26. Я не хочу работать с 26 футболистами, я хочу работать с 22. Поэтому для начала должен решить вопрос о том, чтобы у нас стало на четверых меньше. И только после этого буду думать о том, чтобы добавить еще одного или двух.

- Привыкли к жизни в Италии?

- Да. Она легкая и очень комфортная как для меня, так и для моей семьи. Футбол здесь непростой, но с точки зрения личной жизни все идеально. Я живу очень близко к Швейцарии, провожу в ней много времени - даже больше, чем в Италии. И рад, что там меня никто не беспокоит.

- Знаменитому тренеру в Италии жить легче, чем в Англии?

- Да, легче. Давление в обществе на Туманном Альбионе гораздо выше, чем на Апеннинах. Хотя футбол здесь сложнее. В Италии гораздо больше места отводится тактике, организации игры. Нет такого накала эмоций, такой зрелищности, как в Англии.

Зато обдумывать каждую деталь необходимо больше. Здесь очень хороший подход к игре с точки зрения выстраивания обороны. Вот только для таких больших команд, как Интер, очень сложно обыграть маленькие команды, поскольку они очень хорошо организованы.

Слуцкий: - Многие специалисты полагают, что сейчас в Лиге чемпионов есть три фаворита - Интер, МЮ и Барселона. Два из них сошлись в одной паре 1/8 финала. Какова ваша оценка игры на Сан-Сиро?

- Мне не кажется, что фаворитов в Лиге всего трое. Безусловно, не могу сказать, что Панатинаикос, Вильярреал или Порту - фавориты Лиги. Но почему Челси - не фаворит? Или Ювентус? Или Ливерпуль? Или Реал? В турнире по-прежнему восемь или девять команд, у которых есть амбиции победить. Конечно, как Интеру, так и Манчестеру жаль, что кто-то один из них на столь ранней стадии останется вне игры.

Но это - реальность Лиги чемпионов. Перед этой игрой на пресс-конференции я сказал, что в этом противостоянии ничего не будет ясно вплоть до последней минуты ответного матча. И готов это повторить. А также добавить, что у нас - большие шансы пройти дальше.

- Есть ли у вас ощущение, что главная причина, почему Интер вас пригласил, - необходимость выиграть Лигу чемпионов? Со скудетто в последние годы у нерадзурри проблем нет, а вот Кубок чемпионов последний раз команда выигрывала в далеком 1965-м.

- Нет, никто мне об этом не говорил. Конечно, мне бы хотелось добиться этого, но сказать, что это является для меня самой большой мотивацией, не могу. В конце концов, Лигу я уже выигрывал - с Порту.