Франция – общепризнанная родина революций, которые производили мощнейший эффект и за пределами государства. Крайний переворот произошел в 1968 году (так называемый «Красный май», породивший первую и классическую контркультурную революцию на континенте), когда страну, находившуюся в глубоком кризисе, охватили массовые беспорядки и всеобщая забастовка. Студенты выходили на улицы с девизами «Запрещать запрещено!», «Скука контрреволюционна!», «Будьте реалистами, требуйте невозможного!», «Будем жестокими!», «Алкоголь убивает! Принимайте ЛСД!» Контркультурная революция привела в самой Франции к смене правительства, а во всем остальном мире – к появлению огромного количества новых субкультур, в основном, левацкого толка. 
В последнее время практически все большие и революционные фанатские беспорядки во Франции проходят между поклонниками клубов, поддерживающих разную идеологию: ультраправыми бригадами ПСЖ и традиционными «леваками», саппортящими Марселю. У каждого своя правда: столичные фестлайнеры были возмущены засильем в Париже иностранцев, поэтому в семидесятых и восьмидесятых годах прошлого века город охватила скин-мода. Молодые люди брились налысо, надевали ботинки с высокой шнуровкой, брюки армейского образца, и выходили на улицы «мочить арабов и негров». Иммигранты проживают в Париже компактно: китайцы в Чайна-тауне 13 округа (район Рейи), американцы в 16 округе (Пасси), чернокожие африканцы в 18 и 19 округах (соответственно, Монмартр и Бют-Шомон), посему, чтобы совершить на них атаку, фирме Boulogne Boys просто следовало выехать в определенный столичный район. Термин «Boulogne» означает «Булонский лес» — днем это «легкие» Парижа (лесной массив составляет 846 га), а ночью самое страшное место в городе, поскольку Булонский лес становится вотчиной наркоторговцев, проституток, транссексуалов, всяческих преступников, авантюристов и любителей приключений на самые интересные места – как свои, так и чужие. 
Даже на трибунах стадиона Парк де Пренс ведущие парижские траблмейкеры неоднократно атаковали чернокожих и людей с ярко выраженными арабскими чертами лица. Кроме того, Boulogne Boys неоднократно обвинялись в сотрудничестве с неонацистскими объединениями. Столичные фирмачи мечтают, как они говорят, «освободить» город, сделав его сугубо французским: ведь каждый пятый житель Парижа – иммигрант, а 15% населения – мусульмане. 
Фанаты ПСЖ восседают на трибуне «Kop of Boulogne» (кратко ее называют просто KOB) арены Парк де Пренс, которую парижские СМИ называют «самым отвратительным местом во всем французском футболе». С восьмидесятых годов прошлого века KOB прочно ассоциируют с такими явлениями, как фашизм, расизм и хулиганизм. «Kop of Boulogne» является пристанищем крайне правых политических бригад, не чурающихся насилия. 
Часто это приводило к самым печальным результатом. Так, в 2006 году, когда ПСЖ принимал израильский Хапоэль из Тель-Авива, фирма Boulogne Boys после матча попыталась атаковать приезжий саппорт, скандируя «Жиды, убирайтесь в ад!» На защиту гостивших в Париже израильских болельщиков встали полицейские, но главная фирма ПСЖ вступила в схватку и с ними. В итоге, член BB Жюльен Кюменер получил пулю в сердце, ставшую смертельной. У правого парижского хардкора и так имелись, мягко говоря, очень натянутые отношения с полицией – конечно же, после данного инцидента они испортились окончательно.
Представители Boulogne Boys сразу же стали проводить антиполицейские акции, используя баннеры, речевки, и провоцируя акабов на всех поединках, проводившихся на Парк де Пренс. Надо сказать, что возмущение парижской фирмы поддержали фанатские движения многих европейских клубов: соответствующие баннеры разворачивали на стадионах Испании (Севилья и Барселона), Италии (Милан, Ливорно, Парма), Румынии (Крайова и бухарестское Динамо), Греции (Панатинаикос) и других стран. 
Много раз предпринимались попытки «реанимировать» KOB или хотя бы снизить общий уровень насилия и неадекватности, царивший на Парк де Пренс. Наиболее дерзкую попытку предпринял «Canal +», ставший спонсором ПСЖ в девяностых годах. Телеканал выступил с предложением разделить группировки, дислоцирующиеся на «Kop of Boulogne». Таким образом, примерно половина фанатов отправилась на трибуну «Virage Auteuil» — они создали новые фирмы, которые, главным образом, искали признания на стезе «ультрас», а не «хуллз». В отличие от KOB на «Virage Auteuil» копировали главные принципы итальянской тиффозерии с ее красочной кореографией. На «итальянской» трибуне обосновались такие группировки, как Supras, Lutece Falco, Dragons, Tigris Mystic. 
KOB по-прежнему считался главной фанатской трибуной Парк де Пренс, но его отношения с «Virage Auteuil» становились все более и более напряженными. В 2003 году исполнилось десять лет фирме Tigris Mystic, и по случаю юбилея на трибуне «Virage Auteuil» развернули огромный баннер «Будущее за нами!» Саппортеры на «Kop of Boulogne» тогда впервые почувствовали, что теряют пальму саппорт-лидерства. Решение фестлайн Boulogne Boys принял довольно быстро: на гостевом матче против Осера, где Tigris Mystic продолжали отмечать торжественное для себя событие, они напали на ближайших друзей «Тигров» — фирму Supras. Весь стадион находился в состоянии шока – никогда еще во французском футболе на секторе не дрались две фирмы, представляющие один клуб. 
Вскоре Boulogne Boys напали и на Tigris Mystic, которых стали считать своим главным конкурентом. «Тигры» ответили тем, что атаковали членов BB на одной из парижских станций технического обслуживания. 
Фанаты ПСЖ дружат с саппортерами шотландских Хартс и Селтика, североирландского Дерри Сити, английского Ливерпуля и греческого Панатинаикоса. Главными врагами считаются бригады Ювентуса, и, конечно же, марсельского Олимпика. 
Взаимная ненависть ПСЖ и Марселя вытекает из классического противостояния Париж – провинция. Марсель, в котором по-прежнему не проживает и миллиона человек (они проживают, если только считать всю агломерацию) – второй по величине город Франции, имеющий крупнейший порт Средиземноморья. Само собой, как и любой портовый населенный пункт, Марсель толерантен к этническим меньшинствам – так сложилось исторически. Основанный фокейцами – греками из Малой Азии – под названием Массалия, Марсель считается вотчиной левацкой идеологии, и на стадионе Велодром правят бал и саппорт фирмы левого политического толка. 
Всего крупных группировок, имеющих постоянные места на стадионе Велодром девять, но самой известной считается Commando Ultra’84. Основанная в восьмидесятых, эта бригада снискала славу не только постоянными внутренними конфликтами с фанатами ПСЖ, но и континентальными выездами. Commando Ultra’84 билась в нынешней Хорватии, Италии, Англии. Бой 2008 года против полицейских сил привел к тому, что тюремный срок получил Сантос Мирасьерра, яркий представитель фестлайна марсельской фирмы. Он получил три с половиной года тюремного заключения. 
Один из самых известных фанатов Марселя — Патрис де Перетти по прозвищу «ДеПе» (ДЕ ПЕретти) входил в самую многочисленную на сегодняшний день фирму Марселя — South Winners. В 1989 году, во время выезда в Грецию, «ДеПе» обратил внимание, что саппортеры Эллады на трибунах находятся по пояс голыми. С тех пор Патрис де Перетти в любую погоду поддерживал любимую команду, раздевшись по пояс. В Берлине, где Олимпик играл против российского ЦСКА в минус двенадцать градусов по Цельсию, «ДеПе» неизменно выдерживал свой стиль, несмотря на холод. Патрис де Перетти умер в двухтысячном году в возрасте 28 лет. Северная трибуна («Virage Nord») Велодрома носит теперь его имя. 
Среди поклонников ПСЖ и Марселя есть особые группы, находящиеся под перманентной защитой всех остальных клубных бригад. У парижской команды существует женский моб, тогда как как у Олимпика есть объединение Handi Fan Club, в который входят инвалиды. Handi Fan Club — единственное объединение болельщиков Марселя, которые располагаются на центральной трибуне, имеющей название «Tribune Ganay». 
А вот как распределяются места между всеми фирмами Олимпика: «Tribune Ganay» (Центральная) – Handi Fan Club; Chevalier Roze; «Virage Sud», Южная – Commando Ultra’84, Cosa Ultra, South Winners, Brava Massalia; «Patrice de Peretti» («Virage Nord», Северная) – Dodgers, Fanatics, Marseille Trop Puissant, Yankee Nord Marseille; объединения саппортеров Club Central de Supporters и Club des Amis l’OM не являются постоянными и могут занимать места везде, где заблагорассудится. 
Фанаты Марселя входят в общефранцузский «общак», однако, многие траблмейкеры ПСЖ откровенно игнорируют матчи национала, поскольку им не нравится, что в составе «Синих» выступают футболисты с черным цветом кожи и игроки, не являющиеся этническими французами. Например, когда Франция завоевала Кубок мира в 1998 году, в ней выступали ганец Десайи, нападающий антильского происхождения Анри, Тюрам из Гваделупы, баск Лизаразю, представитель Новой Каледонии Карамбе, сын калмыка и армянки Джоркаефф, алжирец кабильского происхождения Зидан и аргентинец Трезеге. 
То есть столичные фанаты бьются за свой клуб, но не очень любят свою же сборную.
Такая вот контркультурная революция. 
Алекс Маннанов, специально для Football.ua