Футбол - игра, требующая целостности. Подвигая одного исполнителя ближе к атаке, нельзя оставить освободившуюся зону без подстраховки. И если один из игроков должен больше времени уделять созидательным действиям, другой обязан больше работать не разрушение. Использование трех защитников при атакующем и сбалансированном ведении игры постепенно выходит из моды и выход на передний план формаций с одиноким нападающим на острие вынуждают тренеров искать варианты активного использования крайних защитников (фулл-беков), не нанося при этом вред обороне.

Для клубов, которые используют инвертированных вингеров (левша справа, правша слева), этот вопрос важен вдвойне. Для них атакующие фулл-беки обеспечивают не только бОльшую вспомогательную "ширину" - они ее, в принципе, поддерживают в одиночку, позволяя вингерам смещаться ближе к центру. Отсутствие в сборной Аргентины своего Дани Алвеша частично объясняет, почему менее убедителен на международной арене Лионель Месси. В Барселоне, когда Лео смещается левее, по бровке за его спиной тут же забегает Алвеш. И крайний защитник соперничающей команды просто не может пойти за аргентинцем к центру - он обязан прикрывать свою зону. При этом мяч у Месси оказывается как раз под более сильной левой ногой, а это уже чревато последствиями для ворот противника.

То же самое касается и игры Педро справа или Вильи слева. Крайние форварды Барселоны всегда ориентированы на смещение к центру по диагонали и это работает, если они обладают поддержкой фулл-беков. И, как правило, если один крайний защитник идет вперед, другой остается в обороне, фактически создавая трио центрбеков.

Но в Барселоне часто случается так, что далеко вперед идут оба фланговых игрока обороны. Столь рискованная стратегия объясняется тем, что нередко каталонцам приходится играть против соперников, в первую очередь делающих ставку на игру "в ноль". При использовании ширины на обоих флангах мяч может быстро перемещаться от одной боковой линии к другой, что облегчает задачу преодоления даже самой массивной обороны. Но тылы нуждаются в прикрытии, поэтому Серхио Бускетс садится глубже назад, фактически превращаясь в третьего центрбека.

Это, конечно, далеко не новинка в мире футбола. Многие команды, использующие в центре поля ромб, делали это и раньше. Донецкий Шахтер перед тем, как перейти на схему 4-2-3-1, активно использовал Дарио Срну и Развана Раца на флангах, при этом Мариуш Левандовски оттягивался практически в оборону. Луис Фелипе Сколари, когда руководил Челси, не стеснялся отодвигать Джона Оби Микела на позицию третьего центрбека. Более того, игра той же Барселона, когда они добывали Кубок чемпионов в сезоне 2008/09, была характерна достаточно "низкой" позицией Яя Туре.

Суть в степени сравнения. Так действует не только Барселона. Впервые я это заметил, наблюдая за игрой Мексики против Англии в товарищеском матче перед чемпионатом мира. Пытаясь определить формацию мексиканцев, я замечал сначала четверых защитников, затем троих, потом снова четверых, снова троих. И я понял - в действии были обе схемы, они во время игры переключались с 4-3-3 на 3-4-3. Так было и на самом мундиале.

Рикардо Осорио и Франсиско Родригес действовали глубоко в обороне, а Рафаэль Маркес фактически играл роль третьего центрхава старой школы (centre-half в правильном понимании - это фактически третий центральный защитник; centre-half и central midfielder - нетождественные слова). Пауль Агилар и Карлос Салсидо действовали на позиции атакующих фулл-беков, поэтому линия обороны была разделена на две части - дуэт и трио. За Эфраином Хуаресом и Херардо Торрадо был закреплен центр поля, а впереди располагались Джиовани дос Сантос, Гильермо Франко и Карлос Вела. Если быть наиболее точным при определении этой формации - это 2-3-2-3. Та самая W-W, с помощью которой Витторио Поццо и его сборная Италии стали чемпионами мира в 1934 и 1938 годах.

Говоря о том, что форма современного футбола напоминает ту, которая была в 30-х годах прошлого века, не обязательно упоминать цитату из Книги Экклезиаста ("What has been will be again, what has been done will be done again; there is nothing new under the sun. Is there anything of which one can say, 'Look! This is something new'? It was here already, long ago; it was here before our time"). И также не обязательно называть развитие тактики процессом цикличным, что делают многие.

Важно понять, что некоторые фрагменты и отклики прошлого по-прежнему вспыхивают и гаснут, заново изобретаются и по-новому интерпретируются. Стиль игры Барселоны, как и мексиканский (как минимум в тех ситуациях, когда они используют одного опорного хавбека), похоже, являет собой внешнюю копию Италии Поццо. Приверженцы игры в три защитника говорят о том, что в матчах против команд, предпочитающих игру в одного форварда, один из центрбеков может выдвигаться вперед. Но если в действительности двух защитников хватает для опеки одинокого оппонента, почему изначально не добавлять человека в полузащиту? Барселона и сборная Мексики перевернули все с ног на голову - они используют опорника как дополнительного центрбека, а не центрбека как дополнительного опорника.

Тем не менее стиль все же изменился. И дело не столько в том, что футбол в сравнении с тридцатыми годами стал гораздо быстрее. Барселона постоянно прессингует соперника, когда у них нет мяча. Такой способ ведения оборонительной игры был неизвестен до середины века и второго Кубка мира Поццо. В первые двадцать минут игры на Эмирэйтс в прошлом сезоне Барселона шокировала Арсенал не за счет технических действий, а благодаря дисциплинированному прессингу.

Инвертированные вингеры были бы инородными элементами для Поццо: Энрике Гуаита и Раймундо Орси начинали у самой боковой линии и оставались там постоянно, бегая до лицевой линии и выполняя кроссы. Анджело Скьявио был закреплен на позиции центрфорварда - он не смещался назад и не отходил к бровке. А два центральных хавбека Аттилио Феррарис и Луиджи Бертолини были больше сосредоточены на нейтрализации действия инсайдов соперничающей команды.

Тем не менее преимущества W-W для команд, желающих контролировать мяч, остаются прежними. Современный Монти в лице Бускетса хоть и играет очень близко к Карлесу Пуйолю и Херарду Пике, но при этом выполняет не только оборонительные функции - он также упрощает процесс перехода из обороны в атаку. Против команд, которые играют по схемам 4-4-2 и 4-2-3-1, когда ему активно мешает отодвигающийся назад центфорвард, он может избежать прессинга благодаря отскоку ближе к защитникам - требуемое пространство для начала атаки будет предоставлено.

Интересно отметить еще один факт. Во многих отчетах о поединках начала семидесятых годов не единожды упоминается странная для современного понимания схема 2-3-5, которая к тому времени должна была быть "мертвой" около семи десятков лет. По-видимому именно так журналисты и читатели того времени видели ситуацию. Будущие же поколения, вероятно, будут смотреть на наши описания тактического рисунка команд и удивляться, как мы вообще могли себе представить логичным тот факт, что использование четырех игроков сзади может быть менее оборонительной схемой, нежели использование там же троих.

Мы же сейчас понимаем, что фулл-беки часто подключаются к атакам, и что они явственно расположены к чужим воротам ближе пары центрбеков. Но при определении формации мы на это не обращаем внимания. Барселона по нашей системе определения действует по схемам 4-1-2-3 или 4-2-1-3, а при более четком рассмотрении мы видим 2-3-2-3. Барселона, как и сборная Мексики, использует W-W. Но это W-W отличается от того, которое использовал Поццо.

Перевод и адаптация Марк Венгеров, Football.ua