Football.ua знакомит читателей с особенностями подготовки итальянских тренеров и их выпускными работами на курсах в Коверчиано.
Если Южная Америка экспортирует футболистов всех мастей, то Италия проделывает почти то же самое с тренерами. С тех пор, как сформировалась тренерская школа кальчо, специалисты из Апеннин занимают ведущее положение на родине и пользуются постоянным спросом за границей. В чем их секрет? Наверное, все-таки в подготовке. Так же, как латиноамериканцы готовят молодых футболистов на продажу в Европу, итальянцы скрупулезно обучают своих тренеров тактике, теории и методологии тренировок, технике коммуникации и психологии на знаменитых "суперкурсах" в Коверчиано.
Как известно, в отличие от других стран, где не всегда обязательно иметь образование, чтобы работать тренером на высшем уровне, в Италии с этим строго. Алленаторе может занять место на скамейке клуба Серии А только при наличии лицензии первой категории, дающей право работать на любом уровне. Иначе приходится оплачивать еще и подставное лицо с лицензией, что обычно позволяют себе только гранды, которым уж очень приспичило нанять "необразованного" иностранца. Благодаря этому правилу итальянские тренеры проходят всестороннюю подготовку под чутким руководством маэстро тактики профессора Франко Феррари.
Первым гостем со своими "заметками из Коверчиано" станет тренер Новары Аттилио Тессер. С его трудовой можно подробнее ознакомиться
в этом материале, а здесь мы больше остановимся на его тактической подноготной. Аттилио Тессер – из тех тренеров, которые адаптируются к ситуации. Скажем, изначально он отдавал предпочтение классической расстановке 4-4-2, но с тех пор как она потеряла актуальность, тренер легко перестроился на более распространенные 4-3-1-2. При такой расстановке центр поля Новары в прошлом сезоне выглядел так: Филиппо Поркари – центральный хавбек перед защитой, Симоне Мотта – под нападающими, Марко Ригони – лево-центральный, Франческо Марианини – право-центральный.
Ценность Тессера как тренера – в умении прочитать игрока по-новому. Мотта, например, всю карьеру провел на позиции нападающего, забив более сотни голов, а Ригони – главный плеймейкер команды – очень редко размещался на позиции лево-центрального хавбека. Однако Аттилио прочувствовал, что оба футболиста способны справляться с чуть иными заданиями на поле с пользой для всех. Тренер попросил Мотту, чья техника позволяет отправлять мяч туда, куда тот задумывает, сосредоточить больше внимание не на сетке ворот соперника, а на последнем пасе партнерам. Ригони, как классический плеймейкер-фантазиста, обладает отличной техникой и видением игры – от него в новом амплуа требовалось только отрабатывать больше в защите, что он и сделал.
После того, как определены ключевые исполнители, их расстановка и задачи, настало время привить им свою стратегию игры. Какая она у Тессера? Развитие атаки вплоть до удара по воротам должно происходить через низовые передачи: короткие или длинные. Вертикализацию ни в коем случае не проводить с помощью длинных передач абы куда – только продуманный пас должен иметь место. В защитной фазе игры Тессер особое внимание уделяет обучению защитников выбору позиции, где особую роль играет умение правильно поставить корпус. Если позиция и положение корпуса правильные – у форвардов намного меньше шансов оставить защитника не у дел.
Тессер, как и все тренеры работает и над коллективной, и над индивидуальной тактикой (о том, что это такое читайте дальше по тексту). В обязательном порядке на 20 минут тактической тренировки команда делится пополам: часть футболистов идет занимать в тренажерный зал, а часть отрабатывает игровые моменты: креативные действия, проникновение в свободные зоны, проявление фантазии. Потом меняются. Примером работы над индивидуальной тактикой может послужить Пабло Гонсалес, который нынче уже в Палермо. Этот нападающий обладает выдающимися атлетическими способностями, прежде всего скоростью и отличным дриблингом: в 9 из 10 случаев обыгрывает оппонента. А вот в тактическом плане были пробелы. Он хорошо умеет открываться в свободную зону, но мало участвует в общекомандных действиях при потере мяча и при его отвоевании у соперников. Поэтому работа с форвардом была направлена на доведение до автоматизма взаимодействий с полузащитниками.
В нынешнем сезоне команда Аттилио Тессера, конечно же, обновилась, потому что арендованные игроки проявили себя отлично и отправились в стан владельцев своих контрактов, а, кроме этого, Серия А требует исполнителей с опытом выступлений в элите. Тем не менее, философия и стратегия остались прежними, и стартующий сезон даст ответ на вопрос, насколько они эффективными они окажутся в условиях жесткой конкуренции и может ли все-таки чересчур добрый и демократичный тренер иметь успех в элите кальчо.
Что касается выпускной работы Тессера в Коверчиано, написанной и защищенной еще в 1999/00 году, то ее тема звучала так: "Численное преимущество в фазе владения мячом". Представлю вашему вниманию некоторые выдержки из нее.
... Футбол меняется, становится все более быстрым и атлетическим, выводя на первые роли такие составляющие, как физическая подготовка и командная игра: свободного пространства все меньше, все действия исполняются все быстрее. Футболисты обязаны мгновенно принимать решения в условиях постоянного прессинга со стороны соперников. И к такому развитию событий их должен подготовить тренер.
Общеизвестно, что, по статистике, футболист владеет мячом весьма недолго. Только 60 минут из 90, то есть общего времени, являются игровыми фактически, и футболисту из них достается от 40 секунд до 3 минут и 40 секунд. Отсюда следуют, что игра без мяча куда более важная как в защитной фазе, так и в атакующей.
Значит, в организации игры в фазе владения мячом, необходимо обеспечивать игроку поддержку со стороны партнеров, создавая ситуации численного преимущества и, таким образом, обеспечивая дальнейшее разворачивание маневра. Поскольку взаимодействие с партнерами – непременное условие развития индивидуального действия, каждый член команды, кроме своего амплуа и своей задачи в организации игры команды, должен также знать задачи своих партнеров и их способности.
Суть в том, что в атакующей фазе игры ключевую роль играют индивидуальные способности отдельных футболистов, но, поскольку команда состоит из одиннадцати исполнителей, когда один из них с мячом, решающее значение приобретает игра тех, кто без мяча. Именно качество игры футболистов без мяча определяет эффективность индивидуальных технических действий футболиста с мячом. Поэтому мы будем говорить как об индивидуальной, так и о коллективной тактике. Речь идет только о фазе владения мячом.
Принципы индивидуальной тактики:
1. Освобождение от опеки: способность освободиться от опеки в свободной зоне, где можно получить передачу.
2. Сохранение/прикрытие мяча: всегда идти на мяч. Идти на верховые мячи даже ценой падения, а при остановке мяча всегда прикрывать его корпусом.
3. Передача: пас нужно выполнить быстро и точно. Преимущество паса перед ведением мяча в том, что выигрывается время и пространство, а также удается избежать единоборства.
4. Ведение мяча: финты и дриблинг.
5. Удар по воротам: точность предпочтительнее силы. Также важна быстрота исполнения.
Принципы коллективной тактики:
1. Эшелонирование: никогда нельзя находиться на одной линии с тем, кто владеет мячом. Идеальное размещение – это треугольник, потому что он дает больше вариантов тому, кто владеет мячом.
2. Вертикализация (проникновение): нужно пытаться как можно быстрее добраться до ворот соперника, но не опускаясь до примитивного "заброс вперед – и погнали", а смысл в приучении футболистов к идее завоевания пространства впереди.
3. Размах: нужно использовать всю ширину поля, чтобы рассредоточить оборону соперников и иметь больше пространства для собственных маневров.
4. Подвижность: футбол – это движение, нельзя давать сопернику привыкать к определенному положению вещей.
5. Непредсказуемость: в футболе нельзя позволять себе постоянно повторять один и тот же вариант розыгрыша.
Таким образом, тактика команды – это единство индивидуальных и коллективных действий, которое позволяет оптимально использовать потенциал футболистов в зависимости от характеристик соперника, чтобы получить позитивный результат. А главной целью тактики в фазе владения мячом является создание численного преимущества, чтобы увеличить шансы на развитие и завершение атакующих действий и чтобы старания соперников по удвоению опеки и прессингу оказались бесполезными.
Что же такое численное преимущество:
1). В прямом смысле слова, например, противостояние двоих футболистов одному сопернику.
2). В случае равного количества исполнителей команд на одном участке поля резкое освобождение от опеки позволяет на несколько мгновений получить в той зоне численной преимущество.
3). С участием футболиста, способного обыгрывать соперников один в один с помощью дриблинга.
Команда создает численное преимущество благодаря постоянному и четко скоординированному движению линий, а также благодаря техническим способностям отдельных исполнителей. Хочется привести два примера из прошедшего евросезона: Валенсия Эктора Купера и Барселона Луи Ван Гаала.
Барселона больше использует горизонтальные передачи, которые исполняются футболистами до тех пор, пока не возникает свободное пространство для внезапного проникновения или не создаются условия для индивидуальных действий техничных игроков: дриблинга с целью получения численного преимущества. Тем не менее, для подобного стиля игры необходимо иметь в наличии не только технически подкованных футболистов, но и обладающих лидерскими качествами.
Игра Валенсии же развивалась на скорости, при которой время владения мячом было ограничено (максимум одно или два касания, благодаря чему достигалось моментальное численное преимущество и соответственно опасность у чужих ворот). Такой вариант игры возможен, если все игроки постоянно в движении, а действия всех линий полностью синхронизированы.
Несколько примеров:
Численное преимущество два на одного: игрок без мяча должен двигаться в свободную зону, где можно принять мяч.
На видео вы можете наблюдать реализацию этой схемы в классической контратаке два на одного, которую отлично реализуют Тотти с Вучиничем:
Видео:
Численное преимущество, возникшее в ходе дриблинга: один из футболистов обыгрывает соперника (соперников), а второй в это время освобождается от опеки.
На видео Майкон демонстрирует, как надо проходить оппонентов, а Ибрахимович – как превращать такие проходы в голы.
Видео:
Таким образом, очевидно, что побеждать без создания численного преимущества – проблематично. Кому удается достигать его с большей интенсивностью и в опасных зонах (то есть от центра поля и до чужих ворот, а также на флангах) – у того больше шансов на победу. А той команде, которая двигается мало, пребывая большую часть времени в статическом положении, труднее заставить соперника ошибиться и единственной возможностью победить для них будут исключительно индивидуальные действия.
Еще важно понимать, что для создания численного преимущества обязательно нужны техничные футболисты, способные одним финтом оставлять соперников позади. Однако, если партнеры не следуют за действиями таких футболистов, а они сами не видят партнеров, то этот дриблинг не создает эффективного численного преимущества, а являет собой отдельный номер циркового представления. Поэтому создание коллектива является фундаментальным в работе тренера, чья задача – создать наиболее синхронную и эффективную игру. Для организации такой игры необходимо активное взаимодействие между игроками, которые обязаны обладать такими человеческими качествами, как альтруизм, готовность к самопожертвованию и умение адаптироваться к ситуации.
Яна Дашковская, специально для 4-4-2