4-4-2
12 листопада 2011, 14:14
Эволюция десятки кальчо: Алессандро Дель Пьеро. Часть четвертая
Football.ua рассказывает о лучших треквартистах Италии и их роли в истории кальчо.
12 листопада 2011, 14:14
Вступление. Одним из продолжателей традиций футбольной литературы Италии, заложенных Джанни Брерой, стал флорентийский журналист и телеведущий Марио Скончерти. Среди многочисленных тем, которые поднимаются в его книгах, есть отдельная работа, посвященная плеяде итальянских треквартист последнего двадцатилетия – Манчини, Баджо, Дель Пьеро и Тотти. В своем фирменном стиле Скончерти делает попытку проанализировать, чем эти неординарные футболисты похожи и в чем их отличие, а также определить их значение в развитии кальчо, в том числе тактическое. Приятного чтения!
На десять лет моложе Манчини и на восемь Баджо, Алессандро Дель Пьеро представляет собой еще одну разновидность десятки. Более нацеленную на ворота, более близкую к чистому нападающему. Можно сказать, он почти нападающий. В то время как Баджо был силен в рваной игре с резкими рывками и проходами, Алекс действует более линейно, более вертикально. Его выделяет способность контролировать мяч на скорости. Его проход кажется простым, но, на самом деле, его практически невозможно остановить. Он всегда играет на опережение, всегда стает первым на мяче. В этом необходимом для любого нападающего умении он был лучшим из всех, но это только одна из его особенностей. Он забил меньше Баджо и был менее цельным футболистом, чем Манчини. Однако он сразу сумел стать символом Ювентуса. В двадцать лет Алекс сумел отвоевать место под солнцем у Баджо и заставить того уйти.
Дель Пьеро всегда был очень серьезным, настоящим профессионалом. Он никогда не претендовал на особое отношение из-за своего таланта. Наверное. Он был единственным, кто сомневался в себе, когда получил тяжелую травму колена, вынудившую его пропустить практически весь сезон. Это было очень тяжелое восстановления, так что сам Дель Пьеро не верил, что сумеет вернуться на прежний уровень. И он боялся, что не сможет быть таким, как раньше, а быть хуже – не хотелось.
Он кажется лидером по природе, но на счет этого я слышал много разных мнений. Многие подтверждают это, другие говорят, что он слишком прост для такой роли – ему просто нравится играть в футбол. Ему нужно все, без чего нельзя играть, а никакие другие сложности его не привлекают. У него нет врагов, и он кажется неспособным противостоять жизненным невзгодам, хотя приходится. Его талант, его личность, его опыт поставили его впереди всех, создав вокруг него защитный барьер. Лишь Фабио Капелло удавалось оставить его вне игры и при этом сохранить свое место на скамейке. Клаудио Раньери же потерял работу в подобной ситуации. Как говорят, с молчаливого согласия Дель Пьеро. Однако некоторые его партнеры по команде мне говорили, что Алекс неспособен на такую расчетливость. Он не политик по своей сущности, хотя и кажется им со стороны. В реальности, он человек спонтанный и уверенный в том, что ничего не умеет делать, кроме игры в футбол. И он чувствует себя не в своей тарелке от того, что когда-то все может закончиться.
Дель Пьеро выиграл намного больше, чем любая десятка до него. Включая Риверу. Ему повезло в том, что он провел всю карьеру в клубе-гранде. Чтобы завершить этот приятный приговор, скажем, что он выиграл гонку бомбардиров как раз в том сезоне, когда Ювентус отправили в Серию В в результате известного скандала. И снова выиграл ее через год, когда Ювентус вернулся в элиту. Думаю, что при всех его многочисленных достижениях именно эти два – самые важные.
Он всегда был и остается идолом тифози бьянконери, потому что заиграл с самого начала так, как от него ждали. Когда он остался в команде без Баджо, то забивал голы в своем фирменном стиле один за другим. Он заменил Баджо и даже больше. Наверное, в этом состоит и его главное чудо, и главная проблема. У меня сложилось впечатления, что Дель Пьеро всегда чего-то не хватало, как будто у него на репутации было какое-то пятно. Баджо всегда являл собой открытую дискуссию, кучу вопросов без ответа. Манчини был изолирован, пришел издалека и дошел очень далеко, культивирую свою отличность. Дель Пьеро же, как и Тотти, всегда был прав, что бы ни делал. И болельщики превратили их в святых еще до того, как они стали такими.
Дель Пьеро родился и вырос в городке Саккон ди Сан Ведемьяно, Венето, где до сих пор живет его мать. Брат исполняет обязанности его менеджера. В его спокойной, отлаженной жизни единственным открытым вопросом остается Ювентус. Только время даст ответ на вопрос, кто кому больше обязан: он клубу или клуб ему. Нужно признать, что, сохраняя и развивая свой врожденный талант, Дель Пьеро многое отдал бьянконери. Были сезоны, когда он был лучшим, и вся Европа мечтала видеть его в своих рядах. Два раза он занимал четвертое место в голосовании за Золотой мяч. Он превратился в богача с заоблачной зарплатой и со многими рекордами в Ювентусе, который переживает период обновления. Иногда казалось, что он мог бы повести партнеров за собой, по крайней мере, только у него были нужные апломб и глубина, чтобы звать других за собой.
Тем временем, в конце 2000-х годов мы наблюдаем, как трудно ему оставить поле и осознать, что он достиг определенной границы. Однако это уже финал истории. Все остальное говорит об экстраординарном футболисте, который стал воплощением футбольной доблести. Я бы даже сказал, что в нем есть нечто от Пеле, что касается его способности выступать в роли эдакого посланника футбола, всегда державшего марку и служившего примером для многих. Такова его история, с которой ему предстоит жить. Однако создается впечатление, что это только начало. У него есть все для того, чтобы стать первым представителем итальянского футбола в большой политике. Почему бы и нет?
Перевод и адаптация Яны Дашковской, специально для Football.ua