Наверняка многим знакома ситуация, когда вы отправляетесь в старый чулан, кладовку, погреб или гараж для того, чтобы найти определенную вещь, в которой почему-то возникла срочная необходимость. Хотя еще несколькими годами ранее, когда вы несли некий предмет в условный «вещевой архив», вы с самыми скверными мыслями искоса поглядывали на мусорный бак. И вот чувство милосердия, или просто банальная жадность, заставляет вас сохранить неодушевленному предмету жизнь, и отнести его в то место, где после открытия старого замка вас посещает одна и та же мысль: «Нужно будет тут непременно как-то убраться. Ведь так же нельзя. В эту субботу. Точно, в эту субботу». Вы с умиротворенным лицом встречаете нахлынувшие правильные мысли. Даже соглашаетесь с ними. Даете себе слово, что непременно так и сделаете, но проходят недели, месяцы, годы, а «эта суббота» все никак не наступает.
Примерно месяц назад я сдержал свое обещание, которым обманывал себя на протяжении многих лет. Я вновь отправился к своему «вещевому архиву», но теперь я уже ничего себе не обещал, а просто начал все выносить в мусорный бак. И вот, когда уже половина дела была сделана, одна деталь заставила меня остановиться и отложить в сторону мусорный полиэтиленовый пакет. Это была старая подшивка журнала «Футбол». Я бережно вытер со старых журналов пыль, аккуратно разрезал скотч, который уже на протяжении многих лет держал в своих объятиях тысячи станиц, посвященных футбольным событиям. 
Каждый номер журнала напоминал мне о прошедших годах. Я вновь порадовался хет-трику Андрея Шевченко в ворота Перуджи, пережил драму финала Лиги чемпионов 1999 года, когда мюнхенская Бавария на последних минутах матча уступила титул Манчестер Юнайтед. Много чего еще вспомнилось и пережилось, но больше всего я порадовался изданию, посвященному чемпионату мира 1998 года. Располагающее к себе оформление: черно-белые и цветные развороты чередовались между собой, на них красовались легендарные игроки той эпохи. Кто-то переживал радость победы, а кто-то – чудовищное чувство разочарования, как, например, сборная Испании, которая не смогла выйти из группы, уступив место в 1/8 финала сборным Нигерии и Парагвая. 
Вероятно, матчи Аргентина – Англия и Франция – Парагвай были самыми драматичными на ранней стадии плей-офф. Оба поединка не переставали держать в напряжении до финального свистка. Именно такие противостояния украшают мировые первенства, оставляя после себя приятные воспоминания на многие годы. В памяти остаются не только чемпионы. 
Матч Бразилия – Чили нельзя назвать самым драматичным на турнире, все же сказалась разность в классе, но в тоже время с точки зрения игры он получился одним из самых зрелищных матчей на турнире во Франции. Приятные воспоминания, которые были навеяны просмотром старого журнала, натолкнули на мысль вновь пересмотреть матч Бразилия – Чили с целью сравнения игровых действий с теми, которые мы можем наблюдать в исполнении сильнейших команд современности. 
Хотя с тех пор уже и прошло 15 лет, но, несмотря на это, команда Марио Загалло продемонстрировала несколько прекрасных тактических идей, которые остаются актуальными и в наше время. Подумалось, что было бы крайне несправедливо оставить без надлежавшего внимания подобное футбольное наследие, которое оставила после себя сборная Бразилии образца 1998 года. 
На чемпионате мира во Франции Марио Загалло применял одну из разновидностей схемы 4-4-2. Довольно сложно точно определить геометрическое расположение игроков бразильской сборной строго в соответствии по линиям. В футбольной литературе можно встретить утверждения, что команда Загалло действовала по схеме 4-2-2-2. Любители истории футбольной тактики не упускают возможности упомянуть, что на чемпионате мира 1998 года сборная Бразилия напоминала команду образца 1958 года, когда бразильцы выиграли свой первый титул чемпиона мира, действуя по схеме 4-2-4. Как известно, Марио Загалло был в составе той команды, и играл вместе с такими легендами, как Гарринча и Пеле.
На самом деле схема игры не так важна, более важное значение имеет то, как игроки реализуют свои лучшие качества в том или ином построении. У Фабио Капелло как-то спросили, что он предпочитает: подстраивать тактическую схему под имеющихся в наличии игроков или, наоборот, подбирать игроков под определенную схему игры. На что выдающийся итальянский тренер дал следующий ответ: «Я где-то посредине. Из красного винограда не сделаешь белого вина – это надо учитывать. У меня есть определенные приоритетные идеи, но, выстраивая организацию игры, ты всегда должен учитывать особенности тех игроков, что есть у тебя под рукой, — иначе твои идеи просто не сработают. Поэтому стараюсь быть достаточно гибким и находить оптимальное сочетание своих тактических идей и лучших качеств футболистов». 
В 1998 году Роналдо находился на пике своей формы, и именно вокруг него строилась игра бразильской сборной. В линии атаки рядом с «Феноменом» действовал Бебето, который заменил травмированного Ромарио. Чуть ниже располагались Ривалдо и Леонардо. Еще ниже располагалась связка центральных полузащитников Дунга – Сезар Сампайо, действия которых были более ориентированы на оборону и сохранение баланса, особенно, когда к атакам подключались крайние защитники Роберто Карлос и Кафу. Алдаир, Жуниор Байано и Таффарел формировали последний оборонительный рубеж бразильской сборной.
Уже ни для кого не секрет, что скорость – это важнейший элемент в современном футболе. Ривалдо и Леонардо действовали на флангах полузащиты, но их нельзя было назвать игроками по типу Овермарса или Гиггза, которые славились своими сольными проходами по флангу с острейшими передачами в штрафную. Бразильские полузащитники были игроками немного иного плана – они часто смещались в середину, при этом их нельзя было назвать термином, которое в последнее время вошло в моду – «инвертированный вингер». Левша Ривалдо действовал на левом фланге, а правша Леонардо – на правом.
Условными двигателями команды Марио Загалло можно смело назвать крайних защитников Кафу и Роберто Карлоса, которые активно подключались к атакам, тем самым ставя нелегкие задачи для своих оппонентов на флангах. Этот материал будет в большей степени посвящен именно анализу того, как Марио Загалло использовал скоростные качества Кафу и Роберто Карлоса во время построения атак при взаимодействии с остальными игроками команды, но в первую очередь с Ривалдо и Леонардо. Начнем разбор с типичной комбинации, которую иногда можно встретить в исполнении сильнейших команд современности. 
Атака развивалась через фланг Роберто Карлоса, который получил передачу от центральных защитников. Под него сразу открывается Роналдо. Этот эпизод уже опровергает утверждение, будто сильнейшие качества Роналдо заключаются исключительно на острие атаки.
В этом эпизоде Роналдо условно действует на позиции, на которых в наше время можно увидеть таких игроков, как Гетце, Озил или Мхитарян, играющих под нападающим в схеме 4-2-3-1. Очевидно, что если бы Роналдо располагался где-то рядом с Бебето, то у Роберто Карлоса было бы гораздо меньше вариантов продолжения атаки. Стоит отметить, что синхронность в эпизоде не ограничивается только действиями Роналдо и Роберто Карлоса. Ривалдо играет также важнейшую роль в построении атаки. 
Смещаясь в середину, он уводит за собой крайнего защитника, и одновременно освобождает пространство для Роберто Карлоса, который получает возможность на скорости принять мяч от Роналдо.
После того, как левый защитник Бразилии набрал скорость, игроку сборной Чили уже трудно пойти на перехват мяча, так как сказываются несколько метров, на которые Ривалдо увел за собой игрока сборной Чили. Именно этой дистанции и не хватило чилийскому игроку, чтобы выбить мяч хотя бы в аут.
Данная комбинация, где задействованы сразу три игрока, может считаться классической. В ней реализуются идеи коллективного футбола, которые трактовали Михелс, Лобановский, Сакки: создание численного большинства на локальных участках поля, смена позиций, скорость и т.д. 
На снимке четко видно, что сейчас Роберто Карлос поменялся позициями на фланге с Ривалдо, который в свою очередь сместился в атаку на место Роналдо, и сейчас должен замыкать передачу от Карлоса на ближней штанге, а Бебето в свою очередь направляется в зону, расположенную вблизи дальней штанги. Прекрасная комбинация, которая в полной мере раскрывает атакующий потенциал крайнего защитника за счет его скоростных качеств. Рассмотрим еще один пример, где применяется немного другая идея.
В данном случае атака продолжается правым флангом, и Леонардо согласно возникшей на поле ситуации смещается в отличие от Ривалдо не в середину, а на фланг. Вновь уводя за собой крайнего защитника чилийской сборной и открывая пространство для Кафу в середине. Конечно, подобное пространство могут использовать только игроки высочайшего класса, даже в наше время не часто можно встретить эпизоды, когда крайний защитник на скорости врывается в открытое пространство, которое открывается не на фланге, а ближе к центральной зоне.
Недостаток индивидуального мастерства может послужить отсутствием подобных игровых взаимодействий в атаке той или иной команды, но это, конечно, не относится к сборной Бразилии, в составе которой в 1998 году действовали Кафу и Роберто Карлос.
Ниже представлено еще несколько примеров с взаимными перемещениями Леонардо – Кафу и Роберто Карлоса – Ривалдо, с целью создания игрового пространства для скоростных крайних защитников.
Смещение Леонардо в середину для перевода мяча в открытую зону на Кафу, который на скорости подключается к атаке.
А на этом снимке показано, как за счет подключений к атаке Кафу и смещения Леонардо в середину создаются предпосылки для создания ситуации 2 в 1 на фланге. Также стоит отметить, что за счет быстрого перехода в атаку бразильцы оказывают на оборону Чили большое давление, так как цепочка игроков Ривалдо – Роналдо – Бебето – Леонардо – Кафу формально атакует оборону противника в ситуации 5 против 5. 
Через несколько секунд мяч переводится на левый фланг, где уже в свою очередь подключается к атаке Роберто Карлос.
На видео ниже представилены эпизоды с рассмотренными идеями. В конце ролика показана результативная атака, где ключевую роль сыграл Денилсон, который заменил Бебето. Этот пример еще раз подтверждает, что не нужно делить схемы сугубо по линиям. В команде Загалло очень часто один из нападающих оттягивался назад в линию полузащиты для получения мяча, в то время как второй форвард оказывал давление на центральных защитников, одновременно создавая глубину для атаки. Эта идея прекрасно просматривается в приведенной голевой атаке сборной Бразилии.
 
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы.
 
Сборная Бразилии под руководством Марио Загалло продемонстрировала две идеи с взаимными перемещениями крайних защитников и полузащитников с целью реализации скоростных качеств Роберто Карлоса и Кафу.
 
Первое взаимное перемещение: крайний полузащитник смещается в середину, оставляя пространство на фланге для крайнего защитника, который должен врываться в указанную зону на скорости.
 
Второе взаимное перемещение: крайний полузащитник смещается к флангу, тем самым создавая максимальную ширину атаки. Крайний защитник в таком случае должен на скорости смещаться в центр, если там открывается пространство за счет маневра крайнего полузащитника.
 
Юрген Клопп, который возглавляет одну из самых ярких команд современности, сказал: «Я никогда не встречал Арриго, однако всему, что я умею как тренер, я научился у Сакки и моего бывшего тренера, который у Сакки учился. Мы знали, что, если Сакки сумел добиться всего, что ему удалось, с Мальдини, Барези, Альбертини и прочими ребятами, мы тоже сможем это сделать. Конечно, мы еще не так хороши, но тактическая дисциплина – не проблема для нас. Если они смогли это сделать, можем и мы».
 
Как известно Арриго Сакки внес очень много идей для реализации зонного метода ведения игры. Разобранные примеры игры в обороне в исполнении Боруссии, где просматриваются идеи легенды итальянского футбола можно найти тут и тут. Думается, Клопп также прекрасно знаком с творчеством Марио Загалло на чемпионате мира 1998 года. В Боруссии в очень похожем ключе с Карлосом и Кафу действуют Пищек и Шмельцер. Анализ атакующих действий Боруссии с участием крайних защитников можно найти тут
 
Сопоставление концепции игры в атаке сборной Бразилии образца 1998 года и дортмундской Боруссии Юргена Клоппа, наводят на мысль, что классику футбола все же полезно изучать. Хотя бы потому, что методы ведения обороны были еще не так развиты, как сейчас, и из-за этого различные атакующие идеи просматриваются более четко.
 
Полиграф, специально для Football.ua