Из-за своих контрактных обязательств собеседник не имеет права давать интервью, в связи с чем он попросил не указывать свое имя в данном материале.

– На что в первую очередь обращает внимание профессиональный аналитик, просматривая футбольный матч?

– Универсального ответа на этот вопрос нет и быть не может. На что обращает внимание мужчина, когда оценивает женщину? Если все оценивают одинаково, то откуда столько семей, а не одна идеальная девушка, в окружении множества несчастных? То есть нет чего-то вроде "смотрим на процент точности передач".

Аналитик смотрит на то, что важно. Причем в буквальном смысле слова. Я знаком с методами работы многих аналитических отделов в футбольных клубах России и Европы. Есть разные методы. Одни смотрят за спринтами, другие – за количеством доставок на ход, третьи – еще за чем-то, но многие концентрируются на определенной задаче. Важно, что этих задач немного (2-3), и они меняются в зависимости от соперника и состояния своей команды. Понятно, что есть какие-то общие отправные точки. 

– Например…

– На самом деле важно, каким способом и как часто мяч доставляется в те зоны, откуда забиваются голы. Все остальное – это сопутствующая информация, вспомогательная. Но вот это то, на что надо смотреть в первую очередь. Отсюда уже пойдет вся остальная цепочка – какая информация может понадобиться, такую и будешь искать. Например, мы видим, что соперник в матче доставлял мяч в нашу штрафную очень часто с правого фланга. Считаем, выясняем – почему, как. Потом становится понятно, что ведь на правом фланге мяч тоже как-то до этого очутился. Давайте смотреть – как, какие передачи не перехватывались, почему не забирался подбор. И так далее. Разматываешь клубок. 

Аналитик обращает внимание на те причины, которые привели к победе или поражению, на основании предварительной оценки состояния команд. Конечно, в любом случае интересуют способы и количество доставок в зоны, откуда забиваются голы. И кто в них виноват. Но универсальных методов нет. 

– И откуда больше всего забивается голов? Земан, например, говорит, что в дальних ударах нет никакого смысла.

– УЕФА говорит про центр штрафной, про условную "зону 14", из которой отдаются голевые передачи. Опять же, 50 лет назад еще было доказано, и сейчас продолжаются исследования – каждый год новые, которые показывают, что удар с дистанции более 23-х метров станет голом в одном случае из 63-х. Но! Опять же все условно. Например, я помню, как года три назад Зенит забивал чуть не в каждом матче после подбора с границы штрафной. И у каждой команды есть такая своя точка. Ее найти-то просто, посмотри последние 10-15 голов, сразу выяснишь, откуда та или иная команда, тот или иной игрок чаще забивают. Павел Петрович Черепанов, например, доказывал, насколько выгодны позиции, когда игрок принимает мяч на ходу, а не стоя, и продолжает движение к воротам соперника. Это тоже надо учитывать. 

– Я осведомлен о вашем «особенном» отношение к статистическим данным ТТД. Можете обосновать свою позицию?

– Эти самые ТТД якобы дают возможность выяснить, кто играл хуже, а кто лучше. Создается определенная мифическая карма вокруг этих самых ТТД. При этом уже давно ясно, что ни количество, ни процент брака, например, не являются мерилом результата. Брака не будет совсем, если не будешь рисковать, а если не будешь рисковать, то гол забить очень проблематично. Не случайно количество брака увеличивается от защитников к форвардам. Например, давайте скажем так. По оценкам ТТД можно стать идеальным игроком, но не забить ни одного гола и привезти 20 в свои ворота. Но ТТД будут в порядке. 

Скажем, игрок совершил 90 ТТД, из них всего 5 – брак. Это центральный защитник. По оценке Лобановского или Бескова – это "пятерка", как говорит Бубнов. Теперь изучаем, что это был за брак. А был это удар мимо пустых ворот с одного метра, неудачный отбор в своей штрафной, после которого был забит гол, два обреза, после которых соперник провел контратаку и попал в штангу, и еще одна неточная передача от своих ворот, которая была 50-й неточной передачей от своих ворот в матче. 

Изначально нужна мысль, а не цифры. Цифры могут подтверждать мысль или опровергать ее, могут провоцировать мысль, но сами цифры никогда выводами по игре не являются. Кроме счета на табло. 

– Хорошо, есть ли тогда какие-то другие методы, которые позволяли бы дать качественную оценку игры футболиста/команды в числовой форме? 

– Я склоняюсь к тому, что статистика, как инструмент, может и должна использоваться, но важно, чтобы аналитик создавал не цифры, не числа и не показатели, а давал ответы на вопросы. Поэтому, чтобы определить, в чем проблемы, могут считаться самые разнообразные данные. Например, я всегда считаю, и для меня это одни из основных показателей – доставки в штрафную, удары из штрафной. Но есть и менее тривиальные – "вклад" игрока в набранные очки команды. Это немного сложная формула, но общая суть такая, что оценивается участие в голевой атаке. Первый гол с высоким коэффициентом, второй гол – с самым высоким, третий и дальше – с самым низким. Плюс ко всему ввожу коэффициенты за то, сколько команда набрала очков в этом матче, сила команды.

– Можно конкретный пример?

– Допустим, кто-то там насчитал ТТД или еще что-то, и по ним игрок получается лучшим атакующим полузащитником чемпионата. Включаю свой калькулятор, просматриваю все голы его команды. Оказывается, он ни разу не забивал победные голы, и не отдавал в таких голах передачи, чаще всего принимал участие в третьем-четвертом голе команды (с точки зрения результата такие голы –  наименее ценные). А еще из-за того, что он не играет по опорному соперника, команда пропустила 6 голов. Сводим все воедино, складываем участие в забитых, вычитаем участие в пропущенных. Все перемножили, и вот получилось, что ценность действий игрока составила 0,03 очка за сезон. То есть из 30 очков, набранных командой, лично он принес команде вот именно это 0,03 очка. И вот теперь можно анализировать любые другие показатели, пусть у него процент передач 99%, борьбы выигрывает 146%, что угодно. Если пользы от него на 0,03 очка, то надо искать показатели, которые ограничивают игрока. Для меня этот сигнальный показатель один из самых важных, а все остальные я определяю под проблему. 

– Как оценивать действия игроков в обороне?

– Голы, как смысл игры, верны в обе стороны – и забитые, и пропущенные. Доставки и удары верны в обе стороны – доставки и удары, которые игрок организовал по чужим и по своим воротам. Поэтому проблем в оценке игроков, исходя из этой главной идеи, возникнуть не должно. Задача обороняющихся игроков – во-первых, не допустить ударов из своей штрафной. Это же очевидно, и все это понимают. Будь защитник сколь угодно раз бомбардиром, это не поможет, если он организовывает по 3-4 удара по своим воротам за матч.

Конечно, есть описательные показатели – отбор, подбор, перехват. Они примерно равны по значимости, и просто характеризуют игрока с разных сторон. Если отбор – это техника и физическая сила, резкость ног, то перехват – это позиционная игра, выбор позиции. Подбор – одно из самых сложных действий. Он сочетает в себе одновременно и предчувствие эпизода, и чтение игры (подбор на чистом мяче, за счет выбора позиции), и храбрость борьбы за мяч (трудовые подборы, когда мяч выцарапывается из кучи игроков).

– В чем вы видите будущее развитие футбола?

– Развитие футбола, в первую очередь в селекции талантов. Я сейчас объясню.

Пока селекция талантов как таковая развита в очень ограниченном количестве стран, и в очень ограниченном количестве мест в этих странах. Исторически складываются области, откуда выходят таланты пачками. Но почему? Разве футбол – игра, которая доступна только каким-то определенным генам, которые развиваются в определенной области? Нет, конечно, нет. Вопрос в селекции. В регионе, где когда-то вырос сильный футболист и стал звездой, его история стала примером для сотни ребят. Они стали примером для своих детей, и так далее.

Те, кто последовал примеру, идут в футбольные секции. Получается не у всех – но важен факт, что они пришли! Когда через сито отбора проходят, скажем, 50% мальчиков одного возраста – это даст феноменальный результат. Посмотрите на Исландию. Там 800 футбольных команд разных возрастов и групп на 300 тысяч человек. Любительских, детских, не важно. Одна команда на 375 человек! Если мы предположим, что из этих 375 – 185 мужчины, получается, на каждые 185 мужчин всех возрастов приходится 18 человек, играющих в футбол раз в неделю (11 в основе + 7 в заявке). Каждый десятый играет в футбол в данный момент. Насколько я знаю, процент занимающихся футболом в возрасте 8-40 лет у них составляет около 25-28%. Каждый четвертый занимается футболом. Да, Исландия не король мирового футбола. Но – самая прогрессирующая сборная в Европе за последние годы. А все потому, что они отобрали игроков. И дальше вступают в действие другие механизмы.

В итоге за последние 2-3 года 16 исландцев, играющих в Европе, были капитанами своих клубов. Они отобрали тех, кого считали лучшими, в том числе и по характеру. И это дало феноменальный результат – страна с населением в 300 тысяч подарила Европе 16 капитанов своих клубов. Сколько португальцев являются капитанами своих клубов в Европе? Поляков? Румын? А ведь страны побольше Исландии, и легионеров у них побольше.

Есть много историй про исландский футбол как показатель. Не вспомню сейчас точно клуб, но речь о  команде из городка с населением в 20 тысяч человек, которая за 30 лет подготовила больше пятидесяти футболистов для высших дивизионов в Европе. Это же феноменально просто. 

И что важно понять. Вот когда такая селекция идет, дело уже не в трендах развития тактики. Тактика – инструмент. Сами игроки – вот в чем основа футбола. Уверен, что количество отобранных талантов будет расти. Будет совершенствоваться их отбор. А тактика сильнейших команд все больше будет зависеть от индивидуальных особенностей, от внутреннего гения игроков.

– Какие игровые качества будут цениться больше всего? 

– Есть определенное направление – игра становится быстрее. Быстрее без мяча она стала давно – растет пробег и так далее. Сейчас увеличивается скорость работы с мячом – обработки, открывания, передачи. Счет уже на миллисекунды. Скорость принятия решений, основанная на индивидуальной технике – в этом будущее, я думаю. И неспроста говорю об индивидуальной технике – это опять же к вопросу о селекции талантов.

Вот Бэкхем. Давайте представим, что его заставили играть так, чтобы все делать левой ногой. Какой бы светлой у него не была голова, он сразу станет средним футболистом. Как только он переложил мяч под правую – он царь и бог. И в этом его талант, его гений. И он так его освоил, до автомата, что уже не думает о мелочах. Он принял мяч и у него есть время оценить ситуацию на поле, он не отвлекается на то, как принять и как отдать. Он это умеет блестяще. Его голова занята только просчетом комбинаций на поле. А потом и эти комбинации он решает в полуавтоматическом режиме. Вот такие игроки, которые базируются на своих уникальных талантах, в них и развитие футбола – и развитие тренеров, которые будут придумывать, как их использовать, и развитие тактики, которая будет меняться под них.

Беседовал Полиграф, специально для Football.ua