Накануне сегодняшней встречи главный тренер «Шахтера» дал интервью специальному корреспонденту «СЭ».
- Насколько реально обыграть во вторник «Олимпиакос», особенно если помнить, что за все время участия в Лиге чемпионов «Шахтер» еще ни разу не побеждал в выездном матче?
- Это значит, что у нас есть дополнительный стимул - сломать эту традицию. Все видели, в каком стиле мы недавно обыграли в Донецке «Рому», которая за весь матч нанесла один-единственный удар в створ наших ворот. Вполне могли одолеть дома и «Валенсию», и тот же «Олимпиакос». Не повезло. Плюс невнимание арбитров, не заметивших, в частности, как Кастильо забил гол рукой. Я полагаю, что только неблагоприятное стечение обстоятельств, связанное с собственными нелепыми промахами и судейскими ошибками, не позволило «Шахтеру» иметь сейчас в таблице группового турнира десять очков вместо пяти. До сих пор мы только одну игру - «Валенсии» на «Месталье» - проиграли совершенно по делу. А в четырех других выглядели лучше соперников. Однако футбол так устроен, что результат на табло не всегда отражает происходящее на поле.
- Вы не опасаетесь давления трибун на стадионе в Пирее? Олег Протасов, тренировавший в свое время «Олимпиакос», говорил мне недавно, что эта команда становится процентов на 30 сильнее, когда ее гонят в атаку свои болельщики.
- Такая проблема есть, и она мне знакома не понаслышке: я играл на этом стадионе. Действительно, здесь очень заведенная публика, которая безумно любит свою команду и создает большое давление как на соперников, так на и арбитров. Поэтому пока еще не очень хорошо представляю, как будут реагировать на это давление Чигринский, Фернандинью, Шуст, Жадсон, Марика, имея в виду их «нежный» возраст. Многое будет зависеть не только от психологической устойчивости футболистов «Шахтера», но и от арбитров. Когда речь идет о «Роме» или «Валенсии», там понятно: сами имена этих клубов невольно давят на судей. Однако «Олимпиакос» и «Шахтер», по-моему, должны быть равными величинами в сознании арбитров. Что позволяет надеяться на их объективность.
- Вот вы сейчас посчитали очки, которые недобрал «Шахтер», чтобы выйти в плей-офф Лиги чемпионов, хотя еще на старте группового турнира говорили, что переход в Кубок УЕФА окажется для донецкой команды вполне приемлемым вариантом. Почему?
- Потому что я реалист и не умею обманывать людей, которым «Шахтер» небезразличен. Есть тренеры, которые склонны к иллюзиям, но я слишком долго работаю в футболе и хорошо представляю, как постепенно, шаг за шагом создается команда. Нужно точно знать, чего ты хочешь, а если начнешь витать в облаках - никогда ничего не добьешься. Мы с президентом «Шахтера» много говорили на эту тему. И пришли к общему знаменателю: да, результат чрезвычайно важен, однако не менее важен и стиль игры, который может предопределить судьбу команды на годы вперед. Сегодня все серьезные специалисты признают, что у «Шахтера» есть собственный, незаемный стиль, что команда легко узнаваема на поле. Тренеры клубов, с которыми жребий свел нас в Лиге чемпионов, не скрывали, что побаиваются «Шахтер». И это при том, что перед каждой игрой мы теряли ключевых игроков.
- Перед матчем с «Олимпиакосом» кадровые потери есть?
- Только одна - болен центральный защитник Левандовски, для которого сезон уже закончился. Зато меня вдохновляет рост молодых игроков в этой линии - Чигринского, Леонарду. А в матче с «Ромой» серьезной боевой единицей в обороне «Шахтера» зарекомендовал себя Кучер, хотя в Лиге чемпионов он выступал впервые в жизни.
- В последнее время наблюдается довольно парадоксальная ситуация с Элану: за сборную Бразилии он играет едва ли не чаще, чем за «Шахтер». Как вы можете это объяснить?
- Да, здесь возникли некоторые недоразумения. Элану сыграл несколько матчей за сборную Бразилию на высоком уровне, и, воспользовавшись этим, стал оказывать на нас определенное давление, чтобы перебраться в Западную Европу. Тем более что весной Элану получил итальянский паспорт. В такой ситуации тренеру непросто ставить в состав футболиста: нет уверенности, что он захочет полностью отдаться игре. После того, как Элану попал в сборную, его клубный КПД понизился. Это ненормально, потому что любой выход на поле требует от футболиста полной концентрации. Сейчас Элану восстановился, стал лучше работать на тренировках, и очень надеюсь, что он еще будет полезен «Шахтеру».
- Куда именно бразилец хочет уйти?
- В том то и дело, что пока нет никаких официальных предложений по трансферу Элану. Мы готовы его отпустить, но только в том случае, если клуб получит назад все деньги, которые потратил на игрока. Причем, это касается не только Элану - никого не будем держать. Такова теперь философия клуба: «Шахтер» готов рассматривать достойное предложение по любому футболисту. Считаю, это правильно: с одной стороны - насильно мил не будешь, а с другой - свято место пусто не бывает. У нас растет талантливая молодежь.
- В Греции многие считают, что судьба главного тренера «Олимпиакоса» Тронда Солльеда сегодня находится в руках «Шахтера». Стало быть, в ваших руках.
- Я бы мог ответить коротко: это не моя проблема, а Солльеда. Но если все же взглянуть на нее со стороны, то не думаю, будто перед норвежским тренером вопрос «быть или не быть?» стоит так радикально. Скорее всего, идет психологическое давление на Солльеда: греки хотят, чтобы «Олимпиакос», лидирующий в чемпионате страны, непременно попал в Кубок УЕФА. Однако не верю, что от результата нашего матча напрямую зависит судьба тренера.
- А для вас самого неблагоприятный исход встречи с «Олимпиакосом» не может оказаться судьбоносным?
- Нет. В любом случае я продолжу работу с «Шахтером», потому что нельзя останавливаться на полпути. У нас разработана серьезная программа, реализация которой должна обеспечить донецкому клубу устойчивый авторитет в Европе. А не так, чтобы один раз удачно выстрелить - и уйти в тень. Прочный авторитет быстро не завоевывается, необходимо терпение. По потенциалу «Шахтер» на сегодняшний день - лучший клуб Восточной Европы. Таково мое мнение.
- Вы допускаете возможность такого расклада: «Шахтер» обыгрывает «Олимпиакос», а «Рома» в параллельном матче уступает на своем поле «Валенсии» - и донецкий клуб остается в Лиге чемпионов?
- Иногда хочется верить в чудеса, но это, боюсь, из области ненаучной фантастики.
- Как вы относитесь к непрекращающимся разговорам о том, что Луческу снова хотят видеть в Турции - то в «Бешикташе», то в «Галатасарае», то в сборной страны?
- Честно? Горжусь этим. Как только там возникают проблемы, сразу всплывает мое имя. Для тренера нет ничего важнее востребованности. Но уже говорил неоднократно и готов повторить: с «Шахтером» собираюсь работать до конца контракта. Хочу довести начатое до конца. По моим представлениям, сегодня команда играет лишь процентов на 60 от заложенного в ней потенциала. Раскрыть его полностью - это моя обязанность перед болельщиками клуба, президентом «Шахтера». Если вдруг что-то перестанет получаться - пожму руку и уйду. Я никогда не цеплялся за контракт, не получал денег, которых не заработал.
- Вы не допускаете, что «турецкие соблазны» Луческу могут в какой-то степени нервировать президента «Шахтера»?
- Ну, нет, конечно. Мы вместе уже два с половиной года и доверяем друг другу. Ахметов хорошо чувствует футбол, который, как он сам не раз говорил, «любит больше, чем деньги», и всегда находится с тренером в одном состоянии духа. Он обожает свой город, болельщиков «Шахтера», ради которых готов на все. Президент клуба молод, смело смотрит вперед, постоянно что-то хочет изменить к лучшему. Одно из подтверждений тому - возведение пятизвездного стадиона, которым сможет гордиться не только Донецк, но и вся Украина. У нас с Ахметовым абсолютно одинаковое понимание того, как построить команду будущего. Между прочим, в этой Лиге чемпионов «Шахтер» - самая молодая команда по среднему возрасту футболистов.
- После недавнего скандального матча с киевским «Динамо», стоившего вам трехматчевой дисквалификации и денежного штрафа, Луческу беспощадно критиковали в украинских СМИ, даже упрекали во вмешательстве во внутренние дела Украины, хотя бы и только футбольные. Как вы на это реагируете?
- Нравится это кому-то или нет, но я рассуждаю так: если сегодня работаю в украинском футболе - значит, это и мой футбол тоже, которому отдаю все, что имею. Между прочим, даже украинским орденом за чемпионат мира награжден. Словом, не чувствую себя здесь чужим, даже несмотря на оскорбления, которым подвергся в последнее время. Было бы проще, наверное, по-страусиному спрятать голову в песок, отрабатывать контракт и делать вид, будто вокруг ничего не происходит. Но я так не могу, потому что перестану себя уважать.
По большому-то счету, дело не в Суркисе, не в Ахметове, и уж тем более не в Луческу. Проблема носит, по моему мнению, вовсе не личностный, а системный характер. Мне все это очень хорошо знакомо еще по Румынии. Столкнулся с подобными вещами и в Турции. Это касается не только судейства, при котором арбитры панически боятся «обидеть» команду, к которой неровно дышит президент федерации, много сделавший в свое время для ее возрождения, но и других аспектов футбольной жизни...
Юрий Юрис, «Спорт-Экспресс в Украине»