В величественной Севилье — «столице башен», одном из красивейших испанских городов и столице автономного сообщества Андалусия — на берегах Гвадалквивира развернулось жестокое футбольное противостояние: Дерби Севильяно.
Севилья и дала название Испании, поскольку в древности являлась римской колонией и именовалась Испалис. В эпоху арабского завоевания Пиренеев захватчики называли город Ишбилья — отсюда и современное название Севилья. Это четвертый по величине город Испании после Мадрида, Барселоны и Валенсии; город, известный своими великолепными архитектурными памятниками — такими, например, как цитадель Алькасар; столица провинции, которая считается колыбелью национального испанского танца — фламенко.

Севилья была основана в 1905-ом году, взяв себе имя города, что всегда ставит команду в привилегированное положение среди местных болельщиков. Бетис образовали на два года позже студенты Политехнической школы, и, естественно, у них сразу возникли проблемы с названием. Сначала команда называлась «Севилья Футбол», и только немного позже пришло название «Бетис». Данный термин уходит корнями в глубины истории. Дело в том, что плодороднейшая древнеримская провинция, располагавшаяся на территории сегодняшней Андалусии, носила название Бетика. В полном названии клуба (Real Betis Balompie) есть еще одно неиспанское слово — «balompie». Это неологизм, возникший от английского термина «ball» («мяч»). Футболистов и болельщиков Бетиса называют «бетикос», «баломпедистас» или «вердибланкос» («зелено-белые»).


В 1914-ом году вторая севильская команда получила звание «Королевского клуба» и право ставить перед названием клуба приставку «Реал». Интересно, что даже футбольная команда Мадрид получила право пользоваться приставкой «Реал» позже.
Первый матч между двумя севильскими клубами состоялся в 1915-ом году и завершился победой Севильи со счетом 4:3. Встреча проходила в рамках местечкового турнира Копа дель Дьюк де Санто Мауро (Кубок герцога Святого Мауро).
Но интересно даже не это: начиная уже с дебютной игры отношения между болельщиками и футболистами противоборствующих клубов стали резко отрицательными. Застрельщиками выступили фанаты Севильи, кричавшие с трибун: «Пепиньос, пепиньос!» («Огурцы!» — из-за того что игроки Бетиса вышли на поле в зеленой форме.) В конце концов, саппортеры рохибланкос (красно-белые цвета традиционны для Севильи) вообще выбежали на поле и судья должен был прекратить матч раньше времени. Так в столице Андалусии началась война между двумя футбольными клубами, которая продолжается и по сей день.

10-го марта 1918-го года Севилья разорвала Бетис 22:0 — это самый крупный счет в истории Дерби Севильяно. Правда, бетикос выставили на этот матч юношеский состав в знак протеста. Дело в том, что двое лучших футболистов Бетиса служили в полиции (футбол тогда еще не встал на профессиональные рельсы) и в день дерби их назначили в наряд. Естественно, что фанаты Огурцов увидели в данном случае злые происки Севильи.

Игроки обоих клубов чрезвычайно ангажированы поведением фанатов и прессы, которая перед дерби создает в Севилье максимально наэлектризованную обстановку. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Дерби Севильяно считается одним из самых грубейших поединков, который вообще только возможен в Испании. «Со щитом или на щите! Со щитом или на щите!» — такими лозунгами провожают фанаты своих любимцев на два главных матча года. И игроки выходят на поле, чтобы через 90 минут покинуть его со щитом. Или на щите.


В сезоне 1982-83 гг., например, состоялась грандиозная драка, в результате которой встречу досрочно завершили сразу трое футболистов: севильиста Санти и баломпедистас Канито и Диарте. Один из игроков Бетиса получил после бойни семнадцать матчей дисквалификацию — самый строгий на тот момент дисциплинарный приговор в «Лиге звезд».
Драки, впрочем, происходят во время Дерби Севильяно практически всегда, и активнейшее участие в них принимают болельщики клубов. В битве на Рамон Санчес Писхуан в сезоне 2002-03 гг. один из саппортеров Севильи, пришедший на игру со сломанной ногой, набросился на полицейского, метя последнему костылем в лицо. Как оказалось впоследствии, это был только отвлекающий маневр. Друг парня с костылем воспользовался сложившейся ситуацией и выбежал на поле, чтобы атаковать вратаря Бетиса Тони Пратса. Рохибланкос были оштрафованы на 3,5 тысячи евро (впоследствии сумму подняли до 30 тысяч), а стадион Рамон Санчес Писхуан, домашняя арена Севильи, подвергся четырехматчевой дисквалификации.
Годом позже кантабрийский арбитр Тейшейра Витьенес потребовал у игроков Бетиса поменять их традиционные зеленые футболки по той причине, что они сливались с газоном. Это требование спровоцировало очередной скандал, так как хунта бетикос кричала, что цвета команды являются священной исторической составляющей и никто не вправе требовать их смены.

В 2007-ом году уже на Мануэль Руис де Лопера, стадионе Огурцов, снова возникли беспорядки, потрясшие всю Испанию. В четвертьфинале Копа дель Рей Бетис принимал Севилью. Во втором тайме гости вышли вперед после удара Фредерика Кануте, что вызвало гнев фанатов бетикос и беспорядки на трибунах. Хозяйские саппортеры начали бомбардировать скамейку запасных севильистас всяким мусором, после чего тренер гостей Хуанде Рамос внезапно упал на газон, будто бы сраженный вражеской пулей. Матч тут же прервали, Бетису выписали штраф и предписание провести следующую домашнюю игру без зрителей. Хуанде Рамоса увезла со стадиона карета скорой помощи. Через несколько часов пресс-служба Севильи сообщила, что у «мистера» диагностировано тяжелое сотрясение мозга. Двухлитровая бутылка с водой, брошенная с трибун, попала точно в затылок Рамосу. На этой же игре сектор болельщиков Севильи забросали файерами. Кроме того, инчада Бетиса показательно спалила несколько флагов севильистас.

Через три недели матч доигрывали в Хетафе. Рохибланкос одержали победу, вышли в финал Кубка Испании и завоевали трофей.
Севилья завоевывала Копу дель Рей пять раз и в четырех из этих розыгрышей обыгрывала Бетис в одной из стадий соревнования. «Бетис — наш талисман в национальном Кубке»,— шутят саппортеры севильистас.
Отдельная тема — «иуды» — футболисты, осуществившие прямые переходы из стана одного клуба в другой. Если игрок переходит из Мадрида в Барсу, или наоборот, то он ощущает запредельную ненависть своих экс-обожателей только один раз в год, когда играет на своем бывшем стадионе. Но если футболист решается перейти из одного севильского клуба в другой, то он вкушает все «прелести» перехода каждый день, потому что не покидает город, а просто меняет лагерь.
В 1946-ом году Бетис, находящийся в экономическом кризисе, принял решение продать своего лучшего защитника Антуньеса в Севилью. Игрок, отлично понимавший, что за всем этим последует, отчаянно не желал покидать команду, а фанаты вердибланкос осаждали офисы клуба, требуя отмены трансфера. Хунта Бетиса, многие члены которой подверглись нешуточным угрозам со стороны торсиды клуба, в конце концов решила отменить трансфер.
Но было уже поздно.

Продолжение следует…

Алекс Маннанов,
специально для Football.ua