Прошло полвека, как пронеслась над Африкой волна свободы, и все бывшие колонии постепенно обрели независимость. Рухнула политика апартеида, и люди разных рас и национальностей теперь учатся мирному сосуществованию. Но все равно непривычно видеть в составе сборных стран Африки эдаких «белых ворон» – представителей целого культурно-социального феномена под условным названием «белые африканцы». С несколькими представителями клана «белых ворон» мы предлагаем познакомиться дальше.
 
«Мы – африканцы!»
 
У каждой африканской страны – своя история. Колониями на черном континенте владели Британия, Франция, Испания, Португалия, Германия, Бельгия, заметное культурное влияние оставили в некоторых странах голландцы и многие другие народы, составив мультинациональную культуру африканеров. Их потомки нынче приносят славу независимым африканским государствам. Все знают обладательницу «Оскара» и «Золотого глобуса» Шарлиз Терон – уроженку ЮАР, ее земляка Кристиана Барнарда – первого кардиохирурга, сумевшего пересадить человеческое сердце, хорошо известны в гольфе зимбабвиец Ник Прайс и южноафриканец Тревор Иммельман. А что же футбол? Футбол тоже может похвастаться своими «белыми воронами».
 
Когда сборная Анголы дебютировала на чемпионате мира в Германии, в ее составе нашлось место сразу нескольким белым ангольцам. История их возврата на родину уникальна: вратарь Жуан Рикардо и полузащитник Пауло Фигейредо родились в Анголе в начале 1970-х, но уже в первые годы жизни вместе с родителями вынуждены были уехать в Португалию – в неспокойной африканской стране европейцам в то время жить было небезопасно. Впервые к местам своего рождения оба вернулись через три десятилетия после тех событий – уже для того, чтобы защищать честь небогатой, но гордой страны. Ветераны скромных португальских клубов пришлись как нельзя кстати в команде, привнеся толику опыта и спокойствия. Оба помогли сборной Анголы в главных турнирах в ее истории – Кубке наций и чемпионате мира 2006 года. На смену им сейчас пришло новое поколение «белых ворон». Португальский кипер Карлуш Фернандеш, рожденный в заирской Киншасе, согласился играть за родину бабушки – Анголу – в 2009 году, успев помочь ей на прошлогоднем Кубке наций. 31-летний кипер – настоящий странник: после Боавишты побывал в Стяуа (обыгрывал с румынами Динамо в ЛЧ), также играл в Иране, а последний сезон провел в турецком Буджаспоре. Составляющий конкуренцию Карлушу 26-летний вратарь Вилсон Алегре играет в составе гранда чемпионата Анголы – команде 1-е августа.
 
Вместе со сборной Того пережил ужас вооруженного нападения на последнем Кубке наций самый «блондинистый» ее игрок – Гийом Бреннер. Воспитанник Нанта поиграл за заштатные клубы Франции, откуда был приглашен в команду Того. Поиграл парень в Польше (Чарны Жагань), а нынче радует киприотов, играя за Алки из Ларнаки.
 
Лидерами сборной Намибии являются уроженцы столицы этой страны, Виндхука, – братья Оливер и Вилко Риссеры. Этнические немцы играют в не самых сильных клубах Германии, но исправно приезжают в расположение национальной команды. Старший, Оливер, в последние годы играющий в Скандинавии (Люн и КуПС), с 2002 года провел за «храбрых воинов» (так называют свою сборную намибийцы) 40 матчей.
 
С «благословения» Манделы
 
В уникальные для Южной Африки времена, времена падения апартеида и построения нового общества, он стал символом единства южноафриканцев. Защитник Марк Фиш начал профессиональную карьеру в Джомо Космос (клуб звезды нью-йоркского Космоса – Джомо Соно), затем здорово провел три года в Орландо Пайретс. Быстро ставший дома звездой, 22-летний защитник переехал в Европу. Не закрепившись в Серии А, он перешел из Лацио в Болтон и почти десять лет выступал в английской премьер-лиге. Будучи уже ветераном, после Чарльтона и аренды в Ипсвиче, Марк отправился доигрывать в Джомо Космос. Главная заслуга Фиша – на целое десятилетие он стал одним из символов сборной ЮАР, которая в пору его выступлений выиграла Кубок африканских наций под руководством Клайва Баркера и поучаствовала в Кубке конфедераций и чемпионате мира с Филиппом Трусье во главе. «Рыба Марк» был кумиром всех болельщиков ЮАР – вне зависимости от цвета кожи и социального статуса. На протяжении 1993-04 годов Фиш сыграл за ЮАР 62 матча, забил 2 мяча.
 
На том же чемпионате мира-1998 вместе с Марком играло еще несколько белых «бафана бафана». Вратарь Ганс Вонк, почти вся карьера которого прошла на родине предков – в Голландии, вселял в защитников уверенность своей хладнокровностью. В предпенсионном возрасте был делегирован амстердамским Аяксом в южноафриканский фарм-клуб – Аякс из Кейптауна. Ему 41 год, а он все еще играет за эту команду, хотя кое-кто из его нынешних одноклубников годится ему в сыновья. Все го же за ЮАР голкипер сыграл 43 матча и очень этим гордится.
 
А вот Пьер Исса на том же турнире во Франции запомнился чудовищной невезучестью – южноафриканский защитник ливанского происхождения в матче против хозяев – будущих чемпионов мира – забил сразу два мяча в свои ворота! И хотя один из автоголов в протоколе был записан на Анри, горю защитника не было пределов. Конечно, этим он и заполнился больше всего, хотя это несколько несправедливо по отношению к парню, бывшему капитаном своей сборной и участвовавшему в двух чемпионатах мира и трех Кубках Наций. Всего же Пьер сыграл за свою страну 47 матчей. На клубном уровне играл во Франции, в Англии, Ливане и Греции. Запомнился по выступлениям за Марсель в Лиге чемпионов и загадочной краткосрочной аренде в Челси.
 
Форвард Джордж Кумантаракис родился в Афинах, но рос в Дурбане. Кроме ЮАР, поиграл в Швейцарии и заштатных клубах Англии и Германии, зато в составе «бафана бафана» съездил на чемпионат мира 2002 года.
 
Настоящим же символом нынешней Южной Африки можно назвать защитника Мэтью Бута. Он стал звездой чемпионата страны в Кэйптаун Сперс и Мамелоди Сандаунс, откуда был взят в аренду Уимблдоном. После неудачи в Англии его приметили россияне, и высокий парень стал звездой Ростова и Крыльев Советов. Последние два года играет в ставшем родным Мамелоди Сандаунс. За 11 лет в составе сборной ЮАР Мэтью сыграл 37 матчей, забил 1 мяч. Участвовал в сиднейской Олимпиаде, Кубке наций, Кубке конфедераций, а в прошлом году был единственным белым игроком основы у хозяев чемпионата мира. Кроме футбола, Бут символ и в политике – он женился на темнокожей модели Сони Бонневентии, и теперь фото пары можно встретить даже в государственных буклетах.
 
Конечно, мы остановились на самых известных белых южноафриканцах – на самом деле, их намного больше. Так, в американской про-лиге НАСЛ еще 30-35 лет назад играли защитник Майк Коннел (Тампа Бэй Роудис) и хавбек Мартин Коэн (Лос-Анджелес Ацтекс), нынче в тамошнем студенческом футболе представляет ЮАР его сын, Ларри Коэн. Запасными вратарями сборной ЮАР являлись в разные годы Пол Эванс и Роуэн Фернандес. В лиге ЮАР играют Джастин Миллер, Майкл Мортон, Шон Робертс.
 
Печальный клоун
 
Наш рассказ был бы, конечно, неполным без Брюса Гроббелаара – культового голкипера 1980-х – начала 1990-х, сделавшего суровую вратарскую профессию немножко веселее и ярче. Жизнь и карьера Гроббелаара – словно раздвоенная улыбка Джекила и Хайда: с одной стороны – яркие выходки и благополучная клубная карьера, с другой – настоящий ужас и смертельный страх, который пережил этот человек.
 
Сын богатых фермеров, Брюс получил хорошее образование и в юном возрасте подавал надежды в крикете и бейсболе. Парня же тянуло в футбол, и он начал карьеру в командах Хайлендерс и Чибуку Шумба. Но приближались последние дни благополучной спокойной жизни: его родина, Родезия, пылала в пламени гражданской войны, и Гроббелаара тоже не миновала чаша сия. Вместе с другими талантливейшими спортсменами страны его призвали в отряд спецназа, и юноша убивал людей, да и сам не раз мог погибнуть. Отслужив полтора года на самой настоящей войне, парень демобилизовался и уехал с семьей в ЮАР. Но так как спокойствие в бурные 1970-е Африке только снилось, Гроббелаарам довелось перебираться в США. Там Брюс сначала играл в бейсбол, но 20-летнего парня с отменной вратарской техникой не могли не заметить в НАСЛ. Вскоре летающий за мячом, словно Тарзан, Гроббелаар получил прозвище «Человек из джунглей» и прямиком из ворот Ванкувер Вайткепс уехал в Англию, где за сезон карьеры в Крю Александре стал настоящей звездой, записав на свой актив даже один гол. Что было дальше, вы знаете – прекрасные 15 лет в Ливерпуле, громкий скандал вокруг договорняков и выступления до 42-х лет (в 50 лет Брюс сыграл еще однажды в составе английского клуба низших дивизионов – неугомонный!).
 
Несмотря на все беды, которые он пережил в Африке, Брюс связал свою дальнейшую жизнь именно с Черным Континентом. Тренировал клубы ЮАР, а родному Зимбабве, даже после переворота Мугабе, против которого воевал, Гроббелаар отдал 38 матчей как игрок и дважды становился тренером национальной команды своей неспокойной родины. «Человек, который воевал в джунглях Родезии и много раз смотрел смерти в глаза, не способен серьезно относиться к футболу», – утверждает Гробелар. Зато такой человек, как никто другой, способен ценить жизнь, любовь, родину.
 
Артур Валерко, специально для Другого Футбола