Football.ua и ТМ "Оболонь" представляют проект Топ-20 лучших тренеров в истории украинского чемпионата.
Кроме материалов о самых выдающихся тренерах нашего чемпионата, вы сможете принять участие в конкурсе от нашего сайта и ТМ Оболонь. С правилами конкурса можно ознакомиться
здесь.
В 1982 году в дверь союзной высшей лиги постучался уникальный футбольный клуб Колос из Никопольского района. Говорят, закрыло эту дверь перед его носом высокое начальство из Москвы. На финише турнира в первой лиге Колос убедительно попросили сбавить обороты, поскольку "рано колхозу в высшую лигу". Никопольцы заняли итоговое третье место, отстав на три очка от первой позиции и лишь на одно от второй.
Это был первый сезон самостоятельной работы Евгения Кучеревского, бывшего посредственного вратаря и молодого тренера. С 1974 года он перенимал опыт у строителей самой заслуженной районной команды Советского Союза Владимира Емца и Геннадия Жиздика, а когда их позвали поднимать днепропетровский Днепр, был назначен главным тренером Колоса, за несколько лет прошедшего путь от соревнований среди сельских команд до первой лиги.
После Колоса Кучеревский успел поработать со своим бывшим клубом — николаевским Судостроителем, — а затем проследовал за своими учителями в Днепр. Владимир Емец и Геннадий Жиздик к тому моменту уже вписали свои имена в историю днепропетровского клуба золотыми буквами. Но после чемпионства и двух бронз последовал спад, и в 1986 году Днепр занял 11-е место в чемпионате СССР. Этого оказалось достаточно для отставки Емца, место которого во главе команды было доверено Евгению Кучеревскому.
Его подход к тренировкам и дисциплине стал для игроков глотком свежего воздуха, при этом никуда не делись высокие требования, рассчитанные на выполнение самых серьезных задач
Как теперь признаются ветераны Днепра, первопричиной неудачного выступления команды в 1986 году был конфликт между футболистами и тренером. Владимир Емец требовал от своих подопечных железной дисциплины и неделями держал на базе.
"Первый год это еще нормально воспринимали, второй и третий терпели, а затем стало уже просто невыносимо", - рассказал легендарный для Днепра футболист
Владимир Лютый.
Возглавив Днепр, еще практически никому не известный тренер Евгений Кучеревский в полной мере проявил свой талант психолога, о котором в первую очередь говорят его бывшие подопечные. После жесткого Емца Евгений Мефодьевич казался игрокам настоящим демократом, его подход к тренировкам и дисциплине стал для них глотком свежего воздуха, при этом никуда не делись высокие требования, рассчитанные на выполнение самых серьезных задач.
В результате сплоченный Кучеревским коллектив по итогам сезона пропустил вперед только московский Спартак и получил серебряные медали чемпионата СССР. Мало кто ждал от них такой прыти после предыдущего провала, ухода Емца и назначения главным тренером малоизвестного специалиста. Но перед следующим сезоном ожидания были, пожалуй, еще более скептическими, поскольку лидеров команды Олега Протасова и Геннадия Литовченко забрало киевское Динамо. Однако Евгений Мефодьевич не стал отчаиваться.
"Это какая-то притча или менталитет в народе, что обязательно должны быть кумиры, - сказал позже Кучеревский
. - Мы же собрались после Нового года, поговорили, после чего я им сказал: у нас было два лидера, теперь эту роль на себя может взять любой из вас, выходите из тени. Вам предрекают борьбу за выживание, так докажите, что можете бороться за призовое место! Никому не кричите о планах, выходите и играйте. Когда мы стали играть в более комбинационный футбол, народу понравилось, и отчаяние прошло быстро".
Результат превысил все ожидания — Евгений Кучеревский привел Днепр ко второму в истории клуба союзному золоту. Благодаря умению тренера найти общий язык с игроками нашлись новые лидеры, новые идолы днепропетровских болельщиков.
Результат превысил все ожидания — Евгений Кучеревский привел Днепр ко второму в истории клуба союзному золоту
Показателен пример лучшего бомбардира того чемпионата
Евгения Шахова.
"В середине того сезона почувствовал усталость от футбола, - вспоминает он
. - Не хотелось ни решетки, ни тренироваться. Иду к Мефодьевичу, прошу тренера отпустить меня на три–четыре дня в Ялту. В разгар сезона! Думал, наставник глянет на меня как на чудака, но Кучеревский дал добро. Я поехал, отдохнул и по возвращении опять начал забивать".
Кучеревский помог раскрыться не только Шахову, но и многим другим знаковым для Днепра футболистам, среди которых Антон Шох, Вадим Тищенко, Валерий Городов, а уже в новом тысячелетии Сергей Назаренко, Олег Венглинский, Андрей Русол, Руслан Ротань... Евгений Мефодьевич умел рассмотреть потенциал игрока и не боялся доверять молодым.
"Что мне помогло так рано раскрыться? Скорее — кто. Тренер Евгений Кучеревский, - рассказывает еще один воспитанник Днепра
Дмитрий Михайленко.
- Я провел за дубль только три–четыре матча, а он уже забрал меня оттуда. Мефодьевич никогда не давил на психику людей, давал время раскрыться. Его замечания, шутки всегда воспринимал безболезненно".
Шутки-прибаутки — это еще одна неотъемлемая часть образа тренера Кучеревского.
"Не скажу, что мы дружили, но при встрече всегда находили темы для разговора. Мефодьич был собеседником уникальным: за словом в карман не лез, мог к месту пошутить, байку из жизни рассказать", - отмечает
Владимир Бессонов. Умение в яркой и доступной форме донести свои мысли до собеседника, безусловно, помогало Кучеревскому находить контакт с игроками и настраивать их на каждую отдельную игру.
Умение в яркой и доступной форме донести свои мысли до собеседника, безусловно, помогало Кучеревскому находить контакт с игроками
"Вспоминая Евгения Мефодьевича, в первую очередь на ум приходит его умение разговаривать с людьми, поддержать человека в нужную минуту, причем помогал он не только в том, что касалось футбола, но и в бытовых вопросах", - говорит
Александр Мелащенко.
После чемпионства 1988 года Кучеревский удержал Днепр на прежнем уровне, взял серебро чемпионата и Кубок СССР, чем ответил скептикам, которые называли успехи днепропетровской команды случайными (разделял эту точку зрения и Валерий Лобановский, который в 1988-м проиграл днепрянам борьбу за чемпионство).
Впрочем, последние два чемпионата СССР Днепр провел далеко не так удачно, заняв сначала шестое, а затем девятое место. Открылся железный занавес, и ключевые футболисты команды разбредались по зарубежным клубам, а с теми, кто оставался, у Кучеревского уже не было прежнего взаимопонимания. "
Ввиду развала Союза была неопределенность и хаос. Некоторые футболисты меня просто предали. Впервые за шесть лет у меня не было желания с ними работать, общаться, смотреть в глаза", - признался Евгений Мефодьевич, который после распада СССР сам решил попробовать заграничного хлеба. Пункт назначения был выбран весьма экзотичный — тунисский Этюаль дю Сахель.
Покинуть Днепр Кучеревский мог и раньше. В 1990 году его кандидатуру на пост главного тренера сборной СССР уже поддержал тренерский совет во главе с Лобановским, но интриги Анатолия Бышовца и вмешательство председателя Федерации футбола Вячеслава Колоскова привело к тому, что по результатам голосования членов исполкома главным тренером был назначен Бышовец. Хотя Кучеревскому позже сказали, что на заседании голоса никто не считал, а когда по
считали, оказалось, что Евгений Мефодьевич победил со значительным отрывом.
В Тунисе Кучеревский проработал всего несколько месяцев, после чего откликнулся на предложение возглавить олимпийскую сборную России. Потом Евгений Мефодьевич работал в Николаеве, в тульском Арсенале, элистинском Уралане, волгоградском Роторе, московском Торпедо-ЗИЛ... Но все это было не то. Клубом его жизни был Днепр, и, к счастью для тренера и для клуба, они воссоединились уже в начале нового тысячелетия.
"Прежде всего, я доволен тем, что вообще вернулся. Сколько же можно блуждать по белому свету?", - эта фраза Кучеревского давала понять, что он вернулся домой.
С возвращением Евгения Мефодьевича в Днепропетровске началось не только строительство новой команды, но и развитие всего клуба.
"Когда я вернулся, сложилось впечатление, что как будто и не уезжал. Была та же база, поля, которые, правда, стали еще хуже", - вспоминал Кучеревский. Со временем инфраструктура улучшалась.
"Откровенно говоря, это не моя заслуга, а руководства клуба, учредителей и спонсоров, - признавал Евгений Мефодьевич
. - Правда, надо было ходить и доказывать, объяснять, для чего это нужно, убеждать, что подобное делается во всех командах, является необходимым условием роста...".
Новая команда Кучеревского развивалась быстрее, чем инфраструктура. Хотя за несколько сезонов под руководством Евгения Мефодьевича Днепр так и не поднялся выше третьего места, но ту команду в Украине до сих пор вспоминают с ностальгией. Без помощи легионеров она готова была на равных противостоять Динамо и Шахтеру, в еврокубках днепряне также не признавали авторитетов, а на чемпионате мира 2006 года футболисты, которые выросли или окрепли благодаря Кучеревскому, составляли костяк сборной Украины.
На ЧМ-2006 футболисты, которые выросли или окрепли благодаря Кучеревскому, составляли костяк сборной Украины
Намучившись с бразильскими легионерами в Туле, Евгений Мефодьевич сознательно создавал мононациональную команду, благодаря чему коллектив в Днепре был дружным и сплоченным.
"Посмотрите, почти во всех наших ведущих командах одни легионеры. На вас вся надежда. Докажите, что это чемпионат Украины, а не первенство, которое разыгрывают зарубежные игроки!", - говорил своим подопечным Кучеревский.
Игроки Днепра не могли не верить своему тренеру.
"Для меня это был такой авторитет, что я его даже побаивался — по-хорошему, - говорит
Руслан Ротань.
- Он чувствовал команду, которая была единым коллективом, игроки за тренера горой стояли, он для нас как папа был".
Естественно, вера футболистов в тренера была ответной реакцией на отношение наставника к ним. Евгений Мефодьевич повторял, что он "за ребят куда угодно полезет". И не только говорил, а доказывал это делами. Еще в Тунисе однажды полицейские усмиряли его наручниками, поскольку тренер во время матча очень уж рьяно пытался объяснить арбитру, что его команду "убивать" чревато. И таким радикальным образом Кучеревский был готов защищать едва знакомых ему тунисцев, что уж говорить о ставшем родным Днепре.
Днепр Евгения Кучеревского остается одной из самых ярких команд независимой Украины. Впрочем, для достижения чего-то большего, чем третье место в чемпионате и несколько пройденных раундов Кубка УЕФА, ей просто не хватало кадровых ресурсов, глубины состава. Противостоять Динамо и Шахтеру в отдельных матчах и на отдельных отрезках тот Днепр мог, а вот на длинной дистанции силы были явно неравны. К тому же в какой-то момент команда забуксовала, перестала развиваться, а вот аппетиты руководства клуба постоянно росли. В конечном итоге это привело к переводу Кучеревского с должности главного тренера на пост спортивного директора Днепра.
Едва ли новая должность в полной мере отвечала амбициям Евгения Мефодьевича, но он был не из тех, кто мог бы сделать из этого трагедию. В свое время, после того как Днепр выбил из Кубка УЕФА Гамбург, что повлекло за собой отставку главного тренера немцев Курта Яру, Кучеревский говорил:
"Подумаешь, отставка. Такие повороты судьбы нужно воспринимать как должное. Кого-то увольняют, кого-то приглашают. В жизни нет ничего смертельного. Кроме самой смерти".
Смерть настигла Евгения Мефодьевича в движении. 26 августа 2006 года около трех часов дня его автомобиль выскочил на встречную полосу и столкнулся с МАЗом. Оперативная помощь врачей была бесполезной — шансов выжить у Кучеревского не было.
Теперь о нем помнят тысячи людей в Днепропетровске и по всей Украине. И главное, помнят только хорошее
Евгений Мефодьевич ехал на матч дублеров Днепра. За пару дней до этого он в разговоре с Русланом Ротанем признавался, что рассматривает различные возможности продолжения тренерской карьеры. Смерть настигла его в движении.
"Это же величайший человек был, глыба. Сколько сделал для Днепра и всего украинского футбола, а сколько еще сделать мог!". Под этими словами Владимира Бессонова подпишется вся футбольная Украина. Но так уж сложилось, что не человек отмеряет себе век. Он может лишь в меру своих сил распоряжаться этим неопределенным периодом. Евгений Мефодьевич Кучеревский распорядился так, что теперь о нем помнят тысячи людей в Днепропетровске и по всей Украине. И главное, помнят только хорошее.
Станислав Салата, Football.ua
Досье
Евгений Кучеревский
Родился 6 августа 1941 года
Тренерская карьера (как главный тренер): Колос (1982-83), Судостроитель (1984-85), Днепр (1987-92, 2002-05), Этюаль (1992), юношеская сборная России (1992-93), олимпийская сборная России (1993-94), СК Николаев (1994-97), Арсенал Тула (1999), Ротор Волгоград (2000), Торпедо-ЗИЛ (2001)
Достижения: чемпион СССР (1988), обладатель Кубка СССР (1989), серебряный призер чемпионата СССР (1987, 1989), бронзовый призер чемпионата Украины (2004), бронзовый призер чемпионата СССР в первой лиге (1982), бронзовый призер чемпионата СССР во второй лиге (1984, 1985), победитель второй лиги чемпионата России(1997)
Мнения экспертов
Сергей Назаренко, полузащитник Таврии, бывший игрок Днепра: "Мефодьич молодежи всегда доверял, ставил, верил, учил. У него ведь не только я заиграл - еще и Ротань, Матюхин, Русол, Кравченко".
Руслан Ротань, капитан Днепра: "Тренер чувствовал команду, его установки на игру очень помогали. Психологом был отменным - если команда переживает, то он своими шутками мог так "разложить", что на установке все падали, либо настраивал на команды, которые занимают последние места, повышал голос, чтобы мы не расслаблялись".
В материале использованы фото АР, nikopol-kolos.com.ua
Факт от спонсора ТМ Оболонь
В мае 2010 года корпорация «Оболонь» отметила свой 30-летний юбилей.
Во время празднования состоялось установление нового рекорда Украины: многочисленный пивной тост провозгласили сразу 2123 работника корпорации.
Специально к знаменательной дате было выпущено ограниченную партию пива «Оболонь Юбилейное».