Кроме материалов о самых выдающихся тренерах нашего чемпионата, вы сможете принять участие в конкурсе от нашего сайта и ТМ Оболонь. С правилами конкурса можно ознакомиться здесь.

Буряк ворвался в чемпионат Украины стремительно, не дав никому времени на размышления. И как-то не получилось прессе выступить любимым елейным штампом наподобие "Ах, вернулся любимец поколений" – человек со стройной фигурой в элегантном плаще нараспашку сразу дала понять, что не собирается эксплуатировать прошлое. Буряк – тренер самодостаточный, Буряк – тренер харизматичный, Буряк – тренер перспективный. Прошло вот уже два десятка лет, а он все тот же.

Со взглядом "интуриста"

Любимец столичной публики Леонид Буряк оставлял Динамо внезапно и неожиданно. После сезона 1984 года, в котором киевляне заняли всего лишь 10-е место, Лобановский продолжил процесс смены поколений, и Буряк, отыгравший, по цифрам, не худший свой сезон, вынужден был оставить киевскую команду, в которой, в сущности, и стал звездой. Имели место и околофутбольные моменты, заставившие Лобановского в сердцах сказать: "Не родился еще тот человек, который уберет меня с работы". Недавнего игрока сборной СССР, 31-летнего заслуженного мастера спорта хотели видеть у себя в составе, пожалуй, все остальные клубы советской высшей лиги. Хотя выдающийся футболист дважды за один сезон рвал мышцу, даже сам Лобановский понимал, что такого игрока лучше иметь в своей команде. Когда Буряк уходил, мэтр просил только об одном: "Только не в Спартак!" Было время – такой резонансный переход и вправду мог случиться. Но футболист тогда был еще и принципиальным человеком, так что в итоге Леонид, хотя и перебрался в Москву, выбрал "компромиссный" вариант – Торпедо.
Буряк не просто доигрывал. С каждой из своих команд – московским Торпедо и харьковским Металлистом – он завоевывал Кубок СССР
И вот в таких-то ситуациях и проявляется характер спортсмена. Он, в принципе, мог остаться в киевской команде, дотянуть до второго Кубка кубков, но роль запасного для игрока, всю жизнь бывшего душой команды, была явно не по душе. После ухода из Динамо в те времена футболистов автоматически причисляли к "списанным", а если еще возраст и травмы… Но Буряк не просто доигрывал. С каждой из своих команд – московским Торпедо и харьковским Металлистом – он завоевывал Кубок СССР, а еще довел свой бомбардирский счет до заветной сотни, войдя в символический клуб Федотова.

В 35 лет Буряк отважился на непростой шаг: на закате карьеры игрока отправился в "загранку" – как тогда любили писать, уехал работать по контракту в клуб "капстраны". В Финляндии опытнейший футболист получил и свой первый тренерский опыт, в качестве играющего тренера помогая низшелиговым любительским клубам Кемин Паллоттоверит-85 и Вантаан Палло-70. А в 1991 году молодой тренер поработал в Америке, став ассистентом немецкого тренера Фреда Шмольца в футбольной команде Эвансвильсского университета (штат Индиана, США). Имея за плечами несколько лет интенсивной и познавательной заграничной работы, 40-летний Буряк, наверное, новыми глазами взглянул на футбол родины. В 1993 году он получил первую самостоятельную серьезную работу, согласившись возглавить скромную тернопольскую Ниву.

Плодовитая Нива

Сытая западная жизнь была мечтой для того поколения – и не только футболистов, кстати. Поэтому когда Буряк с семьей возвращался на раздираемую кризисом и политическими сумятицами родину, все удивлялись. Поражались. Знамо дело – в Москве в ту пору стояли танки… Но для специалиста бывает кое-что важнее бытового благополучия. Душа требует новых вызовов,  стимулов для роста и развития. Вряд ли могли сравняться условия работы в тогдашней постсоветской Украине с теми, которые были созданы в США. Но учить соккеру скромную провинциальную студенческую команду – не было пределом амбиций человека, познавшего в футболе все. Леонид Иосифович хотел работать, а не довольствоваться ремесленным успехом. Поэтому рискнул сменить страну фаст-фудов и супермаркетов на отечественную высшую лигу, возглавив тернопольскую Ниву перед вторым кругом сезона 1992/93.
Учить соккеру провинциальную студенческую команду – не было пределом амбиций человека, познавшего в футболе всеРаботы в Ниве предстояло очень много – под руководством предшественника Буряка, Леонида Колтуна, работали опытные, звездные футболисты калибра Шоха и Яровенко, но они ушли, и молодому тренеру оставалось работать с местной молодежью. Он усилил ее несколькими воспитанниками школ Динамо и Черноморца (Лобас, Тернавский, Мочуляк), но конкуренты Нивы были опытными и изощренными в турнирной борьбе – Буковина, Волынь, Заря-МАЛС, запорожское Торпедо, ровенский Верес располагали и футболистами опытными, и футболистами перспективными. На финишной прямой тернопольчанам предстояла отчаянная борьба с Вересом, в составе которого играл Яворский – легенда Нивы. Но, даже несмотря на некую принципиальность противостояния, несмотря на очко преимущества ровенчан перед последним туром, команда Буряка сумела выполнить казавшееся нереальным задание. Львовские Карпаты обыграли Верес, а Нива, благодаря голам Бабия и Лобаса, взяла верх над Кривбассом. Молодой тренер праздновал свой первый большой успех.

Говорят, трудно достичь успеха, но еще труднее его удержать. Тем не менее у Буряка была уверенность в правильности выбранного курса, и он знал, куда вел команду. Недаром многие из тех, в ком увидел потенциал Леонид Иосифович, не остались незамеченными и сборными. В национальную команду Украины попали многие тернопольские подопечные Буряка – Тяпушкин, Василитчук, Леженцев, в молодежную – Грегуль, Мочуляк, а вот защитник Тернавский был ангажирован московским Спартаком и вскоре попал в состав отбывающей на чемпионат мира в США сборной России. А тернопольская команда тем временем стала настоящей грозой авторитетов – она отбирала очки у Динамо, Шахтера, Черноморца, а дома Нива вообще ни разу не проигрывала. По итогам сезона 1993/94 команда Буряка финишировала 7-й.

У самого синего моря

Но каждый круг обречен замыкаться, и в определенный момент Буряк решил, что исчерпал себя в Ниве. Поработавший за границей, он совершенно четко понимал, что новый футбол, капиталистический футбол предполагает двухсторонний процесс – команда должна не только играть, но и работать на себя. Футболисты должны прогрессировать и уходить, принося пользу и своему новому клубу, и прежнему. То же касалось и тренера. Со скромной Нивой он собрал неплохой урожай, но для дальнейшего роста нужна была более богатая почва.

И Буряк сделал, во многом, ностальгический шаг – возглавил родной клуб, Черноморец. Одесситы в ту пору как раз переживали смену эпох – в Ротор уехал Прокопенко, а команда, полюбившаяся еще во времена выступлений в советском чемпионате, а в независимом украинском футболе успевшая добиться весомых успехов, разбрелась по разным странам и весям. Этот процесс, кстати, не прекратился и с приходом Леонида Иосифовича – по ходу его первого сезона в Ротор ушли Корниец с Куликом, позже к ним присоединился и блистающий в ту пору Жабченко. Московский Локомотив пригласил Парахневича. Ушло из команды и несколько других опытных игроков, среди которых и олимпийский чемпион Чередник, не нашедший себя после возвращения из Саутгемптона.

Но Черноморец – это куда большие возможности и амбиции, нежели были в Тернополе. Одесский клуб в ту пору бурлил коммерцией – строилась база, хватало проектов в Бласко-ЧМП. Помогали команде Бибергал с Найдой. У Буряка появилась возможность вернуть из московского Спартака Сака и Тернавского, перехватить из израильского Маккаби Кардаша, на которого положило глаз само Динамо. Смело привлекал Буряк молодежь – к становившемуся на глазах всеодесским авторитетом Парфенову присоединились Мусолитин, Зотов, Колисниченко, Колчин, Спивак, Ю.Селезнев, Романчук, а также хорошо знакомый тренеру по Ниве Мочуляк. Такой Черноморец не мог не нравиться – надежный Суслов, в ту пору главный вратарь страны, непроходимые Телесненко, Букель и Парфенов, Зотов, Горшков и Сак, Спивак, Кардаш с Жабченко, мощная атака во главе с главным нападающим, голеадором Гусейновым. Два года подряд одесситы финишировали сразу после киевского Динамо – на втором месте, добирались и до полуфинала Кубка страны.

Увы, у каждой команды есть своя юность, зрелость и старость. Черноморец пытался действовать нестандартно – эта команда была одной из немногих, привлекающих в свой состав "советских звезд": кроме Чередника, за одесситов поиграли Литовченко с Белановым, а также Ковалец, Мизин, Леженцев, Николайчук, Погорелов, Мглинец. Делалось это не из-за недоверия доморощенной молодежи – скорее, наоборот. Игроки Черноморца не успевали дозреть, как их перехватывали клубы из Москвы, Киева или еще какого-то более богатого футбольного центра. Конечно, можно до поры до времени латать дыры, но все равно когда-то заплатки прорвутся. В сезоне 1997/98 Черноморец, несмотря на продажи своих футболистов, оказался в кризисной ситуации. За долги был "отрезан" телефон, и с клубных аппаратов нельзя было даже позвонить в другой город, чтобы уточнить рабочие вопросы ближайшего выезда. Были перебои с заправкой клубного автобуса. Из-за материальных проблем довелось снять с турнира Черноморец-2, наигрывавший молодежь на всеукраинском уровне. Буряк метался, Буряк искал варианты спасения команды. Он даже уходил по ходу сезона 1997/98, но в итоге Черноморец все равно вылетел из высшей лиги. А ведь команда была небесталанная – достаточно упомянуть имена Долганского, Винокурова-Деонаса, Шутова, Щекотилина и Ткаченко, которые заявили о себе именно в тот период.

В главной команде страны

Попрощавшись с родным Черноморцем, Буряк уходил не в никуда. В ту пору он уже работал в тренерском штабе национальной команды Украины, который возглавлял Сабо и в который входил в качестве консультанта Лобановский (был период, кстати, когда Буряк пробовал силы в перволиговом тульском Арсенале, но в России он поработал недолго). Та команда дважды останавливалась лишь за шаг до больших турниров – плей-офф стал ее роковым барьером, на ЧМ-98 и Евро-2000 команда не попала, оступившись на хорватах и словенцах. После того, как оставил сборную Лобановский, оступившись на сильнейшем плей-оффном сопернике (будущие вице-чемпионы мира – немцы), в стране началась масштабная дискуссия по поводу будущего главной команды страны.

Многие ратовали за иностранного специалиста, была и конкретная кандидатура – Блажевич, приведший хорватов к третьему месту на ЧМ-98. Увы, пана Мирослава тогда мы не пригласили. Даже больше – сам балканский специалист недоумевал по поводу несостоявшегося альянса. В качестве главного тренера Украину возглавил Буряк, вот только нашей команде откровенно не повезло – в отборочной группе путь украинцам преградили путь испанцы и греки. Последних мы шапками закидывали, а они взяли – и чемпионат Европы впоследствии выиграли…

Период работы Буряка был неоднозначным. С одной стороны – удручающая ничья в стартовом матче отбора в Армении, когда наша команда вела в два мяча, но после неудачных замен и потери концентрации в конце потеряла важнейшие два очка.Именно при Леониде Иосифовиче заиграли в сборной Воронин, Рыкун, Калиниченко, Ротань, Гусев Также  постные ничьи с североирландцами, удручающие результаты товарищеских матчей. С другой – новаторская кадровая работа Буряка, не боявшегося привлекать футболистов из любого по рангу клуба – от Закарпатья до немецкой второй лиги. Именно при Леониде Иосифовиче заиграли в сборной Воронин, Рыкун, Калиниченко, Ротань, Гусев. Могли, должны были заиграть и несколько других дебютантов – приглашенных заслуженно и своевременно, но не проявивших себя по разным причинам. А как забыть дебют 33-летнего Горшкова, на последних минутах инфарктного матча с испанцами отпраздновавшего свой дебют голом в ворота Касильяса! К сожалению, результата та сборная не дала. В группе она финишировала лишь третьей с 7-очковым отрывом от зоны плей-офф.

На несколько лет Буряк взял паузу. В апреле 2005-го он вернулся в Динамо в качестве спортивного директора. А летом того же года Леониду Иосифовичу выпало очень серьезное профессиональное испытание – он возглавил киевское Динамо. Такая работа – мечта многих специалистов. Но и ответственность еще та! Во главе клуба своей игровой славы Буряк проработал всего несколько месяцев. Фатальным стал швейцарский городок Тун, о который споткнулось Динамо, прервав свое практически постоянное участие в групповом турнире Лиги чемпионов. Уступив швейцарцам место в ЛЧ, а затем не обыграв Ильичевец в матче чемпионата (1:1), 52-летний специалист на много лет покинул тренерский цех. Он работал спортивным директором Динамо, занимался большим спектром вопросов селекции, работы со сменой. Лишь в конце 2011 года он отважился на неожиданный шаг, согласившись возглавить Александрию. ПФКА, только прошедшим летом вышедшая в Премьер-лигу, боролась там за выживание. Буряк существенно обновил состав, пригласил ряд новых игроков (среди которых немало легионеров), но добиться успеха с командой из райцентра на Кировоградщине ему так и не удалось. Уже в апреле он пожал руку своему давнему товарищу, президенту клуба Лавренко, и попрощался с командой. Александрия впоследствии вылетела-таки, и сейчас еще только возвращается на свой былой уровень в Первой лиге…

Паузы. Попытки, пробы и снова паузы. Такова жизнь футбольного тренера. Главное – вынести для себя правильные уроки из пережитого и сделанного. Стать опытнее и умнее. У Леонида Буряка сейчас как раз такая пауза – возможность оглянуться и переосмыслить свой путь.

Артур Валерко, Football.ua

Досье

Леонид Буряк

Родился 10 июля 1953 года

Начинал тренерскую карьеру за границей. Был играющим тренером финских клубов КПТ-85 (1988-89) и ВанПа (1990). Работал с тренером в команде Эвансвильсского университета (США, 1991). В 1996-00 годах работал в тренерском штабе национальной команды Украины, возглавляемым Йожефом Сабо и Валерием Лобановским.

Тренерская карьера (как главного тренера): Нива (Тернополь) – 1993, Черноморец (Одесса) – 1994-98, Арсенал (Тула, Россия) – 1999, сборная Украины – 2002-03, Динамо (Киев) – 2005, ПФК Александрия – 2012.

Достижения: вице-чемпион Украины (1995, 1996)

Мнение эксперта

Сергей Балтача, заслуженный мастер спорта: "Леонид Буряк – безусловный профи. Мне знакомы его тренировочные методы, они современны, эффективны и отвечают направлению развития футбола. Кроме того, Буряк способен достучаться до сознания игроков, помочь им задействовать все свои ресурсы".

В материале использованы фото Football.ua, obozrevatel.com, dynamo.kiev.ua
Факт от спонсора ТМ Оболонь

В 2007 году футболист Андрей Шевченко и компания «Оболонь» инициируют проведение благотворительного футбольного матча под девизом «Подарите свое сердце детям». Собранные средства направлены на строительство «Детской больницы будущего» и благотворительные проекты фонда Андрея Шевченко.