Football.uaпредставляет материал о развитии тактики в Италии в XXIвеке.
 
Вступление. Флорентийский журналист и телеведущий Марио Скончерти, несомненно, является продолжателем традиций футбольной литературы в Италии, заложенных Джанни Брерой.  Одной из наиболее интересных для него тем является развитие тактической мысли в Италии, чему посвящены многие его работы. Рубеж веков и первое десятилетие нового тысячелетия в кальчо, как и полагается, не стал  временем застоя, а принес много неординарных решений простой проблемы: как забить в ворота соперника, при этом, не пропустив в свои (или пропустив как можно меньше). Именно о них и рассказывает Скончерти в своем фирменном стиле. Приятного чтения!
 
Рома Спаллетти
 
Была еще одна интересная тактическая идея, которая появилось примерно в одно и то же время. Она принесла меньше побед, зато является еще более узнаваемой. Это Рома Лучано Спалетти. Эта команда родилась неожиданно в зимний вечер 18 декабря 2005 года в Генуе. После двенадцати туров джаллоросси шли на десятом месте, отставая на 22 очка от Ювентуса. В каждом из предшествующих туров Рома в среднем потеряла полтора очка. Спаллетти было 46 лет, в бытность игроком он выступал на позиции полузащитника, скитаясь по клубам Серии С из Тосканы и Лигурии. Он более агрессивный, чем Анчелотти, но менее убедительный, однако ему тоже свойственен вкус  к игре и способность найти ее там, где, казалось бы, царила пустота.
 
Сначала Рома стала для Спаллетти великим шансом, которым он не умел воспользоваться. Это его не нервировало, а скорее разочаровывало. Он ожидал гораздо больше от себя с такой командой, как Рома. У него был фантастический игрок, который, однако, разрушал команду изнутри. Его зовут Антонио Кассано и, несмотря на то, что за него недавно заплатили шестьдесят миллиардов лир, было решено отпустить его в мадридский Реал, чтобы попробовать создать в Риме нечто боеспособное. Кассано впервые показался в Мадриде в джинсах и куртке с меховым воротником. Его вес на пять килограмм превышал норму. Букмекеры принимали ставки на его возрождение, но мало кто приносил им деньги. А Рома, тем временем, неожиданно переродилась. Кассано, несомненно, был ошибкой. А Рома, тем временем, неожиданно переродилась. Кассано, несомненно, был ошибкой
 
Из-за травм, а также желания и по необходимости, команда полностью меняется. Исчезают чистые нападающие. На Марасси  против Сампдории вышли только полузащитники: Де Росси, Аквилани, Перротта, Томмази, Таддеи и Тотти. Плюс Пануччи и Куфрэ, которые активно шли вперед по своим флангам. Тотти берет на себя обязанности центрфорварда, хотя ранее он практически не играл на этой позиции. Перротта исполнял функции треквартисты за его спиной, отлично выходя на ворота из глубины. Единственной стабильной позицией было место Де Росси – непосредственно перед защитой.
 
Рома не выиграла тогда у Сампдории: час играла очень хорошо, а потом не хватило физики. В следующее воскресенье получилось лучше, потом еще лучше. Джаллоросси выиграли одиннадцать матчей подряд и установили новый рекорд чемпионата (на тот момент). Первая потеря очков случится только 5 марта, почти через три месяца: Марко Матерацци сравнял счет за минуту до окончания матча на Сан-Сиро. За это время Рома поднялась на пять позиций, приблизившись на расстояние в одно очко к четвертому месту.
 
К этой уже очень техничной и непредсказуемой команде Спаллетти летом добавит еще одного таланта – чилийца Писсаро вместо завершающего карьеру Томмази. Потенциал продолжал расти вместе с умением Тотти действовать на острие.  Впоследствии Франческо даже сумеет выиграть бомбардирскую гонку, забив 26 голов.
 
Игра Ромы Спалетти основывалась на двух концепциях:
 
1) Завладевая мячом, нужно тут же отдать его партнеру и продвигаться вперед.
2) Передачу нужно отдавать только футболисту в движении.
 
Эти два правила создают непрерывное движение на поле, привнося революционную простоту.

Ожидая передачу, продолжая перемещение, означает избавляться от опеки соперников в принципе. Не все способны на подобное. Нужны две характеристики. Первая – техническая: нужно уметь обращаться с мячом в движении, уметь направлять его, куда требуется, обязательно непредсказуемым для соперника образом. Вторая – физическая: постоянный бег требует огромных ресурсов в то время как усталость накапливается воскресенье за воскресеньем.
 
Рома Спаллетти – это зрелище, в определенной мере напоминающий ранний Милан Сакки, потому что в ней движение – всеобщее и  организованное, никто не стоит на месте. С высоты можно было бы увидеть пять-шесть футболистов, которые в один и тот же отрезок времени принимают участие в одной и той же комбинации. И, как и Милан Сакки, Рома Спаллетти умела отлично играть на контратаках. Кок только мяч оказывался у игроков Ромы, команда моментально перестраивалась и с помощью нескольких ловких передач выходила на ворота. Тотти – не только венец, но и вдохновитель атакующей игры Ромы. Такая игра не длится вечно, но в течение пятидесяти-шестидесяти матчей, которые потребовалось соперникам, чтобы найти противоядие, перед нашим взором, действительно, предстало нечто необычное и привлекательное. Рома Спаллетти – это зрелище, в определенной мере напоминающий ранний Милан Сакки
 
Проблема не в тактике. Рома распадалась на части, теряла уверенность и спонтанность, когда приближалась к серьезным целям слишком близко. Ей не хватило двух фундаментальных вещей: характера и физической стабильности лидера  Тотти, с каждым годом все чаще подвергающегося тяжелым травмам. Однако и в Лиге чемпионов Рома доказывала, что ей по силам играть на равных с сильнейшими клубами Европы.
 
Возвращение вингеров
 
В целом, для окончания первого десятилетия нулевых характерно возвращение в моду фланговой игры и возвращение вингеров. Это попытка расширить пространство команды на поле, занять еще больше территории. Вариантов может быть много: кто-то выставлял двоих фланговых нападающих и одного центрального, а кто-то просто вернул на фланги активных полузащитников.
 
В первом случае речь идет о 4-3-3, при котором полузащитники должны действовать намного выше, чтобы закрыть пространство оставленное форвардами  краев. Во втором случае есть некая близость с классическими 4-4-2 в различных вариациях, которые зависят от особенностей игры второго нападающего.
 
На несколько лет в моду вошла игра с двумя центральными нападающими в английском стиле. Даже сборная Липпи до начала мундиаля активно наигрывала пару Индзаги – Виери. Однако это не наша игра. В общем же, тренеры также попробовали придать команде глубину, используя скоростного и техничного футболиста метрах в десяти  позади центрфорварда. Это привело к закреплению схемы: 4-2-3-1, что пока что является вершиной эволюции итальянского стиля игры. Достаточно только определиться, какой именно тип игрока будет под форвардом. Фантазиста или просто  полузащитник. То есть условный Кака или условный Маркьонни.
 
Хотя в современном футболе все эти схемы – только ориентировочные. Все решает класс исполнителей и их характеристики. Если среди двух центральных полузащитников есть опорный  – это одно, если там Пирло – совсем другое. То же самое касается вингеров и треквартист. Рома Спалетти действовала согласно схеме 4-2-3-1, но никто не сможет сказать, что Тотти – это однозначно нападающий, а Писсарро – опорный.  Рома Спалетти действовала согласно схеме 4-2-3-1, но никто не сможет сказать, что Тотти – это однозначно нападающий, а Писсарро – опорный
 
В конце концов, список ингредиентов бесконечен. В отличие от равновесия между ними. Последнее является непрочным по определению и устанавливается с помощью неписанных правил. Именно в нем состоит главная сложность в строительстве любой команды.
 
В футболе есть некая мистика, которая никому не подвластна и которая доступна очень немногим, если ее вообще не отдать на волю случая. Иногда великие команды рождаются из-за нелепой травмы или из-за ухода звездного футболиста, из-за незначительной ссоры или по необходимости. В этом часто и состоит величие тренера. Интуитивно чувствовать, куда направлена сила инерции команды, что есть внутри нее и, особенно, чего нет. Искать мелкие перестановки, которые способны остановить хаотичный дрейф и постепенно принести упорядоченность. Не упускать из виду ни одной детали.
 
А потом закрыть глаза и скрестить пальцы.
 
Перевод и адаптация Яны Дашковской, специально для 4-4-2