Вступление. Итальянский журналист и писатель Марио Скончерти является одним из ярчайших последователей классика футбольной литературы Италии Джанни Бреры. В своей последней книге "Футбол принадлежит богатым. Можно ли будет победить, не истратив состояние?" он анализирует различные аспекты развития кальчо в общеевропейском контексте на протяжении последних пяти лет, пытаясь найти ответ на многие волнующие вопросы, в частности в разделе, посвященном тактике, который будет представлен вашему вниманию. Почему более половины клубов Серии А используют схему 3-5-2, в то время как за границей ею пренебрегают; в чем особенность каталонской школы; на что решился Леонардо в Милане; и чего ждать от молодых специалистов Серии А. Что касается стиля автора, то достаточно процитировать отзыв известного итальянского писателя Алессандро Барикко: "Вот книга, которую я мечтал написать, если бы мог". 
 
Одиннадцать команд из двадцати в чемпионате 2012-13 исповедовали схему 3-5-2, то есть с тремя центральными защитниками, двумя фланговыми игроками (по-итальянски esterno, что значит внешний, крайний: новомодный универсальный термин, использование которого позволяет дистанцироваться от функции исполнителя, защитной или атакующей – прим. Football.ua), тремя полузащитниками и двумя нападающими. Очень гибкая система. Впрочем, это еще ничего не значит, но нам любопытно узнать, почему вдруг все осознали эффективность защиты в три. Считаю, что это попытка модернизировать итальянский стильи, то есть игру с максимальным вниманием к действиям соперника и возможностью моментально закрыться. 
 
3-5-2 – это простая схема, не требующая длительного обдумывания. Таинственные диагонали сводятся к минимуму, потому что оборона и без них надежна благодаря наличию двоих футболистов вместо одного. К двум классическим для итальянской игры нападающим добавляется два крайка: один из них  более ориентирован на атаку, второй – на оборону.  Точно так же, как происходило в итальянском футболе 1960-70-х годов. Тогда был правый вингер (итальянский термин ala, то есть крыло – прим. Football.ua), который работал по всему флангу, помогал в обороне, потому что правый защитник занимался исключительно опекой левого вингера соперников, который фактически исполнял функции чистого нападающего. На левом  фланге, как правило, защитник активно шел вперед, фактически выполняя обязанности вингера. Такие амплуа характеризовали с помощью их мастерских исполнителей: вингеры а-ля Доменгини и защитники а-ля Факкетти.  
 
В общем, схему 3-5-2 можно смело называть обновленной версией старого-доброго итальянского стиля. У нас всегда было три защитника: один из них опекал центрфорварда, второй – вингера, который шел в атаку, третий исполнял обязанности либеро. Сейчас то же самое с тем лишь отличием, что расширились функции центрального защитника, вынужденного опекать еще одного форварда, когда тот проникает в его зону. А третий защитник – всегда либеро. Это амплуа, в сущности, никогда не исчезало, а сейчас переживает очередное возрождение. Наконец-то, он может  смело выйти из тени, куда его загнали наши предубеждения почти на тридцать лет. 
 
Либеро – это король центральных защитников. Он более техничен по сравнению с коллегами на флангах, умеет начинать атаки продуманными дальними передачами. Он не отходит на десять метров назад как либеро старой формации, потому что, в противном случае, не срабатывала бы офсайдная ловушка, играет практически на одной линии с остальными защитниками, однако его задача состоит в том, чтобы закрыть оставленные его коллегами зоны и создать их в новой атаке. Неста был стоппером, лучшим в своем амплуа за последнее двадцатилетие.  Тьяго Силва – либеро. 
 
Итальянский стиль далее предполагал наличие медьяно или полузащитника оборонительного плана (Фурино), медзалы вертикальной игры или атакующего полузащитника (Тарделли) и реджисты или плеймекера (Булгарелли или Де Систи). А также флангового защитника, который шел в атаку, правого вингера, который отходил в оборону и, наконец, двух форвардов. Не предполагалось наличие треквартисты, потому что примерно в той же зоне уже действовали два атакующих полузащитника, поэтому конструктивная составляющая игры принадлежала им, а также второму нападающему. Центрфорвард обычно обладал выдающимися физическими данными, второй нападающий был быстрым и техничным, почти всегда невысокого роста. 
 
 
3-5-2 как разновидность итальянского стиля
 
Современные 3-5-2, по сути, ничем не отличаются. Это осторожная, но гибкая тактика, которая в ходе игры может превратиться во что угодно, однако, прежде всего, позволяет хорошо закрываться, когда возникает такая необходимость. Старая крестьянская философия: сначала давайте запасем достаточно сена в хлеву, а потом уже посмотрим, что в мире делается. Схема 4-3-3, являющаяся более спонтанной и, возможно, более атакующей, – это игра с лютеранской философией, которая предполагает жертву и воздаяние. В наше время не многие готовы рисковать. 
 
Нередко звучит постулат, что страна играет в тот футбол, который отображает ее настроение на данном отрезке истории. Счастливая страна играет в счастливый футбол, а грустная страна выдает то, что в ее силах. Мы, итальянцы, сейчас не можем чувствовать уверенность в себе и в нашем футболе. Мы ищем конкретику. И схема 3-5-2 нам ее дает. Это построение всегда предпочитали сборные страны с низким и средним уровнем национального чемпионата, чьи игроки прибывали на сбор в последнюю минуту со всех уголков мира. Не было времени подготовить какую-либо схему, не было времени на совместные тренировки. Но с 3-5-2 команда возникает сразу. Она идеально подходит для быстрого достижения поставленной цели. Четкие обязанности, никаких придумок, никакой магии. 
 
В сезоне 2011-12 Ювентус начал ее использовать, чтобы помочь Пирло, который бы испытывал трудности, имея только двоих защитников за спиной. Он бы играл с постоянным страхом потери мяча, потому что в этом случае соперник сразу же выходил на ворота. Кроме того, один из защитников должен был бы идти навстречу прорывающемуся оппоненту, оставляя коллегу в одиночестве перед вратарем. Классический розыгрыш. Соперник отправляет мяч немного в сторону, где защитник  уже не может оказать противодействия, и выводит на ворота своего партнера. Конечно, легче сказать, чем сделать, однако в ходе матча обычно случается несколько таких ситуаций и их опасаются едва ли не  больше всех, потому что при таком развитии событий соперники даже не должны обладать выдающимися  техническими способностями, достаточно уметь играть на опережение. По тем же  причинам эту схему выбрал Пранделли для чемпионата Европы 2012-го. Чтобы защитить своего плеймейкера. 
 
 
Как понять, какая именно защита в три перед нами
 
Именно здесь начинаются отличия.  Футбол никогда не бывает полностью одинаковым. Иногда проходится что-то выдумывать, даже если ты выбрал простейшую схему. Развитие итальянского стиля как раз и происходит благодаря трансформациям 3-5-2. Чтобы точно понять, в какую именно игру играет команда, прежде всего, нужно посмотреть на каком среднем расстоянии играют три защитника. Правило говорит, что никогда нельзя увеличивать игровое расстояние больше, чем на десять метров, в противном случае нивелируются все преимущества защиты в три. Однако если три футболиста играют на расстоянии десяти метров друг от друга, они закрывают только двадцать метров пространства из шестидесяти возможных, начиная от средней линии. Остаются двадцать метров справа и двадцать слева, куда могу проникать соперники. В сущности, вопрос в следующем: кто будет закрывать фланговых игроков соперника?
Если вингера соперника кроет один из крайних центральных, тогда, действительно, речь идет о защите в три, причем в ее современном представлении. Это значит, что защитников, действительно, меньше по сравнение с классической оборой с четырьмя исполнителями. 
 
Приведем пример. Если Кассано (Интер) играет против Юве, действуя на левом фланге, кто его кроет? Барцальи или Лихтштайнер, защитник или полузащитник? В Ювентусе почти всегда опека ляжет на плечи Барцальи, потому что фланговые полузащитники туринцев играют очень высоко, близко к линии нападения. Часто их схема скорее напоминает 3-3-4, чем 3-5-2. Это и есть современное прочтение. Если же его кроет Лихтштайнер, это значит,  что защита не в три, а в пять, потому что включает крайних полузащитников. 
 
Конте удалось использовать в атакующем ключе традиционно осторожную схему. Еще одним тренером, который ее успешно использует, является Монтелла. Маццарри трансформирует ее с фантазией и уверенностью. Центральный защитники Кампаньяро и Бритос (или Ароника) кроют фланговых игроков соперника и часто сами идут в атаку. Наполи может позволить себе такие движения благодаря небольшим  расстояниям между тремя линиями: обороной, полузащитой и атакой. 
 
 
Перевод и адаптация Яны Дашковской, специально для Football.ua
 
Продолжение следует