Хокин АПЕРРИБАЙ Бедиалануэта
Клуб: СОСЬЕДАД
Во главе клуба: с 2008
Возраст: 56
Национальность: испанец (баск)
Самый крупный входящий трансфер во время правления: НАП Карлос Вела; 2012; из Арсенала за 3,8 млн евро
Самый крупный исходящий трансфер во время правления: ЗАЩ Кастильо; 2009; в Атлетик за 2 млн евро
Президентская титулатура: -
 
 
Сын известного баскского предпринимателя Хокина Аперрибая Элосуа, владельца одного из крупнейших капиталов в провинции Гипускоа, занимавшего пост вице-президента Сосьедада во время правления Иньяки Алькисы (1983 – 1992).
 
Хокин Аперрибай Бедиалануэта входит в саппорт-фракцию LagunakRealaren, составленную из молодых и энергичных предпринимателей, имеющую свое собственное видение дальнейшего развития Сосьедада.
 
В 2006 году клуб захлестнул мощный экономический кризис, вследствие чего через два года команда объявила о банкротстве. 20 декабря 2008 года на внеочередном собрании акционеров Хокин Аперрибай стал 30-м президентом в истории Сосьедада, на финишной ленточке обойдя главного фаворита на пост, Иньяки Бадиолу.
 
Столетний юбилей в 2009 году баскский коллектив встречал в Сегунде, но Аперрибай знал свое дело: на следующий сезон клуб добился выхода в элитный испанский дивизион, заодно выплатив все долги. Административная команда нового президента (все те же люди из LagunakRealaren) отказалась от громких приобретений, сосредоточившись на выпускниках собственной академии и выгодных арендных соглашениях. Лишь нынешним летом Аперрибай рискнул потратить почти 4 миллиона евро на приобретение мексиканца Карлоса Велы. Это, впрочем, не кот в мешке, а проверенный вариант: Вела в прошлом сезоне находился на Аноэта в аренде, и стал одним из лидеров команды (35 матчей, 12 голов и 7 ассистов в Примере). Более того, Аперрибай сумел опередить Атлетико и Севилью в борьбе за уругвайского полузащитника Чори Кастро, у которого закончился контракт с Мальоркой и который прибыл в Гипускоа на правах свободного агента.
 
Главные жемчужины Сосьедада – вингеры Хаби Прието и Антуан Гризманн, являются собственными выпускниками и трансферными целями для многих континентальных клубов. Однако Аперрибай продаст их только за сумму, близкую к клаусуле, а не по номинальной стоимости (оба на трансферном рынке оценены в 8 млн евро). Хоакин Аперрибай и его команда сделают все возможное, чтобы клуб и дальше крепко держался на финансовом плаву.

Анхель ТОРРЕС Санчес
Клуб: ХЕТАФЕ
Во главе клуба: с 2002
Возраст: 60
Национальность: испанец
Самый крупный входящий трансфер во время правления: ЗАЩ Ката Диас; 2007; из Бока Хуниорс; ГК Устари; 2007; из Индепенденте; НАП Сольдадо; 2008; из Реал Мадрид – все за 6 млн евро
Самый крупный исходящий трансфер во время правления: НАП Сольдадо; 2010; в Реал Мадрид; ПЛЗ Педро Леон; 2010; в Реал Мадрид - оба за 10 млн евро
Президентская титулатура: -
 
 
Сделал состояние в восьмидесятых годах прошлого века, когда в статусе строительного подрядчика занимался обустройством пригородов испанской столицы. Анхель Торрес известен постройкой коттеджного района Буэнависта, считающегося пригородом Хетафе и находящимся в 15 км от Мадрида. Буэнависта – своеобразный, полностью автономный город в городе, в котором проживают 25 тысяч человек.
 
Анхель Торрес – сосьо клуба Реал Мадрид, что, конечно же, стало причиной многочисленных кулуарных разговоров, когда футболисты Хета обеспечили себе путевку в Примеру. Справедливости ради, стоит отметить, что Хетафе частенько давал бой Сливочным, хотя наличествовал и один матч, который пресса посчитала странным: в 2010 году Хетафе, бывший на очень хорошем ходу, пропустил от Мадрида 4 гола в первом тайме. Впрочем, факт сговора так и не был доказан. Между бланкос и Хета существует тесная трансферная связь – некоторые футболисты Мадрида проходят практику в пригороде в качестве арендованных, при этом Сливочные сохраняют за собой lusprimaenoctis, «право первой ночи», то есть привилегированные условия выкупа.
 
21 апреля 2011 года Анхель Санчес Торрес объявил о продаже клуба арабскому консорциуму RoyalEmiratesGroup– таким образом, Хета летом 2012 года должен был стать вторым «шейховским» (после Малаги) проектом в Испании. Но далеко идущие планы разбились о суровый жизненный быт: оказалось, что физическое лицо, выступавшее посредником, каталонский бизнесмен и аферист Жоан Баталья Хуанола, попросту обманывал руководство Хетафе, притворяясь посланником шейхов. Жоана Баталью арестовали 19 июня 2012 года, а еще через неделю RoyalEmiratesGroupобъявила о том, что никаких соглашений с испанским клубом не подписывала.
 
Между Анхелем Торресом и болельщиками Хетафе давно существует устойчивый конфликт: саппортеры недовольны высокими ценами на билеты, и отсутствием хоть какой-нибудь поддержки со стороны хунты азулонес. И в ближайшее время улучшения отношений не предвидится.
 
Стоит заметить, что Хетафе – самый непопулярный и малопосещаемый клуб первого испанского дивизиона. Это слишком молодая команда, которая еще не успела обрасти традициями.

Хосу УРРУТИЯ Тельериа
Клуб: АТЛЕТИК БИЛЬБАО
Во главе клуба: с 2011
Возраст: 44
Национальность: испанец (баск)
Самый крупный входящий трансфер во время правления: ПЛЗ Андер Эррера; 2011; из Сарагосы за 7,5 млн евро
Самый крупный исходящий трансфер во время правления: -
Президентская титулатура: -
 
Хосу Уррутия на протяжении 15 сезонов защищал цвета Атлетика, действуя на позиции опорного полузащитника. В центре поля он обеспечивал мобильность фантазисте Хулену Герреро, одному из лучших футболистов Атлетика конца XXвека. Всего за Львов Уррутия провел 348 матчей, в которых отметился 10 забитыми мячами. Ни за какую другую команду он никогда не играл.
 
После окончания карьеры экс-«волнорез» занялся административной работой, и в прошлом году баллотировался на пост президента клуба, обогнав своего главного соперника на 2261 голос (самое большое преимущество в голосах между двумя кандидатами на пост президента в истории Атлетика). Хосу Уррутия – 31-й президент Атлетика, и четвертый бывший футболист клуба, который сумел занять эту должность. Козырем Уррутия являлся аргентинский специалист Марсело Бьелса. Многим болельщикам не понравилось, что новый президент сразу же уволил Хоакина Капарроса, так много сделавшего для команды, но с Бьелсой баскский прайд вышел на качественно новый уровень, предпочитая не только физическое давление, как раньше, но и стремясь демонстрировать умный, техничный футбол. В результате, Атлетик бился за место в лигачемпионской четверке (из которой самоустранился, неспособный разделить воинский состав на три фронта), и достиг финалов Кубка Испании и Лиги Европы, оба из которых проиграл. Этот новый Атлетик сумел влюбить в себя всю Европу, а некоторые из его поединков стали воистину эпическими – такие, например, как домашняя бойня в Примере против Барселоны (испанская пресса наречет этот матч «Великой битвой в бассейне», во время игры шел ливень), или двойное противостояние с Манчестер Юнайтед в Лиге Европы.
 
Одно из главных дел президента Львов – строительство Сан Мамес Барриа, нового стадиона, пятидесятитысячника, который вступит в эксплуатацию в сентябре 2013 года. Тогда же будет стерт с лица земли Сан Мамес, нынешний эстадио клуба, единственная спортивная арена Испании, которая на своем веку принимала участие абсолютно во всех розыгрышах Примеры, начиная с самого первого.

Хосе Мария ДЕЛЬ НИДО Бенавенте
Клуб: СЕВИЛЬЯ
Во главе клуба: с 2002
Возраст: 54
Национальность: испанец (андалусиец)
Самый крупный входящий трансфер во время правления: НАП Негредо; 2009; из Реал Мадрид за 15 млн евро
Самый крупный исходящий трансфер во время правления: ЗАЩ Даниэль Алвеш; 2008; в Барселону за 35,5 млн евро
Президентская титулатура: 5 (Кубок УЕФА, Суперкубок Европы, Копа дель Рей – 2, Суперкубок Испании)
 
Выходец из семьи севильистас – его отец, Хосе Мария дель Нидо Баррего являлся в свое время вице-президентом клуба. Закончил факультет юриспруденции в Севильском университете, увлекался политикой, вступив в крайне правую партию «Новая Сила» (FuerzaNova).
 
В 2002 году Хосе Мария дель Нидо становится президентом футбольного клуба Севилья, будучи генеральным директором компании UtreraSevillistasdeNervion, которой принадлежит около 35% уставного капитала андалусской команды.
 
При дель Нидо Севилья избавилась от долга в размере 40 млн евро, и взошла на новую высоту, являясь в нулевых нарушителем общественного спокойствия грандов. Клуб занимал высокие позиции в национальном первенстве, выигрывал трофеи, в том числе, и на международной арене. В 2006 году согласно рейтингу IFFHS, Севилья была признана лучшим клубом мира.
 
Сам Хосе Мария дель Нидо стал членом правления Королевской испанской федерации футбола (RFEF) и советником по правовым вопросам в LFP.
 
В 2010 году в рейтинге DonBalon«50 самых влиятельных личностей в испанском футболе» президент Севильи занял 21-е место.
 
Успешное финансовое положение Севильи во многом связано с чрезвычайно грамотной траснферной политикой, которую дель Нидо осуществлял вместе со спортивным директором Рамоном Родригесом Вердехо, более известным под прозвищем «Мончи». Рамон Мончи знаменит тем, что умеет разглядеть громадный потенциал в молодых и относительно дешевых футболистах. Став звездами в Севилье, эти игроки потом значительно пополняли клубный бюджет, уходя на повышение.
 
Это становится понятно, если рассмотреть список самых дорогих исходящих трансферов клуба в период президентства Хосе Марии дель Нидо. Даниэль Алвеш обошелся команде в 550 тысяч евро, а позже его продали в Барселону за 35,5 млн; Хосе Антонио Рейес, собственный воспитанник, уехал в Арсенал за 35 млн; еще один кантерано, Серхио Рамос, отправившись на Сантьяго Бернабеу, обогатил казну на 27 млн евро; Жулио Баптисту приобрели за 3,5 млн, а продали за 20 (Реал Мадрид); за Сейду Кейта заплатили 4 млн евро, продав затем его в Барселону за 14 млн; Адриано обошелся в 2,1 млн евро, а уехал на Камп Ноу в обмен на 9,5 млн; Мартин Касерес был приобретен за 3 млн, в Ювентус его продали за 8.
 
В 2010 году дель Нидо развязал т.н. «войну телеправ», указав на то, что Мадрид и Барселона слишком много зарабатывают на показах собственных матчей, и их доходы от телетрансляций несовместимы с доходами других испанских клубов. Дель Нидо предложил продавать общий испанский пул, который будет приносить всем командам примерно равные отчисления. Данный шаг стал фатальной ошибкой. На совещании в Mediaproдель Нидо не поддержал ни один из клубных президентов Примеры (хотя, в приватных беседах с главным человеком в Севилье, они и обещали закрыть ему спину), а Мадрид с Барсой получили видимого врага.
 
В начале 2011 года против Хосе Марии дель Нидо совершенно мистическим образом всплыли многочисленные факты правонарушений в «деле Малайя», об отмывании денег в курортном городе Марбелья. Слушание длилось почти год, и в декабре дель Нидо был приговорен к семи с половиной годам лишения свободы и к 15 годам запрещения занятия любых административных должностей.
 
В данный момент рассматривается апелляция президента Севильи в Верховном суде Испании.
 
Продолжение следует
 
Алекс Маннанов, специально для Football.ua