В начале было слово – и слово было "футбол".

Норман Гиллер, "Футбол и всё остальное"


Любой материал, претендующий на исследование истории футбола, непременно начинается с рассказов о древнегреческих и древнеримских, китайских и японских,  забавах иных народов с мячом. В этих байках трудно найти что-то новое, они кочуют из материала в материал, и, признаться, пересказывать их нет ни малейшего желания.


Самое главное – футбол появился и оформился в таком виде, каким с ним познакомился весь мир, именно в Англии. Мы не станем подробно останавливаться на эволюции всенародной забавы с элементами насилия в спорт закрытых учебных заведений для привилегированных слоёв населения. Хотя, наверное, на некоторые темы, которые любят эксплуатировать историки футбола, не мешало бы пролить свет.


Многие пишут о том, что английские монархи и епископы боролись с "вредным увлечением народа", издавая строгие запреты и изобретая наказания для нарушителей. Благодаря этому футбол приобретает какие-то диссидентские, бунтарские черты. Однако было бы правильно напомнить о практической необходимости таких запретов. Например, Эдуард III, который 12 июня 1349 года издал знаменитый "антифутбольный указ", преследовал одну простую цель: Англия начала войну с Францией, оказавшейся Столетней (1337-1453), и ей нужны были не футболисты, а лучники. Да и вообще, если заглянуть в полный текст указа Эдуарда III, то можно узнать, что под страхом тюремного заключения были запрещены такие забавы как "метание камней, ручной мяч, футбол и хоккей, охота с гончими, петушиные бои и им подобные игры". Короче, всё для фронта, всё для победы!


Футбольная Ассоциация


С футболом как с хаотичной забавой было покончено 26 октября 1863  года. Эта дата – дата основания Футбольной Ассоциации (ФА) – считается днём рождения футбола. Хотя, конечно же, ситуация отнюдь не изменилась в одночасье и даже участникам исторического собрания в таверне "Масон", что в центре Лондона на улице Лонг Акр, пришлось встретиться ещё раз 1 декабря, чтобы окончательно решить – допустимы ли в футболе игра руками и захваты соперника. Проголосовав тринадцатью голосами против четырёх, основатели ФА создали на тот момент тонкую грань, отличавшую футбол от регби.


Однако главная задача, которую поставили перед собой собравшиеся, заключалась в том, чтобы выработать единые правила. Популярность футбола росла, но представители не только разных регионов, а и разных учебных заведений пользовались своими правилами. Отличались размеры ворот, продолжительность игры, количество игроков и другие элементарные сейчас вещи. Эволюция правил футбола продолжалась, и прошло очень много лет, прежде чем они обрели современный вид.


Но заслуга ФА заключается в том, что её основатели понимали – развитие футбола невозможно без единства в правилах. Многие активисты именно в этом видели единственную функцию организации и, сумев договориться по поводу 13-ти пунктов, которые были разработаны на основании Кембриджских (1862) и Шеффилдских (1857) правил, больше ни о чём не думали.


Сборная Англии


Инициатива ФА, однако, далеко не сразу встретила отклик. В газете The Times это событие было встречено как рядовое, ему было посвящено всего-то 35 строк репортажа. Некоторые репортёры попытку объединения "в едином правовом поле" назвали "вредной", и даже в Лондоне большинство команд продолжали играть по своим правилам. ФА стоило немалого труда, чтобы не просто выжить, но суметь завоевать некоторый авторитет.


Огромная заслуга в этом принадлежит первому секретарю ФА Чарльзу Олкоку. Он был одним из тех энтузиастов, кто не успокаивался ни на миг. Олкок пытался привлечь внимание к организации, предлагая новые пути развития игры. В 1870 году по его инициативе состоялся поединок между сборными Англии и Шотландии (1:1), однако так как в состав шотландцев вошли только жители Лондона, никто не спешил ни этот матч, ни ещё три таких же (1:1, 1:0, 2:1, 1:0 в пользу англичан) признать официальными.


Первый настоящий матч на уровне сборных состоялся в Глазго 30 ноября 1872 года в присутствии более трёх тысяч зрителей. Поединок завершился нулевой ничьей, однако сумел увлечь благодаря различиям в стилях игры сборных. Шотландцы предпочитали игру в пас, тогда как англичане делали ставку на индивидуальные действия и дриблинг. Принято считать, что Шотландия открыла Англии глаза на то, как нужно играть в футбол. Однако, скорее всего, проникновение стилей было обоюдным и взаимовыгодным. Свидетели исторического поединка, о впечатлениях которых можно судить по дошедшим до нас газетным репортажам с крикетного поля Партик, где состоялся матч, не могли не отметить, что хозяева, невзирая на свою прогрессивную манеру игры, избежали поражения не без труда.


Шотландия (все игроки представляли команду Куинз Парк): Гарднер (капитан) – Тейлор, Уильям Кер – Томсон, Джеймс Смит – Маккиннон, Джерри Уэйр, Леки, Уотерспун, Роберт Смит, Ринд


Англия: Баркер (Хертс Рейнджерс) - Мэйнард (Первый пехотный полк Суррея) – Гринхал (Ноттс) – Мэддисон (Оксфорд Университет), Брокбанк (Кембридж Университет), Оттавей (Оксфорд Университет, капитан), Кёрк-Смит (Оксфорд Университет), Морис (Барнс), Ченери (Кристал Пэлас), Клегг (ФК Шеффилд), Уэлч (Харроу Чекерс)


Кубок Англии


Организовать поединок в Глазго удалось благодаря визиту в Лондон первой и самой сильной команды Шотландии тех лет Куинз Парк. Глазвегианцы прибыли на полуфинал турнира, который стал разыгрываться в сезоне-1871/72 по инициативе того же Олкока. Он вспомнил свой юношеский опыт участия в соревнованиях на выбывание в родной школе Харроу и предложил использовать эту идею для организации объединяющего турнира под эгидой ФА. Он получил название FA Challenge Cup (Переходящий Кубок ФА). У нас же принято другое название – Кубок Англии, в самой Англии никогда не использовавшееся.


Розыгрыш начался 16 октября 1871 года, однако большого ажиотажа не вызвал. Желание сыграть изъявили 13 лондонских клубов, школа Донингтон из Линкольншира, а также Куинз Парк из Глазго, которому в Шотландии не было равных, и он не то что не проигрывал, а даже не пропускал по нескольку лет.


Три команды так и не вышли на поле, и Куинз Парк первый свой матч в розыгрыше сыграл только в полуфинале. После нулевой ничьей с Уондерерс, шотландцы не нашли денег, чтобы остаться в столице на переигровку, и таким образом в финал вышла команда Олкока.


16 марта 1872 года на крикетном поле Кеннингтон Овал был разыгран первый в истории футбола трофей, для покупки которого клубы собрали 20 фунтов. Фаворитом признавалась крепкая команда Королевские Инженеры, однако она уже на 10-й минуте из-за перелома ключицы потеряла одного из своих игроков. Конечно же, ни о каких заменах не шло речи. Лейтенант Эдмунд Крессвелл остался на поле, но фактически Уондерерс имели численное преимущество. Две тысячи зрителей, которых трудно назвать зеваками, потому как каждый из них за просмотр матча заплатил по шиллингу, стали свидетелями единственного гола в исполнении некоего Чекера.


Как оказалось, под этим именем скрывался Мортон Пито Беттс, который в начале турнира был в заявке клуба Харроу Чекерс. Однако следует заметить, что эта команда снялась с розыгрыша, так и не сыграв ни единого матча.


Уондерерс, впрочем, доказали закономерность своей победы, выиграв пять розыгрышей Кубка Англии из первых семи. Именно Странники первыми в истории сделали кубковый хет-трик (1876, 1877, 1878). Ещё два турнира выиграла команда Олд Итонианс, по разу Кубок получали Оксфорд Университет, Королевские Инженеры, Клепэм Роверс и Олд Картузианс.


Столичные клубы доминировали в первых розыгрышах Кубка Англии ещё и потому, что провинция долгое время игнорировала этот турнир. Не баловали его вниманием и болельщики, однако благодаря появлению мощных команд с севера Кубок получил дополнительный импульс. В 1883 году Блэкберн Олимпик обыграл в овертайме Олд Итонианс 2:1 и впервые увёз трофей из столицы. Следующие три розыгрыша выиграл клуб Блэкберн Роверс. С этого началась новая эра в развитии английского футбола.


Футбольная Лига


Если на юге футбол был занятием людей обеспеченных и благородных, которые могли позволить себе оставаться аматорами, то на севере работягам было проблематично уделять игре слишком много времени. Это грозило потерей тех небольших, но нужных для выживания доходов в виде зарплаты. Однако нувориши, которые появлялись во главе почти каждого клуба севера, понимали, какую выгоду в перспективе им может принести развитие футбола как бизнеса. Они начали платить лучшим игрокам, делая это, конечно же, незаконно, из-под полы.


В 1879 году первыми неофициальными профессионалами, как считается, стали шотландцы Ферги Сатер и Джеймс Лав, пополнившие клуб Дарвен из Ланкашира. Сатер на родине работал каменщиком, вроде бы этим же он занимался и в Англии, однако никто и никогда за годы выступления Ферги в Дарвене не видел его с мастерком в руке! Этот опыт тут же был взят на вооружение клубами динамично развивающихся промышленных районов Севера, и уже в 1883 году ФА исключила из розыгрыша Кубка Англии уличённых в нарушении аматорских принципов Аккрингтон и Престон Норт Энд.


Престон, невзирая на то, что существовал всего лишь два года, уже представлял собой серьёзную силу. Организатор клуба майор Уильям Садделл имел немалые вес в регионе и, заручившись поддержкой 28-ми клубов, пригрозил ФА основанием конкурирующей Британской Национальной Футбольной Ассоциации. Лондон пошёл на уступки не сразу, сдался только после третьего штурма. На заседании от 20 июля 1885 года – самый разгар сезона отпусков! – отсутствовали представители многих аматорских клубов, и решение о введении профессионализма удалось протащить, хоть и с серьёзными ограничениями.


Однако начало было положено, и остановить дальнейшее развитие футбола было уже невозможно. Следующим логичным шагом стала организация единого регулярного чемпионата под эгидой Футбольной Лиги (ФЛ). Инициатором выступил президент Астон Виллы Уильям Макгрегор, который в идеале видел турнир как соревнование лучших клубов Англии и Шотландии. Однако в Глазго аматорские настроения были ещё сильнее, нежели в Лондоне, и эта идея до сих пор осталась нереализованной.


23 марта 1888 года в лондонской гостинице Андертон состоялась первая встреча, на которой было выбрано название новой организации. Решающее заседание прошло 17 апреля в Манчестере в Королевском отеле. Южные клубы не проявили ни малейшего интереса к инициативе Макгрегора, и в первом розыгрыше чемпионата ФЛ приняли участие 12 клубов Мидлэнда и Ланкашира (количество было ограничено 22-мя свободными от матчей Кубка Англии днями в календаре сезона): Аккрингтон, Астон Вилла, Блэкберн Роверс, Болтон Уондерерс, Бёрнли, Дерби Каунти, Эвертон, Ноттс Каунти, Престон, Сток, Вест Бромвич Альбион и Вулверхэмптон Уондерерс.


Чемпионом стал Престон, который не проиграл ни разу в 22-х матчах (18 побед, 4 ничьи), а также завоевал Кубок Англии, не пропустив ни единого мяча в пяти поединках розыгрыша! Команда, получившая прозвище Непобедимый Престон (Invincible Preston), стала чемпионом и на следующий год, однако затем уступила позиции Сандерленду (три чемпионства в четырёх сезонах) и Астон Вилле (пять в семи). В отличие от шотландских клубов, двери ФЛ были настежь открыты для футболистов из Шотландии, которые составили костяк английских грандов того периода. В Сандерленде, который был известен как "Команда всех талантов", вообще был только один англичанин, а потому было бы справедливо и другое прозвище – "Команда всех британских наций".


В ХIХ веке чемпионами по разу становились Эвертон и Шеффилд Юнайтед.


ФЛ стремительно увеличивалась, приобретая всё больше сторонников, и, как следствие, в 1892 году появился второй дивизион. На следующий год членом Д2 стал первый клуб Юга – лондонский Вулидж (Вулвич) Арсенал.


Начиналась новая эра.

Алексей Иванов, специально для Бей-Беги