"Вот где мне и не хватило нескольких сантиметров!" Сейчас Фабио Каннаваро шутит, вспоминая финал чемпионата Европы 2000 года, но в тот вечер ему было не до смеха. Пытаясь прервать навес в штрафную, защитник в прыжке слегка задел мяч головой, тот оказался у Сильвена Вильтора, и француз поразил ворота Франческо Тольдо. Когда лишь мгновения отделяли Скуадру Адзурру от титула, итальянцы пропустили, счет стал равным, а в дополнительное время Давид Трезеге принес победу подопечным Роже Лемерра. Мама Каннаваро Джельсомина получила язвительный звонок от подруги-француженки – мол, небось, уже открыли шампанское?
Наблюдая за празднованием французов, Фабио вспоминал звук удара мяча в перекладину, который два года назад поставил крест на надеждах Италии на другом международном форуме. Луиджи Ди Бьяджо не реализовал пенальти, адзурри уступили Ле Бле в четвертьфинале мундиаля. У Каннаваро еще будет шанс взять реванш, но в тот момент ему казалось, что обыграть Францию его команде мешают какие-то высшие силы. "Когда в 2006-м мы узнали, что в финале вновь встретимся с французами, на Фабио лица не было, — вспоминает Чиро Феррара. – Я долго убеждал его, что никакого проклятия не существует".
Во время чемпионата мира в Германии Феррара занимал должность помощника Марчелло Липпи, который возглавлял
сборную. Однако пути Чиро и Каннаваро пересеклись намного раньше – еще до того, как Фабио начал профессиональную карьеру. Оба они родом из Неаполя, оба были без ума от местной команды. Но Феррара уже был оплотом обороны Партенопеи, а юный Каннаваро лишь подавал мячи на стадионе Сан Паоло. "Он расскажет вам, что подбирал мячи за Марадоной, но Диего ведь бил по воротам, а за пределы поля круглого отправлял, как правило, я, — смеется Чиро. – Так что, Фабио был у меня мальчиком на побегушках".
Как принято говорить в истории о каждой футбольной легенде, "мяч был его первой игрушкой". Отец Фабио Паскуале поигрывал на любительском уровне и поощрял увлечение сына, однако был строг и заставлял не забывать об учебе. "Однажды он пришел из школы, я посмотрел дневник и ужаснулся – одни неуды! Тогда я забрал у него все бутсы, форму и месяц не разрешал играть", — рассказывает Каннаваро-старший. Помогло не слишком, и Паскуале пришлось обращаться к тренерам молодежной команды Наполи, которые поставили условие перед молодым футболистом – будешь играть только в том случае, если в школе все будет в порядке.
В 16 лет он слыл хорошим полузащитником, не более. Да, да, это не ошибка – начинал Каннаваро в центре поля. До тех пор, пока алленаторе Риккардо Де Лелла не отправил его в оборону, заявив, что для хавбека у Фабио "голова тяжеловата". Отец был в ярости, считал, что Де Лелла допускает самую большую ошибку в мире, однако все сложилось лучше не придумаешь. Каннаваро не стал спорить и переместился ближе к своим воротам. Он был не из тех, кто пререкается – без лишних слов отсидел 26 матчей на скамейке запасных в дебютном сезоне в первой команде. "Клаудио Раньери не считал меня особо перспективным, я не был лучшим среди сверстников. Но работал над собой и шел вперед".
Сложно представить, как эмоции Фабио испытывал 4 ноября 1992 года. Наполи играл с ПСЖ, Чиро Феррара получил по
ногам и захромал. Раньери дал 19-летнему защитнику команду разминаться, но Феррара вскоре вернулся в игру. "Я дико хотел играть, очень злился, однако не сдавался", — вспоминает Каннаваро. Спустя несколько дней тренер заявил, что он выйдет в основе против Милана и будет опекать Марко ван Бастена, но Фабио снова не сыграл. Оно и к лучшему. Россо-нери разбили Наполи, а легендарный голландец забил пять голов. "Представляете, какой это был бы позор?!" — громко хохочет Каннаваро, рассказывая эту историю.
Своим крестным отцом будущий обладатель Золотого мяча называет Оттавио Бьянки – специалиста, который выиграл с Марадоной скудетто, а в начале 90-х вернулся в Неаполь. Алленаторе приглянулся молодой невысокий защитник, и накануне матча с Ювентусом Джованни Трапаттони тренер подошел к Ферраре: "Как считаешь, Каннаваро готов играть? Устрою ему экзамен".
"Я, конечно, очень нервничал, но старался оставаться хладнокровным. Помню, пошел на левый фланг, чтобы отобрать мяч у Ди Канио, ошибся, и Паоло забил". Наполи проиграл 3:4, а Фабио был заменен по ходу второго тайма. Но это было вовсе не наказание. Перед всей командой Бьянки похвалил юношу и заявил, что у того впереди великая карьера. Вскоре был дебют на Сан Паоло, в матче с Торино. "Уже на пятой минуте он сделал такой подкат… Я понял – теперь мой сын будет основным", — вспоминает Паскуале Каннаваро.
Фабио быстро добился того, о чем мечтал – защитник влюбил в себя неаполитанскую публику и стал лидером родной команды, окончательно закрепившись в старте при Марчелло Липпи. Вот только клуб переживал не лучшие времена. Феррару и Джанфранко Дзолу продали, а летом 1995-го президент Наполи Коррадо Ферлаино сообщил Каннаваро, что им нужно совершить деловую поездку в Милан. Партенопеи договорились с Интером о продаже Фабио, однако в последний момент вмешался патрон Пармы Стефано Танци, строивший очень амбициозные планы на будущее.
"Я болел за Наполи с детства, мне было очень сложно уходить. Но мне сказали, что если я откажусь от трансфера, то у клуба
будут серьезные финансовые проблемы. Помню, мне позвонил мой друг Массимо и расплакался, когда я сказал, что буду играть за Крестоносцев".
Джиджи Буффон в воротах, Каннаваро и Лилиан Тюрам в центре защиты – это без сомнения, была одна из сильнейших оборон Серии А. "Я мог позволить себе ошибаться, ведь был уверен, что Лилиан подстрахует. Ну а если и он сплоховал, то все равно все будет в порядке – Джанлуиджи спасет". Великолепная защита, потрясающее атакующее трио Креспо – Кьеза – Дзола и Карло Анчелотти на тренерской скамье – эта команде не могла не бороться за титул.
19 мая 1997 года. Парма играет с Ювентусом, лидером чемпионата, от которого отстает на шесть очков. Зинедин Зидан забивает в свои ворота, но вскоре Каннаваро нарушает правила на Кристиане Виери, судья ставит пенальти, и Никола Аморузо сравнивает счет. Несмотря на то, что специалисты признают справедливость 11-метрового, Фабио до сих пор возмущается – дескать, в Бобо 85 кг, как я мог уложить его на газон?! Спустя неделю Старая Синьора официально становится обладателем скудетто.
Следующий сезон, однако, сложился для Крестоносцев куда удачнее – команда достигла своего пика. Кубок Италии, Кубок УЕФА, Суперкубок Италии – Каннаваро взял первые трофеи в своей карьере, а специалисты не переставили удивляться великолепным и уверенным действиям новой надежды кальчо. "Я смотрел на его игру и не мог поверить – он шел в такие подкаты, которые многим игрокам попросту не под силу сделать", — говорит Фабио Капелло.
"Мы привыкли восхищаться десятыми номерами, нападающими, которые могут придумать что-то неожиданное, красивое, обыграть соперника, — страстно поясняет Каннаваро. – Марадона, Роналдо – это боги. А что же делать защитникам? Если против тебя играет такой чемпион, если он получает мяч, то твоя песенка спета. Необходимо опередить его – и движением, и мыслью. Это искусство. На тренерских курсах Ренцо Уливьери, рассказывая о принципах игры в обороне, заявил: "Первым делом, не пытайтесь опередить оппонента – это огромный риск". Я поднял руку: "Эм… Если бы я этого не делал, то ничего бы не добился". Уливьери отмахнулся: "Фабио, ты – это отдельный случай!"
Прощание с Пармой, конечно, не обошлось без слез. Два года в Интере также не подарили позитивных эмоций – у Каннаваро
возникли проблемы со здоровьем, травма сказалась на его выступлениях. Но неудачи остались в прошлом, когда Фабио Капелло позвал своего теску в Ювентус, стремясь создать команду, которая будет играть в лучший футбол на Апеннинах. Буффон и Тюрам встретили старого знакомого теплыми объятиями, болельщики вновь увидели великолепного Фабио. В чемпионате он отыграл все 38 матчей, а Старая Синьора завоевала скудетто. Спустя два года разгорится скандал Кальчополи, и у туринцев отберут титул. Впрочем, Каннаваро считает, что смело может называть себя чемпионом Серии А, пусть у него и нет тому официального подтверждения. Следующей ступенью был чемпионат мира.
"Сильной стороной сборной в 2006 году была оборона", — говорит Чиро Феррара. "Я настаиваю, потому что был помощником Липпи и сам тренировал защитников на том турнире", — смеясь, добавляет он. Сердцем защитной линии Скуадры Адзурры, конечно, был ее капитан.
"В полуфинале мы играли с Германией, и Липпи выпустил на замену трех нападающих – одного за другим. Я в шоке поворачивался к Буффону – что он делает? Джиджи тоже был в недоумении. После матча я спросил у Марчелло об этих маневрах, и его ответ заставил меня покраснеть: "Я мог выпустить и десять нападающих, потому что не волновался по поводу обороны – ты ведь был на поле".
За 90 минут Скуадра Адзурра и Бундестим не забили голов, потому игра перешла в овертайм. Фабио Гроссо, поразив ворота Йенса Леманна, стал героем нации, добил немцев за мгновение до финального свистка Алессандро Дель Пьеро.
Комбинацию, которая предшествовала точному удару Пинтуриккьо, любой болельщик адзурри опишет вам даже спросонья. Каннаваро отбирает мяч у Подольски около своей штрафной, рвется вперед, круглого подбирает Тотти… Джилардино, Дель Пьеро, 2:0
Главными действующими лицами берлинского финала стали другие футболисты. Когда дело дошло до серии 11-метровых, Каннаваро встал в центре поля, скрестив руки на груди, и никак не реагировал на удары. Сам бить он отказался наотрез – еще в 14 лет не забил пенальти в финале детского турнира и с тех пор ни разу не подошел к "точке". Фабио Гроссо отправился бить, а Андреа Пирло в центральном круге обнял Каннаваро. Спустя мгновение они оба уже бежали поздравлять защитника Палермо, который принес Италии титул чемпионов мира.
"Когда я забирался на пьедестал с Кубком в руках, то попросил ребят поддержать меня – слишком он был неустойчивым. В голове была одна мысль – только бы не упасть". Каннаваро устоял, а через полгода получил Золотой мяч из руки Моники Беллуччи – одной из самых красивых женщин современности. Он снова опередил всех.
Юрий Шевченко, Football.ua