The Telegraph рассказывает историю о начале тренерской карьеры нынешнего наставника Челси, когда еще далеко не такой пышноволосый Антонио Конте едва не привел скромный Ареццо к историческому достижению.
В один прекрасный, но очень холодный день в Тоскане, где Антонио Конте начал свою тренерскую карьеру, давнишний фотограф местного футбольного клуба Ареццо из третьего итальянского дивизиона Джулио Чиринеи наблюдает за тренировкой своей команды и размышляет над извечными для жителей Тосканы вопросами.
"Мой дедушка всегда метал увидеть, как Ареццо играет в Серии А, но так и не дожил до этого дня. Отец до сих пор ездит на все домашние и выездные матчи — и тоже пока что не дождался. Я фотографировал 566 игр, дома и на выезде — на днях как раз подсчитал точное количество, и меня мучит тот же вопрос: увижу ли я когда-нибудь, как Ареццо выступает в Серии А?"
Город известен своими искусными ювелирами, футбольным клубом, который никогда не играл в Серии А, а еще здесь началась тренерская карьера человека, который впоследствии тренировал сборную Италии, а теперь штурмует английскую Премьер-лигу. Но сезон 2006-2007 стал для Ареццо не таким, как все остальные. В том сезоне Конте был уволен, потом его назначили снова, а за этим последовало одно из самых больших разочарований в истории маленького городка.
Находясь на стадионе Читта ди Ареццо, сложно поверить, что нынешний наставник Челси, который является одним из главных претендентов на чемпионство в этом розыгрыше АПЛ, тренировал здесь после такой блестящей карьеры игрока. Но именно здесь Антонио и начинал — в трясине борьбы за выживание в Серии B, когда пересадка волосяных фолликулов была еще впереди.
На горизонте виднеется заснеженная вершина горы Пратоманьо, а на поле — четвертая команда в турнирной таблице Серии C1, которая в воскресенье встретится с местными соперниками — Сиеной — в очень серьезном дерби. Сиена в своей истории успела наиграться в высшем итальянском дивизионе; а в Ареццо до сих пор считают, что и их клубу это было бы по силам, не покинь команду Конте в 2007 году. После его ухода Ареццо ожидали темные времена — клуб умудрился скатиться до Серии D, пятого по счету дивизиона.
Конте стал у руля Ареццо летом 2006 года — как раз когда в итальянском футболе разгорелся коррупционный скандал кальчополи, а в Германии проходил чемпионат мира по футболу, который выиграли те же итальянцы. Успев поработать помощником тренера в Сиене, Конте начал жизнь на тренерском посту в Ареццо с девятиочкового штрафа, который затем сократили до шести. В этом же сезоне ему пришлось противостоять и своему бывшему клубу — Ювентусу, который тоже понизился в классе из-за скандала кальчополи.
В драматическом финале сезона именно Ювентус, с отрывом выигравший Серию B в тот раз, сыграл противоречивую роль в судьбе Ареццо: благодаря Юве команда Конте вылетела в низший дивизион. Этот город, судя по всему, до сих пор так и не смог с этим смириться. "В Ареццо никто не любит Ювентус, — говорит Чиринеи. — Даже те, кто поддерживал Юве как свой второй клуб, больше никогда не будут болеть за Старую Синьору".
А что насчет последующего возвращения Конте в Ювентус, с которым Антонио завоевал три титула Серии А, спустя четыре года после ухода из Ареццо? На этот вопрос Чиринеи как настоящий болельщик Ареццо отвечает дипломатически: "Все сложно".
Чтобы понять почему, нужно вернуться в сезон 2006-2007, когда Пьеро Манчини, тогдашний президент Ареццо, назначил Конте на должность главного тренера. Население Ареццо составляет 100 000 человек. На стадион ходит примерно 2000, а в хорошие времена — 4000, но свою команду в этом городе очень любят. Тифози Ареццо часто выигрывают национальные награды за поддержку своего клуба, а местные противостояния с Сиеной, Перуджей и Ливорно воспринимают как настоящую войну. Почему? По словам Чиринеи, за последнюю тысячу лет причин собралось более, чем достаточно.
Конте в Ареццо начал очень плохо — в октябре 2006 года его уже и уволить успели. Вспоминая прошлое, болельщики до сих пор не уверены, что Антонио тогда успел перестроиться с игрового мышления на тренерское. Да к тому же ему хронически не везло. Ареццо мог похвастаться удивительной серией из восьми пенальти, семь из которых реализовать не получилось.
Конте заменили на Маурицио Сарри, нынешнего наставника Наполи, но Манчини вскоре уволил и его. Клуб пострадал от несправедливого штрафа в шесть очков, и когда Чиринеи объясняет причины этого наказания, несложно понять, почему они его так бесят.
Следственные органы получили в распоряжение запись телефонного разговора 2005 года между представителем Милана Леонардо Меани и лайнсменом, Стефано Титоманлио, об игре между Ареццо и Салернитаной в сезоне 2004-2005. Ареццо признали виновным в коррупции. Позже имя клуба было очищено, но в Серию B их уже никто так и не вернул.
Вот в такой ситуации Конте и вернулся в Ареццо 13 марта 2007 года. Он согласился на это при условии, что не будет получать зарплату, зато у него будет полнейший контроль над всем клубом — без этого битву за выживание выиграть было нереально.
Манчини согласился. Конте вернулся: благодаря упорной работе и целеустремленности, которые сейчас можно увидеть в Челси, Ареццо начал побеждать.
Чиринеи вспоминает, как приятно было быть болельщиком Ареццо в конце мая, когда была добыта выездная победа над Римини и другие удачные результаты. Фотографии с тех времен у него остались знаковые: заведенный Конте празднует победу вместе с болельщиками так же, как и теперь в Челси, вот только на фоне крошечных трибун и нескольких сотен приехавших на выезд фанатов.
К финальной встрече против Тревизо команда Конте подошла, выиграв семь из двенадцати матчей за тот период, что Антонио руководил командой во второй раз.
"Если бы мы продержались, то могли бы побороться за выход в Серию А на следующий сезон, — говорит Чиринеи. — А там и Конте, может быть, удалось бы удержать, хотя бы на один-единственный сезон".
По мере приближения решающих финальных матчей Ареццо было все труднее. Бывший клуб Конте Ювентус приехал в гости 19 мая и уничтожил хозяев со счетом 5:1, попутно обеспечив себе чемпионство.
У Чиринеи остались фотографии и с того матча: тренер Ювентуса Дидье Дешам занимает место на скамейке у кромки поля, весь в деловом костюме, с улыбкой именитого тренера, который в третьем раунде Кубка Англии вынужден нанести визит в провинцию, куда больше никогда в жизни не вернется. Остается только предполагать, как чувствовал себя Антонио Конте, учитывая, что его игровая карьера ничем не уступала карьере бывшего товарища по команде. Но теперь один из них трудился, как раб, бесплатно, да еще и без топ-футболистов в своем распоряжении.
Да, выбирать Конте в то время в Ареццо было особо не из кого, хотя Антонио дал дорогу тогда еще совсем юному защитнику Андреа Раноккье, который теперь защищает цвета миланского Интера и сборной Италии, а в будущем вполне может воссоединиться с бывшим наставником в Челси. В той же команде был и Антонио Флоро Флорес, ныне выступающий за Кьево в Серии А, и полузащитник Даниэле Кроче — теперь игрок Эмполи. Но в целом — мягко говоря, негусто.
После возвращения в Ареццо Конте был уже совершенно другим тренером. 70-летний Джованни Саррини, администратор по экипировке в Ареццо, тепло вспоминает то время. "Когда Конте попал к нам в первый раз, он еще мыслил как бывший игрок. Когда он пришел к нам во второй раз — он мыслил как тренер. Очень сильная личность, очень строг со своими игроками. Tirato fuori le palle", — что в переводе с итальянского означает: "Показал, что у него есть яйца".
После победы в Римини и домашней ничьей против Модены Ареццо прибыл на финальный матч сезона в гости к Тревизо. Для попадания в плей-офф за сохранение места в Серии B им было необходимо победить, при том, чтобы Специя не выиграла у Ювентуса в Турине. Январское домашнее противостояние Специя свела к ничьей, а на выезде против такого гиганта шансов не должно было быть и вовсе. Но все сложилось иначе.
В тот день в Турине Дешам дал отдохнуть знаменитому Джанлуиджи Буффону. Павел Недвед, Джорджо Кьеллини и Мауро Каморанези тоже пропустили эту игру.
Давид Трезеге забил второй мяч своей команды и ушел отдыхать. Специя дважды выходила вперед, Ювентус дважды догонял, но за 30 секунд до конца основного времени Никола Падоин забил исторический мяч, который гарантировал его команде место в плей-офф, где у Специи тоже все получилось.
Послематчевая пресс-конференция Конте уже стала местной легендой. Чиринеи цитирует слова тренера по памяти: "В футболе все умеют красиво говорить. Похоже, мы уже избавились от плохих ребят, и теперь игра чиста. Все должны быть рады. Да здравствует честная игра!".
Теорий о победе Специи в том матче полно, особенно учитывая роль Ювентуса в скандале кальчополи. Но действительно ли мог Юве, только что обеспечив себе возвращение в Серию А, снова так рисковать? Или без нескольких ключевых игроков у Старой Синьоры просто выдался не лучший день? Кто знает.
Некоторое время всем казалось, что даже несмотря на вылет Ареццо, Конте останется в команде. Он мог бы согласиться, при условии, что и дальше контролировал бы все: от трансферов до назначения персонала. Этого Манчини уже позволить не мог, и Конте ушел, в дальнейшем повысив в классе Бари и Сиену, прежде чем в 2011 году ему предложили работу в Ювентусе.
Что же теперь думают о Конте в городе, где все ненавидят Ювентус?
"Конечно, мы им гордимся, — отвечает Чиринеи. — И хотя, с одной стороны, его можно назвать предателем за то, что он ушел работать в Ювентус, с другой — он хороший человек и отличный тренер". Продолжать Чиринеи не стал.
У жителей Ареццо до сих пор остались смешанные чувства после того июньского дня 2007 года, даже если Конте о нем уже забыл.
Но все еще помнят тот сумасшедший сезон в итальянском футболе, когда четыре клуба Серии B в 2006-2007-м мучились из-за снятых очков, а могучий Ювентус хозяйничал во втором дивизионе, как лиса в курятнике. Ареццо же навсегда останется клубом, где Конте начал свою тренерскую карьеру. Они также рады, что после вылета Конте не побоялся откровенно выговориться о несправедливости по отношению к Ареццо. Возможно, в Челси его ждут куда более серьезные трофеи, но для Ареццо по-прежнему нет более желанного достижения, чем то, что всегда от них ускользало, — попадание в Серию А; и Конте в свое время приблизил их к этому, как никто другой.
Сэм Уоллес, The Telegraph