Если вбить в google имя LuisSuarez– появится фотография зубастого уругвайца. Конечно, это вполне заслужено, однако не совсем справедливо по отношению к другому представителю испаноязычного футбола с точно таким же именем – великому, даже гениальному игроку. Он мог бы стать настоящим поэтом от футбола, Паганини с мячом вместо скрипки. В его репертуаре было все необходимое: чувство мяча, дриблинг, точность удара. Тем не менее Луис Суарес, не задумываясь, пожертвовал всем ради командной игры. Он предпочел стать не солистом, а дирижером оркестра. Альфредо Ди Стефано дал Суаресу говорящее прозвище El arquitecto, отдавая ему должное, хотя по понятным причинам особой любви между футболистами не было: Реал, Барселона, ну, вы поняли.
 
Смотрите сами. Суарес отбирает мяч, меняет направление атаки и тут же точно пробивает по воротам. Он определяет то, как разворачиваются атакующие маневры команды – все мячи проходят через его ноги. Суарес видит, как Факкетти борется на фланге, он уже готов перехватить мяч и сразу же отдать на Маццолу впереди. Суарес следует за развитием атаки и снова спасает команду от потери мяча. Прессинг нерадзурри продолжается, а Суарес открывается справа, чтобы получить передачу и тут же снова отдать вперед… В этом суть игры испанца!
 
По происхождению Луис Суарес Мирамонтес – галисиец. Будущий чемпион родился 2 мая 1935 года в Ла-Корунье. Как и многие его коллеги, мальчик увлекся игрой с мячом в раннем детстве: «Уже в шесть лет футбол привлекал меня намного больше, чем школа». Телосложение у Луиса было хрупким и изящным, роста не хватало, поэтому папа Аугустин, мясник по профессии, увидев выдающиеся способности сына, начал откармливать его бифштексами с кровью. Такое питание помогло, а природный талант привлек внимание специалистов, в частности аргентинского тренера Депортиво Алехандро Скопелли, который в свое время был кумиром тифози Ромы.
 
Именно Скопелли дал юноше первые уроки футбола, после чего Суареса отправили в фарм-клуб Депортиво Фабриль, чтобы тот имел постоянную практику. Галисийцы надеялись, что как только юноше исполнится 18 лет, он начнет выступать в первой команде и принесет клубу много пользы. И зря… Вмешалась Барселона, которая переманила Суареса к себе, так и не позволив ему в полноценно заиграть в родном клубе. А в столице Каталонии Луис получил возможность планомерно развиваться в тени легендарного Ладислао Кубалы.
 
Как известно, наличие в команде легенд порой стесняет. Особенно, когда происходит столкновение двух сильных личностей. Из столкновения с новым тренером клуба Эленио Эреррой, ранее выигравшим два чемпионских титула с мадридским Атлетико, Кубала, естественно, победителем выйти не мог. Однако у будущей иконы катеначчо другого выхода не было: его футбол требовал иного лидера – того, который был способен отдаваться на милость коллектива, который способен жертвовать личными амбициями ради общего блага.
 
В этом отношении появление в Барселоне Суареса, воистину, судьбоносно. Изначально инчас блаугранас отнеслись к новичку скептически, однако результаты заставили их пересмотреть свое мнение. Луисито оказался воплощением футбольного альтруизма, он без проблем адаптировался к позиции лево-центрального полузащитника, куда его отправил Эррера, и начал созидать. Он был мозгом той Барсы, и, к тому же, не лишился умения забивать голы. За восемь сезонов в столице Каталонии (с 1953/54 по 1960/61) Суарес выиграл два чемпионских титула, два Кубка Испании и два Кубка Ярмарок. Золотой мяч от Франс Футбола – заслуженное вознаграждение, которое, кстати, только раз в истории оказалось в руках испанца. Или, если хотите, галисийца, но суть не в этом, а в том, что за нынешнее золотое поколение Барселоны престижные награды собирает аргентинец Месси, а испанцы/каталонцы пока что остаются на голодном пайке.
 
Тем временем Эленио Эррера перешел в Интер Анджело Моратти и уже там начал перекраивать команду под себя. Идолом Милана по праву считался Антонио Анджелилло, которого обожали и простые тифози, и сам президент нерадзурри. Однако Эрерра ставит условие: если вы хотите побеждать, от услуг Анджеллило придется отказаться. Ничего не поделаешь – пришлось соглашаться. Получив карт-бланш, аргентинский Маг потребовал приобрести у Барселоны Суареса. Что и было сделано – рекордная сумма трансфера не испугала Анджело Моратти, как не пугала, кстати, и его сына: 25 миллионов песет или 300 миллионов лир.
 
Надо сказать, что нескромные траты себя оправдали. Любимчик Эрреры моментально вписался в игру, вдохновляя на подвиги Сандро Маццолу и Жаира, и прекрасно взаимодействуя с еще одним мозгом команды – либеро Армандо Пикки. Галисиец – всегда спокоен и молчалив, в отличие от взрывного покровителя-аргентинца, который не раз устраивал разборки с прессой и недоброжелателями в прямом эфире. Луисито не делал громких заявлений, но строил игру – игру команды, которую вскоре назовут Великий Интер. И через многие годы Эррера не без пиетета признается: «Среди великолепных футболистов, которые были у меня в распоряжении, Суарес – самый важный. Важнейший!»
 
Черно-синяя эпопея Великого Интера началась со скудетто 1962/63, выигранного у Ювентуса с преимуществом в четыре очка. И завершилась через четыре года, но совсем не на радостной ноте: 28 мая 1967-го Интер проиграл финал Селтику КЕЧ в Лиссабоне, а 1 июня уступил Мантове в последнем туре Серии А и отдал титул прямо в руки Ювентуса. Как вспоминает сам Суарес: «В Лиссабоне ни я, ни Жаир не смогли играть из-за травм, что и повлияло на исход матча, потому что в те времена футболисты не были взаимозаменяемыми, как сейчас: в составе числилось 16-18 игроков и несколько ребят из Примаверы. Нам удалось восстановиться к выезду в Мантую, и тот матч считался формальностью. Однако мы проиграли со счетом 0:1, испытав весь ужас падения с вершины. Тем не менее, я не считаю, что наш цикл тогда завершился бы, если бы Эррера не решил провести революцию. Ведь, в целом, сезон не был провальным: мы дошли до финала КЕЧ и в чемпионате держались во главе таблицы. Однако Эленио погнался за новизной и через год мы уже финишировали пятыми. Так закончился Великий Интер». Правда, до этого успел выиграть три скудетто, два КЕЧ и два Межконтинентальных кубка.
 
Луисито оставался в Милане до 1970 года, пока в клубе не поменялось руководство: на место Моратти пришел Ивано Фраиццоли. От ветеранов решили избавиться, и Луисито оказался в Генуе, в Сампдории. Класс и футбольный ум с возрастом никуда не деваются, поэтому на протяжении трех сезонов в футболку блучеркьяти Суарес отнюдь не был лишним на поле, а даже получал вызовы в сборную (12 апреля 1972 года, Греция – Испания 0:0). Кстати, о Фурии Рохе: ведь первый трофей в ее истории – чемпионат Европы 1964 года – тоже не обошелся без участия Суареса, причем в качестве лидера команды.
 
Так и не став по-настоящему успешным тренером, хотя и пытался, Луис Суарес теперь работает скаутом Интера и иногда высказывает свои мысли о футболе. Например, такие: «Отношения с людьми были совсем иными, чем сейчас. Мы не пребывали все время в центре внимания, будучи обычными футболистами, а не чем-то средним между актерами и фотомоделями. А футбол, в который мы играли, конечно же, был менее динамичным, однако в тысячу раз более техничным, чем сейчас».


Яна Дашковская, специально для Сalcio dello Stivale