Испанец показывает своим ленивым коллегам и разочарованной публике, что не у всех футболистов в голове находится место только для двух вещей – дорогой игрушки на четырех колесах с определенным количеством лошадиных сил, а также еще одной игрушки на двух ногах и с определенным количеством изгибов. А что говорить они могут исключительно о футболе:
"Мне всегда и везде задают вопросы только о моей профессии: нравится ли мне позиция, нравится ли тренер, как складываются отношения с партнерами, удастся ли подобраться к Ювентусу и какое впечатление производит чемпионат Италии… Это происходит и с новыми знакомыми и с друзьями, которых я давно не видел. Скукота! Я ведь не только футболист, но еще и человек".
 
- О чем бы вы хотели поговорить?
 
- Обо всем: о путешествиях, о людях, о политике. Мне нравится говорить о политике, потому что, по моему мнению, футболисты должны иметь свои мысли и высказывать их. Да, нам повезло, у нас есть деньги и привилегии, но мы обязаны знать, что происходит в мире. Еще и потому, что наша популярность позволяет нам открыть глаза тем, кто отвлекся от происходящего или кто делает вид, что ничего не видит.
 
- И что вы видите?
 
- Глубокий кризис в моей стране. В Испании есть четкое разделение на левых и правых, но, на самом деле, все это формальность: ситуация очень запутанная. Это доказывает произошедшее в газете El Pais, всегда придерживающейся левых взглядов. Там все время критиковали политику увольнений, называя ее жестокой, а потом сами отправили по домам 129 человек, сообщив им об этом по электронной почте. Так не делается.
 
- В Твиттере вы писали об этом и о многих других вещах. Вы используете этот способ общения, чтобы о ваших мыслях узнали как можно больше людей?
 
- Я узнал о Твиттере три года назад благодаря Арбелоа, который выступал со мной в Реале. До этого я мало что знал о всяких технологиях. Мне нравится это развлечение, хотя известно, что футболисту можно много писать, если в игре все складывается хорошо, а иначе в ответ он будет получать одни лишь оскорбления.
 
- Вы за правых или за левых?
 
- Я разочаровался во всех. За последние восемь лет левые и правые были у власти попеременно, и показали себя одинаково плохо.
 
- Какую ошибку, совершенную этими правительствами, вы считаете самой серьезной?
 
- То, что они сделали ставку на строительство, чтобы обеспечить экономическое развитие. Они верили, что, строя дом за домом и соответствующие инфраструктуры, они смогут гарантировать занятость и благосостояние населения, а, значит, решат все проблемы.
 
- Экономический кризис в Европе возник из-за беспорядочных действий финансовых структур или медлительности в принятии решений политиками?
 
- И то, и другое сыграло свою роль. Рискованные операции банков, которых потом спасли от банкротства за счет простых граждан, привели к катастрофе. Однако и мы совершили ошибку: например, в Испании все верили, что экономический подъем будет длиться вечно. Люди жили не по средствам, бездумно проедая собственные сбережения. Транжирились не только общественные деньги, но и частные.
 
- Что касается банков: было много  полемики о финансовой помощи Реалу и Барселоне от кредитных институтов на грани банкротства. Вы считаете, что это было правильное решение?
 
- Нет. В такое время мы должны думать о людях, а не о клубах. За последние недели в моей стране 3 или 4 человека совершили самоубийство, потому что не могли выплачивать кредит или аренду за дом. Вот этим мы обязаны заниматься. А футбол идет потом.
 
- Тем не менее еще каких-то пять лет назад Фабио Капелло, будучи тренером тренера Реала, подчеркивал разницу в уровне жизни Испании и Италии. В вашу пользу, естественно.
 
- Ну, не все так плохо: у нас передовая страна с развитой транспортной системой и хорошим сервисом. Есть бесплатное медицинское обслуживание и чудесные бесплатные автострады.
 
- Вы уже что-то поняли об итальянской политике?
 
- Немного. Интересно лучше узнать Берлускони: о нем говорит весь мир, но все дают противоположные оценки. Однако одно мне уже ясно: ваши политики, как и наши, больше ругаются, чем работают. Хотя в Испании тот, кто проигрывает выборы, сходит со сцены. А у вас нет.
 
- Для чего еще вы используете Твиттер, кроме дискуссий на темы политики?
 
- Чтобы рассказать немного о себе и о своих увлечениях. Мне нравится писать, но не о футболе. Я не делаю как почти все мои коллеги, которые хвалят себя и свою команду после каждой победы. Например, мне нравится НБА… Я использую Твиттер, чтобы выбрать книги для чтения: прошу советов, получаю списки и решаю. А в Инстаграм я выкладываю, преимущественно, фотографии своих путешествий.
 
- Лучший отпуск в вашей жизни?
 
- На прошлое Рождество мы ездили в Нью-Йорк. Мне говорили, что в это время года в городе особенная атмосфера – так и есть.
 
- Что вы успели увидеть в Италии?
 
- В Тоскане недавно посетил Сан-Джиминьяно. В остальном, когда у меня есть день-два выходных, беру жену и сына, и мы едем в Милан, Рим, Сиену…
 
- Вы классический турист с картой в руках?
 
- Не совсем. Мне нравится бесцельно бродить по месту, чтобы познать его.
 
- Что бы вы выбрали – посещение музея или прогулку на свежем воздухе?
 
- В солнечный день – только прогулка! Мне нравится узнавать людей, смотреть, как они живут.
 
- Самый смешной эпизод, который с вами приключился в Италии?
 
- В баре. Я заказал капучино, и его подали, написав мое имя на пене. Только бариста ошибся – написал Борка: букву "к" вместо "х".
 
- А как правильно произносится ваше имя?
 
- Вот так (и выдает тот гортанный звук, типичный для тех, у кого болит горло). Партнеры по Фиорентине как только меня не называют: и Борка, и Борджа, и даже Борса (смеется).
 
(В итальянском языке нет звука "х", поэтому и возникает проблема с именем Валеро. Обычно итальянцы вообще не произносят этот звук в иностранных словах, например, "Хонда" у них звучит как "Онда". А слово "борса" переводится как "сумка" – прим. Я.Д.).
 
- Вы рассчитывали на столь быструю адаптацию в итальянском футболе?
 
- Нет. Многие испанцы не смогли заиграть у вас. Мне помогли хорошие партнеры по команде и тот факт, что Монтелле нравится строить игру команды в испанском стиле: владение мячом и короткий пас.
 
- Кто из партнеров поразил вас больше всего?
 
- Писарро рядом на поле – это наслаждение. Чудесный футболист!
 
- Вас удивили многочисленные судейские скандалы, отравляющие итальянский чемпионат? 
 
- Нет. У нас между Реалом и Барселоной еще хуже. И не важно, играют они между собой или против других соперников.
 
- А у вас возникало подозрение, что те или иные действия арбитров не просто ошибка?
 
- Нет. Я не умею думать плохо о людях. Всегда ищу их лучшую сторону, и мне каждый раз кажется, что нахожу. Потом оказывается, что я ошибался, однако инстинкт все равно говорит мне доверять людям. Ничего не могу поделать.
 
- Вы начали карьеру в Реале, где, как вы говорите, научились всему как футболист и как человек. Чему именно вы научились?
 
- Вести себя в соответствии с различными ситуациями. Когда молчать, когда говорить, когда пытаться шутить. Там мне объяснили, что сначала надо быть человеком, а потом футболистом. Хотя я не уверен, что они и сейчас придерживаются этой философии.
 
- Почему у вас не сложилась в Мадриде?
 
- Возможно, я недостаточно техничный и быстрый для Реала. Возможно, тогда я еще не созрел как человек и как профессионал. Там очень большой прессинг, начиная от президента и заканчивая грузчиком, все требуют от футболистов одного – побеждать. Никто не дает тебе времени, поэтому парням из кантеры очень трудно. В Барселоне совсем иное отношение.
 
- В Мадриде вас воспитал Дель Боске, который сейчас возглавляет сборную Испании. Считаете, что, если бы не конкуренция с Хави, Иньестой и Фабрегасом, вы бы были в основе его команды?
 
- (Смеется). Думаю, что тогда было бы проще хотя бы получить вызов.  
 
- Ваша мечта?
 
- Хотя бы один день побыть на месте президента Обамы, чтобы лично узнать, что опьяняет больше – возможность изменить жизнь людей к лучшему или вкус огромной власти в твоих руках.
 
- Вы уже решили, чем займетесь после завершения карьеры?
 
- Я всегда говорил жене, что хотел бы заниматься чем-то вне футбола. Учиться, например: то, что я не сумел сделать в детстве и юности. Или путешествовать: хотелось бы прожить год в Индии или США. Однако футбол – прекрасен, и если будет возможность помочь другу, который тренирует молодежь…
 
По материалам Sport Week
Перевод и адаптация Яны Дашковской, специально для Football.ua