Рубрика Calcio dello Stivale представляет интервью с вратарем Ювентуса Джанлуиджи Буффоном.
В 2006 году Джиджи Буффон стал чемпионом мира, и Международная федерация футбольной истории и статистики IFFHS назвала его лучшим вратарем столетия. Главная цель капитана сборной Италии и Ювентуса — в шестой раз сыграть на мундиале, добиться того, чего не удавалось ни одному футболистов в истории. Но мы говорим с ним не только об игре, это разговор о жизни, монолог Буффона, лишенный наших вопросов. Впрочем, один все-таки оставим. Итак, когда человек осознает, что он уже взрослый?
Мне кажется, мы становимся взрослыми, когда понимаем, что на нас лежит ответственность. Для меня сейчас это означает разные вещи: я говорю о семье, команде, стране. Это очень личный момент и, в то же время, его легко вынести на публику, потому важно быть последовательным. Для меня последовательность чрезвычайно важна.
Важным моментом в моем взрослении стала депрессия. После нее пришло отчетливое осознание, своего рода посвящение, некая революция. До этого я чувствовал себя мальчишкой — во всех отношениях. У меня был невероятный энтузиазм, море энергии, я был беспечным, как никогда. Я уверен, что избежать переломного момента было попросту невозможно. Главное изменение вот в чем — я начал смотреть на себя со стороны, осознанно. Я стал спрашивать себя: для чего я совершаю тот или иной поступок? В чем смысл моего присутствия здесь? Вопрос начал предшествовать действию, а раньше все было наоборот. Я нашел новое место в жизни и не скажу, что не оставил позади что-то прекрасное. Есть ведь прелесть в том, чтобы жить без правил, без четкого понимания себя. Но человек меняется, это влечет за собой новые обязанности, новые мысли. Цель может остаться той же, однако невозможно постоянно стараться достичь ее одними и теми же методами.
Восприятие страха тоже меняется. Теперь я боюсь только за своих детей. О них я думаю, когда просыпаюсь посреди ночи. Я переживаю, что могу их разочаровать или подать им, пусть и ненароком, плохой пример. Время от времени меня посещают странные мысли. Например, я четко представляю, как меня сбивает поезд, но я спасаю детей. Я бы не медлил ни секунды. Я бы отдал за них жизнь — и это не просто громкая фраза. Вдобавок я чувствую необходимость передать им свои знания, научить жизненным ценностям.
Я верю в уважение, вежливость и образование. Суть того, кто ты и кем хочешь стать, кроется в самых простых вещах. Если ты чувствуешь, что старой женщине нужно уступить место в переполненном автобусе, если ты умеешь слушать тех, кто в этом нуждается, то никогда не сделаешь в своей жизни что-то плохое преднамеренно.
Я много играю со своими детьми. Могу, конечно, вести себя, как придурок, но стараюсь обратить их внимание на важные вещи. На то, как нужно вести себя с друзьями и взрослыми. Как воспринимать школу и город. Дети — часть меня, но они — личности, потому, конечно, я иногда позволяют им поступать так, как они хотят. Мне интересно увидеть, какими они растут. Когда взрослые их не контролируют, дети показывают, кто они на самом деле.
Это странно, но я давно четко понимал, каким буду отцом. У меня до сих пор тысяча сомнений в отношении себя, но есть и твердое понимание того, что я за человек. Наблюдение за собой мне в какой-то мере помогло. К примеру, когда меня публично критикуют — не как футболиста, а как человека — я не проглатываю это. Я знаю, что не заслужил ничего подобного, я не сомневаюсь в себе. Я смотрю в зеркало и вижу знакомого человека.
Меня не пугает мнение других людей, потому что я сам оцениваю себя каждый день. И, надо сказать, я самый требовательный свой критик, потому знаю, как переносить самые серьезные обвинения.
Я не думаю, что я был бы другим человеком, если бы не стал известным футболистом. Я возвращаюсь домой, общаюсь с родителями и понимаю, что очень на них похож. Мы смотрим на жизнь одинаково, мы делаем одни и те же выводы.
О чем я мечтаю? Это мираж, абсолютная утопия. Я хочу, чтобы счастье длилось 24 часа в сутки. Таков мой проект, и я не вижу в нем ничего плохого. Путь к счастью не такой простой как кажется — он пролегает через страдания и жертвы. Хорошо, когда есть человек, который разделяет с тобой эту дорогу. Я сейчас прозвучу, как трехлетний ребенок, но я уверен, что каждый должен изумляться жизни и верить в мечты. Без этого не существует ничего. Идея счастья для меня построена на внутреннем спокойствии, которое мне дарят мои отношения с окружающим миром — как друга, как сына, как отца, как брата, как футболиста. Что еще может помочь? Обязательно нужно находить время для книг и интересных статей — к этому я, к сожалению, пришел поздно. Например, мне действительно нравится изучать историю, это истинное удовольствие.
Когда ты понимаешь, сколько нового тебе дает мировая культура, то можешь излечить любую душевную рану. Иногда я завидую тем, у кого есть время побыть с собой наедине. Одиночество — это еще один способ познать себя. Когда ты говоришь с собой, то задаешь вопросы, которые интересуют только тебя, общаешься с вечностью. Потому я часто спрашиваю себя, для чего существуют люди, поступил ли я правильно или ошибся.
С возрастом я стал больше смотреть по сторонам, наблюдать, созерцать. И знаете, что я замечаю? Прежде всего, конечно, то, сколько проблем мы, люди, создаем сами себе. Но за всеми проблемами я вижу невероятную красоту мира. Каждого дерева, каждого листка, каждой реки. Нам все это досталось по наследству, и мы обязаны сохранить то, что нам доверено.
Когда ты смотришь на жизнь таким образом, то это, конечно, иногда утомительно, часто нервы не выдерживают, но в конечном итоге ты получаешь нечто, о чем другие только мечтают. Ощущение, что ты — главный герой в самом важном состязании мира, это нечто невероятное.
Впрочем, я не хочу быть тренером. Я не в восторге от идеи начать все заново, учиться день за днем. С другой стороны, возглавить какую-нибудь национальную сборную, набраться опыта в другой стороне — это мне по душе. Также я вижу себя на должности функционера, человека, который сможет помочь развивать футбол в нашей стране. Я двадцать лет выступаю за сборную и играю в Серии А, мне есть, чем поделиться: опытом и знаниями, которые могут быть полезны.
В клубе, за который я выступаю, все достигается за счет слаженной работы, но основные идеи всегда идут сверху — от нашего лидера. У лидера должна быть жажда побеждать и желание удивлять. Никогда нельзя довольствоваться достигнутым — тогда вся страсть сходит на нет. Люди могут видеть в ком-то лидера, но нельзя никого заставлять им становиться. Это исходит от самого человека. Я пытаюсь передать своим партнерам по команде те ценности, в которые верю. К примеру, я уверен, что победы добывает коллектив, все 25 футболистов — даже те, кто не играет. Каждый заслуживает уважения — без исключения.
Я рад быть капитаном сборной Италии. Я могу жаловаться на страну, как ее гражданин, но ни разу не было такого, чтобы я не испытывал гордость, понимая, что я — итальянец. Я верю в эту нацию, я — ее часть. Невозможно не любить Италию, ведь несмотря на то, что нас совсем немного, мы сделали столько всего прекрасного: в искусстве, в культуре, в спорте. Мы — особый народ, но, к сожалению, больше не осознаем это. А ведь наша земля и наша история не заслужили такого отношения к себе.
Итальянцем не хватает заинтересованности, чтобы понять, какой у них потенциал. Если их не волнует, где они живут, то зачем вообще жить?! Чтобы полюбить что-то, необходимо познать его полностью. Средневековье, Возрождения, Первая мировая война, Вторая мировая война, Маццини, Гарибальди, жертвы и победы. Для меня возвращение в Италию — это всегда возвращение домой. Нет другого места на Земле, где я чувствовал бы себя так же умиротворенно. Я физически ощущаю необходимость находиться здесь, рядом со своими корнями. Я рад, что родился в Италии. Это лучшее место в мире, но почувствовать его можно только в том случае, если ты находишь ответы на самые важные вопросы и сражаешься за то, что ценишь
Материал журнала GQ
Перевод Юрия Шевченко, Football.ua